Еще один, уже пятый в очереди танк 11-го танкового полка японской армии, уничтоженный нашими десантниками на острове Шумшу 18 августа 1945 года в ходе неудачной японской контратаки. Танк находится немного на отшибе, в гуще зарослей кедрача и поэтому добираются до него лишь самые стойкие и упорные туристы. Машина хорошо сохранилась, отсутствует только движок и часть бронезащиты двигателя. Ну внутри всё полностью разбито в результате взрыва БК.
Из статьи "Памятники военной истории на Северных Курилах (По результатам обследования островов Шумшу и Парамушир в 1991 - 1992 гг.) Н. Б. Аюшин, В. И. Калинин, Д. А. Анча", опубликованной в Краеведческом бюллетене за 1998. № 1.
м) танк "чи-ха" (модель с 45-мм пушкой) в 250 м к северо-северо-востоку от вершины выс. 171,0 сохранился хорошо, однако двигатель и прикрывавшая его сверху броня с машины сняты. В остальном сохранность танка хорошая.
Одна из двух машин, которые наиболее далеко продвинулись в направлении пляжа Такеда и мыса Курбатова (Кокутан). Танк уничтожен массированным огнём ПТРД с разных сторон, пробоина в правом борту корпуса, прострелена корма и ящик для имущества. Пробита башня с разных сторон, три пробоины в правом борту башни, пробоины в левом борты у кормовой ниши, следы попаданий на маске орудия, прострелена командирская башенка. В общем, башня как дуршлаг. Кормовая ниша башни расколота в результате взрыва боекомплекта. Из экипажа не выжил никто.
Двигатель давно ушел помогать народному хозяйству вместе с прикрывающими его бронелистами. Хотя броня может и валяется где-то рядом, в этих кущерях особо не видно.
Предположительно, это машина командира 1-й роты 11-го танкового полка капитана 船水達夫, (один из вариантов чтения: Фунамидзу Тацуо). Именно так она отмечается на японских картах, составленных выжившими ветеранами 11-го танкового полка.
Список погибших в машине членов экипажа:
Тай-и (капитан) Фунамидзу Тацуо
Со-те (старшина) Сейдзука
Гун-со (сержант) Сэто
Гун-со (сержант) Сато
Гун-со (сержант) Нисибе
Дзёто-хей (старший рядовой) Есида
Для меня загадка, почему у них столько погибших на одну машину при штатной численности экипажа в четыре человека. Вероятно, также шли в атаку и те, у кого танки не смогли привести в боевую готовность на базе или они вышли из строя. Всего полковник Икеда привел к Четырехгорью около сорока машин, всё что удалось привести в боеготовое состояние за несколько часов после поступления информации о десанте противника. А личный состав полка похоже прибыл весь, распределившись по имеющейся технике.
Фотографиия примерно семидесятых годов. Потом крылья и прочие детали отвалятся от старости и непогоды и танк приобретёт современный вид, как на следующем фото, сделанном в августе этого года.
Вдали видно побережье Первого Курильского пролива и мыс Почтарева (Кодомари)
Башня крупным планом
Внутренности машины. Всё разбито и уничтожено, от механизмов, подбоя и прочей начинки не осталось практически ничего. Всё лежит на дне боевого отделения слоем жеванного хлама, земли и мусора.
Мусор в том числе и современный
Командирская башенка. На заднем плане фотографии видна высота 165, сопка Северная и часть высоты 171. За командирской башенкой хорошо видно основание крепления зенитного пулемета.
Этот танк интересен тем, что на нём сохранились остатки полковой эмблемы, иероглифа воин/самурай "士" на кормовой нише. Если внимательно присмотреться, можно увидеть следы рисунка.