Гунхильд Бет и немецкое образование

Sep 28, 2010 18:56

Вчера в наших краях состоялась встреча с Гунхильд Бёт,  депутаткой Ландтага Северный Рейн-Вестфалии от Линке;  вице-президент Ландтага.




Очень умная, интересная женщина. Учительница гимназии. 40 лет занимается политикой. Была членом СДПГ, затем в течение 10 лет - ГКП (коммунистка), затем перешла в ПДС и в Линке.

В Ландтаге она у нас отвечает за школьное образование. Разговор в основном шел именно об этом.

Трехкоридорная система образования, где детей насильственно сортируют после 4го класса, существует только в Германии и Австрии. Эта система демонстрирует свою неэффективность - немецкие школьники отстают от других в знаниях и навыках, согласно международным исследованиям (Pisa-Studie).
Хуже всего, конечно, приходится учащимся "низшей" - хауптшуле. Уже после 4го класса многие из них уверены, что ничего, кроме пожизненного пособия, им не светит. После получения "квалифицированного" диплома хауптшуле, сказала Бёт, находят место профессионального обучения всего 12% выпускников. Все предпочитают брать выпускников реальной школы...
еще меньше шансов на какую-то работу или учебу, если это не простая хауптшуле, а "развивающая" (например, для детей с проблемами в учебе, с проблемным поведением). Даже если диплом вполне нормальный, при штампе "развивающей" школы такого подростка никто не возьмет.

Теоретически, конечно, и после реальной, и после хауптшуле можно еще доучиться, перейти в гимназию. Но... выпускники реальной отстают в знаниях и навыках от гимназистов примерно на 8-12 месяцев, хауптшуле - на полтора года. То есть надо ОЧЕНЬ жестко и много работать, чтобы все-таки доучиться, и то не факт, что получится.
А как обстоит дело с "рекомендациями", то есть с направлением детей в 4м классе в определенный тип школы? Около 40% этих рекомендаций ошибочны.  Известно, что например, при среднем балле 2,3 ребенок может попасть и в гимназию, и в реал, и в хауптшуле! Зависит от конкретной начальной школы, учителя, родителей.
Из опыта с "гезамтшуле" (школой, где учатся все вместе) известно, что 70% ребят, которые в итоге получают там гимназический диплом, никогда не получали рекомендаций в гимназию. То есть если бы не гезамтшуле, они скорее всего никогда не достигли бы такого образования.

Что касается гезамтшуле (общая школа), к ним в Германии относятся подозрительно, и не развивают это дело, хотя запрос со стороны родителей очень большой, в Вуппертале, сказала Бёт, ежегодно остаются лишних 500 заявлений в гезамтшуле, дети не могут туда попасть. А во многих городах просто нет ни одной гезамтшуле. Результаты этих школ однозначно лучше, чем "трехступенчатой системы". Но увы...

Позиции, которые сейчас защищает Линке в ландтаге:
- в принципе, со временем - отмена системы трех коридоров, переход на гезамтшуле
- сейчас: отмена обязательных рекомендаций после 4го класса, право выбора родителей.
- отмена такого нововведения, как прохождение гимназического курса за 8 лет, а не за 9. Взамен Линке предлагает финскую модель: обычный темп учебы в "первой ступени" (с 5 по 10й класс), а в "верхней ступени" право выбора учащегося, он может пройти эту ступень за 2, 3 или 4 года, в зависимости от количества выбранных предметов. В Финляндии эта модель хорошо себя зарекомендовала. Таким образом, "быстрые" дети могут проходить гимназию за 8 лет, а кому это неудобно - за 9 или 10.
- отмена платы за обучение в вузах - этот вопрос уже практически решен! Идет спор только о сроках. В этом вопросе с Линке солидарны СДПГ и Зеленые, и все вместе эти три партии создают необходимое большинство в парламенте. В следующем году плата за обучение в вузах Вестфалии будет отменена! Ура, товарищи! Мы не зря работали в предвыборную кампанию!

Вообще Бёт сказала, что как раз именно в вопросах школьного образования подвижки есть и будут. Потому что в этих вопросах СДПГ и Зеленые не имеют особых противоречий с Линке. ВОт по другим вопросам, конечно, проблемы есть :((

Был задан вопрос, почему же "большие" партии не замечают, что "система трех коридоров" - это вообще-то говоря вопиющее безобразие? Ведь дело не только в аморальности и бесчеловечности этой системы, дело еще и в том, что Германия попросту рискует проиграть в конкуренции и потерять место "мирового экспортера".
Бёт сказала, что не то, что не замечают. Например, уже Handwerкskammer (Палата Ремесел) высказалась за отмену "трех коридоров", хотя в этой палате (представители промышленников) стопроцентно нет ни одного левого.
СДПГ уже предложила свой вариант "общей школы" - так называемую Gemeinschaftschule. От "гезамтшуле", по-видимому, она отличается только названием. Но СДПГ пока мнется и предлагает сделать эту общую школу только до 7го класса, а в 7м - "там посмотрим", то ли опять сортировать детей, то ли учить вместе.

Но вообще отменить эту систему, заметила Бёт, психологически сложно. В Германии укоренилась идея "сортировки плохих учеников от хороших", чтобы хорошие при этом выигрывали. Правда, они тоже почему-то не выигрывают. А уж что при этом ощущают "плохие", вообще не описать. Попытки ввести общую школу блокируются родителями учеников гимназий (не забудем - это наиболее богатые и влиятельные члены общества; если ребенок богатого и известного человека "не тянет" гимназию, ему берут дорогих репетиторов, и никаких проблем нет; всем остальным репетиторы не по карману).
Естественно, эти родители категорически против отмены "трех коридоров", как же - ведь их чада должны будут учиться с "быдлом".
Так же, как и попытки, например, объединить реальную и хауптшуле часто блокируются родителями реальной - всегда приятно знать, что есть кто-то ниже тебя...

На встрече шла речь и о других вещах. Бёт рассказала всякие анекдоты из парламентской жизни. Поговорили про насущные проблемы. В общем, было интересно :) 

Германия, Линке

Previous post Next post
Up