О Чечне. Статья Тарасова

Sep 10, 2010 12:38

Честно сказать, я не специалист в этом вопросе.
Поэтому никакой дополнительной информации приводить не буду. Просто некоторые размышления по поводу этой статьи, базирующиеся на ее  же тексте.

ichkeria.info/content/view/5537/71/

(про Чечню там во второй половине).

1. Тарасов возражает против идеи "чеченцы - сплошь бандиты, не умеющие ничего, кроме как ( Read more... )

РФ, современный мир

Leave a comment

Ксенология человека noxx77 September 10 2010, 12:32:02 UTC
Я не уверен, что проблема исламских стран с их укладами может быть адекватно решена и в условиях социализма. Для начало необходимо как минимум создать светское общество с высоким авторитетом науки. Потом - удовлетворительную для общества светскую мораль на рациональной основе, мораль, которая не нуждалась бы в религиозном обосновании, но и не противоречила ему, не вызывала слишком яркого конфликта. Нужно экономически и культурно - на уровне хотя бы связей в том же образовании, чтобы общество было интегрировано в мировой социум.

Рассказывает одна моя знакомая: в больших турецких городах, особенно с развитым туристическим сектором - почти Европа. Со своей спецификой, конечно, не настолько либерально, но и не до фанатизма. Но стоит отъехать от города, как попадаешь в другой мир.

Так вот, путешествовала знакомая со своим молодым человеком-турком по стране. Остановились в небольшом отеле. Ну, им кто-то что-то пытался вежливо намекнуть, что наверное не стоит и отель для местных - не помню деталей, но решили, что ночь перекантоваться не проблема. Отель неплохой - уютный, с бассейном. Но выяснилось, что останавливаются действительно местные, причем из сел и малых городов. Так вот - женщины купаются в закрытых купальных костюмах и в хеджабах! Знакомая вежливо предпочла удалиться в номер и не вылазить до отъезда. Это действительно другой мир, где женщины ходят только в хеджабе. От иностранок в Турции этого не требуют, но всё равно они чувствуют себя неудобно...

Насколько я знаю, в Иране до исламской революции светское общество в городах процветало. Т.е. многие жили почти по-европейски. Но это вызвало конфликт с традициональным миром, где так не жили. Где жить так было не просто не принято, а откровенно аморально с т.з. уклада. Это вызвало конфликт и сегодня мы имеем исламское государство.

Культурная динамика имеет очень большую инерцию и слом традиции требует нескольких десятилетий с ломкой хозяйственного уклада эту традицию поддерживающего.

Опять - таки если брать чеченское общество, надо было в первую очередь поднимать экономику - пока не тянуть чахлые ресурсы из тейпов, а вводить новые методы хозяйствования. Одновременно ассимилировать через образование молодежи тейпов в городских вузах, где можно проводить идеологический контроль/пропаганду. Учится молодой человек на врача, механизатора, мелиоратора, а получатся человек своей жизнью пропагандирующий другой уклад, более свободный, открытый. За пару-другую поколений мулла станет просто не нужен. Либо ему придется доказывать свою нужность в новом мире.

Reply

Re: Ксенология человека qi_tronic September 10 2010, 16:17:22 UTC
Самое забавное, что в Иране исламская революция стала ответом на ускоренную капиталистическую модернизацию страны, которую проводил шах.
Можно погуглить "белая революция" - название этой модернизации.
Некоторые вещи там были достаточно прогрессивны.

И надорвался шах, не смог переломить инерцию традиционного общества.

А про Чечню, так 70 лет советской власти там было. Как Ворона утверждает, все возможности образования были открыты.

И чо?
Дудаев был генералом, Басаев - комсомольским активистом. А в душе все равно традиция.

Reply

Re: Ксенология человека noxx77 September 10 2010, 19:09:19 UTC
Дык ить о том и речь... Нельзя поворачивать традиционалистов против модернизации - традиция еще больше закрепится - на противоречии. Надо было народ "соблазнять", а не пытаться вгонять в социализм "железной рукой". Я не думаю, что чеченские националисты-сепаратисты были традиционалистами, просто на традицию опирались в своих политических целях. Национализм всегда на неё опирается, даже если её толком и нет. А тогда мода была такая - власть делить. А чем-то обосновывать надо.

А здесь традиция есть - район отдаленный, люди подолгу живут, особо далеко не ездят. Как у нас в деревнях. Только эти с чувством этнического самосознания, потому что вокруг много других маленьких но гордых народов, с которыми по большей части резались. Плюс еще вахабиты с исламом намутили - они там тоже не совсем местное явление.

Ну эти новоявленные политики из бывших советских генералов и политработников подогнали религиозно-национальные чувства под свои властные амбиции.

Отсюда - традиция традицией, а ислам сегодня в некоторых своих течениях скорее идеология направленная на легитимизацию власти определенных кругов...

Reply

Re: Ксенология человека ex_blau_kra September 10 2010, 19:41:32 UTC
Это немножко странно было бы - русских, украинцев и прочих - железной рукой, а чеченов нет, что ли?
Вообще эта "железная рука" сложный вопрос...

Reply

Re: Ксенология человека noxx77 September 11 2010, 07:01:56 UTC
Да сложный. Но тут не к вопросу странности, а к вопросу решения проблемы не создавая новых, причем решаемых еще сложнее и затратнее. Т.е. по сути решение решением и не является. Да, уравнительная справедливость конечно тоже справедливость, но что мы имеем на выходе и не менее ли странная эта картина?

Reply

Re: Ксенология человека superrex September 10 2010, 16:35:33 UTC
Ну почему? Прочитайте к примеру книгу Аль-Фараби " Добродетельный город" ( " Взгляды жителей добродетельного города") Фактически - некая теория исламского социализма.Кстати - одним из основных источников идеологии ислама является древне-греческая философская традиция.У европейской и у исламской цивилизации общие светские корни.И вообще - чтобы понять исламский мир перечитайте хотя бы сказки " Тысячи и одной ночи". И обратите внимание, что в них практически нет прославления агрессии - арабы читают стихи, путешествуют, пъют вино, занимаются любовью. Если хотите - вариант социальной утопии. Крайне привлекательный.

Reply

Re: Ксенология человека noxx77 September 10 2010, 18:50:26 UTC
Кто ж спорит-то, есть в исламе социалистические идеи. Только внутри уммы, для своих. А если ты "неверный", то к тебе совсем другое отношение, с тобой воюют. Хотя того паскудства, что реально происходит в Коране, наверное не пропагандируется.

Более того, по-исламу, насколько я помню, к рабам тоже надо быть милосердным, что не отменяет самого рабства. Не отменяется также бедность, социальное неравенство. И все это закреплено "священной традицией". Надо понимать разницу между научным социализмом-коммунизмом и "отрелигиозным".

А у сказок такое предназначение - чтобы слаще спалось...

Reply

Re: Ксенология человека superrex September 10 2010, 19:14:57 UTC
Там несколько всё иное...
Во-первых ислам отличался веротерпимостью. Достаточно вспомнить Арабскую Испанию. Во-вторых в исламских странах рабство исторически носило патриархальный характер. В отличии от России или Америки. И вообще - Коран - Кораном, сказки - сказками, но самые кровопролитные войны - это Европа, самая жестокая колониальная политика - это Европа.
А чёрт его знает какой социализм будет. Там - такой, здесь - этакий.

Reply

Re: Ксенология человека noxx77 September 10 2010, 19:38:55 UTC
Какие конкретно войны вы имеете ввиду? В исламском мире войн тоже хватало. А если Мировые - то все вопросы к капитализму. Индустриализация нигде без жертв не проходила. Сейчас она проходит в странах ислама отсюда и их агрессия и те агрессивные течения в исламе.

Reply

Re: Ксенология человека superrex September 10 2010, 21:27:08 UTC
Увы, но войны - характерная черта европейской истории. Столетние, Тридцатилетние, Северные, Восточные. И конечно - войны эпохи капитализма. В том числе и колониальные.В исламских странах я такого не припомню. Только в период зарождения государств ( арабы, сельджуки) . Но чтобы сложившиеся государственные образования столетиями вырезали подданных друг друга... Такого я не припомню.

Reply

Re: Ксенология человека superrex September 10 2010, 19:21:15 UTC
Социализм предполагает ( являясь переходным периодом) многоукладность экономики. При глобальной экономике если часть её будет социалистической, а часть - хоть патриархальной, то это всё будет в рамках теории научного коммунизма.

Reply

Re: Ксенология человека noxx77 September 12 2010, 16:04:21 UTC
И отсюда следует тезис Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму. Ведь социализм и патриархальность будут бороться не на жизнь, а на смерть. И тут есть важный момент - если будут только эти две силы, то победит социализм, но если извне вмешается третья сила типа Гитлера или США, и поможет патриархальности, то социализм может ёкнуться.

Леа

Reply

Re: Ксенология человека superrex September 13 2010, 06:07:34 UTC
Зачем обострение? Не надо обострения. Классовая борьба просто переходит в сферу экономики.

Reply

Re: Ксенология человека noxx77 September 15 2010, 13:25:47 UTC
Так классовая борьба всегда была в сфере экономики, политика - её концентрированное выражение. А спрашивать тут "зачем" также нелепо, как спрашивать, зачем вода кипит при 100 градусах Цельсия или предметы падают на землю под действием закона всемирного тяготения. Просто факт, с которым надо считаться, и всё.

Леа

Reply

Re: Ксенология человека superrex September 15 2010, 14:14:57 UTC
Я не спрашиваю зачем классовая борьба. Я спрашиваю - зачем её обострение.
При социализме классовая борьба происходит в области экономики - это значит борьба между разными принципами организации производства.Какое тут обострение? Обострение экономического соревнования? Обострение соревнования в способах управления экономикой?

Reply

Re: Ксенология человека ex_blau_kra September 10 2010, 19:42:32 UTC
Ну почитайте некоторые мои книги, это христианский социализм. Утопия. Теперь я понимаю, что утопия.
Религия как общественная сила, очевидно, может быть только злом.

Reply


Leave a comment

Up