А здесь все еще интереснее. Например, в советской интернационалистской модели все - советские люди. Поэтому - национальная культура, танцы-песни, газета на своем языке, театр - это пожалуйста. А вот замыкание в национальных рамках, проповедь типа "не женись на русской", поддержание таких "национальных традиций" как религиозные обряды, многоженство, угнетение женщин - это маргинально, и от этого пытаются отучать. И по мере смешивания населения и перехода от национальных поселений к городской жизни все это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО само собой исчезает. Я вижу разницу между российскими немцами вроде моего бывшего мужа, выросшего в городе (от русского отличие только в графе паспорта) - и немцами из этнических деревень
( ... )
Вообще не знаю, как у них там было. Но в принципе национальная культура - она была более-менее под контролем, чтобы при этом идеология не страдала. Может быть, конечно, и вообще зря... Ведь национальность - это не то, как одевались наши предки в 19м веке (хотя знать это невредно, конечно), и не "народные песнопения", а совсем другое.
Национальная политика в СССР, была, увы, половинчатой и непоследовательной. Наряду с теми позитивными тенденциями, о которых вы пишете, была и "коренизация кадров", и искусственное конструирование казахского и туркменского этносов из кучки кочевых племен (вместо того, чтобы ассимилировать их поодиночке), и создание на ровном месте Украины с Белоруссией, и монокультура хлопка в Средней Азии, ради которой фактически консервировали феодально-байские отношения.
Собственно весь тот бардак, который происходил в 90-е в Таджикистане и происходит сейчас в Киргизии, своим существованием обязан недостаточно последовательной национальной политике времен СССР.
*фактически консервировали феодально-байские отношения.* Не было там феодально-байсих отношений. Города были русифицированы и вполне культурны. А дикости и в русских деревнях хватало и хватает.
А весь тот бардак, который там был и есть, вызван развалом Союза и уничтожением рабочих мест.
В русских деревнях, к счастью, живет очень небольшая часть населения. Более того, практически вся молодежь в этих деревнях если и не стремится уехать в город, стремится подражать городским.
А в Средней Азии соотношение городского и сельского населения было несколько другим. В том числе и из-за доминирования трудоемкого хлопка в сельском хозяйстве;
Насчет того что "города были русифицированы и вполне культурны", тут есть одно небольшое но - система власти была далеко не вполне русифицирована и культурна, благодаря политике коренизации кадров. Это я и называю "феодально байскими отношениями". Конечно, сейчас до этого уровня деградировала и власть в России. При переходе на сырьево-сельскохозяйственную экономику это, похоже неизбежно.
*А в Средней Азии соотношение городского и сельского населения было несколько другим. * Ну что ж сделать? Индустриализация прошла, деревенское население с такой скоростью больше в город не перебросишь - работать им негде будет. И так сложилось, что в индустриализации приняли участие именно русские, украинские и белорусские крестьяне ввиду близости к заводам.
*система власти была далеко не вполне русифицирована и культурна, благодаря политике коренизации кадров.* Именно русифицирована и культурна. Даже если и являлась представителями местной национальности.
*Сейчас,насколько я знаю, в Узбекистане рост экономики процентов 9 в год, даже в кризис.* После тогдашней катастрофы рост мог быть и больше - достаточно открыть остановившиеся тогда заводы. Да и не решает нынешний рост проблему безработицы.
*Потому что как раз дешевую рабсилу из деревень нанимают на фабрики по производству всякого на экспорт. По китайскому варианту.* На УЗДэу из деревни особо-то не возьмёшь. Даже для отвёрточной сборки нужны хотя бы навыки ПТУ.
*Там как раз за счет промышленного производства.* Отвёрточная сборка, видимо, этот рост и даёт. Ещё больше даст расконсервация или восстановление советской промышленности (а её там много было, если не растащили и на металлолом не сдали).
*качество так себе но ведь и цена бросовая.* Есть у меня такая, да :) Не сказал бы, что качество так себе. Вполне ничего, а учитывая цену и вовсе здорово.
*Главное, что есть кого обучать. Народу много, в основном молодежь.* Слишком много, в том и беда. От безысходности то вся эта молодежь и рвется работать в РФ. Там даже при росте их некуда трудоустроить. Сельское хозяйство переполнено, промышленность и подавно.
Reply
Reply
Вот латыши пели-пели, если помните, (потому что петь было разрешено), а потом сделали ручкой.
Reply
Reply
Это была организация.
Reply
Но в принципе национальная культура - она была более-менее под контролем, чтобы при этом идеология не страдала.
Может быть, конечно, и вообще зря... Ведь национальность - это не то, как одевались наши предки в 19м веке (хотя знать это невредно, конечно), и не "народные песнопения", а совсем другое.
Reply
Собственно весь тот бардак, который происходил в 90-е в Таджикистане и происходит сейчас в Киргизии, своим существованием обязан недостаточно последовательной национальной политике времен СССР.
Reply
Reply
Не было там феодально-байсих отношений. Города были русифицированы и вполне культурны. А дикости и в русских деревнях хватало и хватает.
А весь тот бардак, который там был и есть, вызван развалом Союза и уничтожением рабочих мест.
Reply
А в Средней Азии соотношение городского и сельского населения было несколько другим. В том числе и из-за доминирования трудоемкого хлопка в сельском хозяйстве;
Насчет того что "города были русифицированы и вполне культурны", тут есть одно небольшое но - система власти была далеко не вполне русифицирована и культурна, благодаря политике коренизации кадров. Это я и называю "феодально байскими отношениями". Конечно, сейчас до этого уровня деградировала и власть в России. При переходе на сырьево-сельскохозяйственную экономику это, похоже неизбежно.
Reply
Ну что ж сделать? Индустриализация прошла, деревенское население с такой скоростью больше в город не перебросишь - работать им негде будет. И так сложилось, что в индустриализации приняли участие именно русские, украинские и белорусские крестьяне ввиду близости к заводам.
*система власти была далеко не вполне русифицирована и культурна, благодаря политике коренизации кадров.*
Именно русифицирована и культурна. Даже если и являлась представителями местной национальности.
Reply
Сейчас,насколько я знаю, в Узбекистане рост экономики процентов 9 в год, даже в кризис.
Потому что как раз дешевую рабсилу из деревень нанимают на фабрики по производству всякого на экспорт.
По китайскому варианту.
Reply
После тогдашней катастрофы рост мог быть и больше - достаточно открыть остановившиеся тогда заводы. Да и не решает нынешний рост проблему безработицы.
*Потому что как раз дешевую рабсилу из деревень нанимают на фабрики по производству всякого на экспорт.
По китайскому варианту.*
На УЗДэу из деревни особо-то не возьмёшь. Даже для отвёрточной сборки нужны хотя бы навыки ПТУ.
Reply
Там как раз за счет промышленного производства.
Значит, обучают. Или швейные производства какие-нибудь.
Вот у нас тут продаются маечки мейд ин узбекистан. качество так себе но ведь и цена бросовая.
Главное, что есть кого обучать. Народу много, в основном молодежь.
Reply
Отвёрточная сборка, видимо, этот рост и даёт. Ещё больше даст расконсервация или восстановление советской промышленности (а её там много было, если не растащили и на металлолом не сдали).
*качество так себе но ведь и цена бросовая.*
Есть у меня такая, да :) Не сказал бы, что качество так себе. Вполне ничего, а учитывая цену и вовсе здорово.
*Главное, что есть кого обучать. Народу много, в основном молодежь.*
Слишком много, в том и беда. От безысходности то вся эта молодежь и рвется работать в РФ. Там даже при росте их некуда трудоустроить. Сельское хозяйство переполнено, промышленность и подавно.
Reply
Reply
Leave a comment