О смирении

Feb 22, 2010 12:50

В русском культурном пространстве принято любить и уважать так называемых смиренных людей. Смирение приравнивается к святости.
Говорят, что корни этого - в православной культуре. Возможно, даже скорее всего, так.

Что под этим понимается?
- Нежелание и даже неспособность человека как-то бороться за свои права, за себя самого, идти на конфликт, возражать, возмущаться.
- Готовность скорее перетерпеть любые лишения и неприятности, нежели им активно противодействовать.

Вот в комментариях к прошлому посту была выдвинута интересная идея: бедный "хорош" в глазах окружающих, если он и не стремится к улучшению своего положения, считая себя недостойным денег, неспособным и потому бедным, считает самого себя виноватым в своей бедности.
А богатый хорош, если соответственно стремится поделиться и отдать как можно больше.
Идеальная картина мира: богатый бегает за бедным, изо всех сил стремясь всучить тому хоть что-нибудь, а бедный отнекивается: что вы, что вы, я недостоин, кто я такой...

Эта проблема, естественно, намного шире всякой там политики и классовой борьбы. Она слишком многого касается. Она в общем-то духовная.
"Патологически воцерковленные" (с) даже доходят до того, что любую, вполне преодолимую неприятность в жизни человека, объявляют "крестом" и заявляют, что ее нужно терпеть. Можно в принципе исправить, но лучше - потерпеть. Богу угоднее.

Идеализм всегда симпатичен. А смиренный человек, с ангельским терпением сносящий все проблемы и беды жизни и даже не пытающийся что-то улучшить ни для себя, ни для семьи, всегда скромный, тихий, считающий себя всего недостойным - что ж, в таком идеальном образе даже "что-то есть". 
Таких людей не существует, но существуют, так сказать, приближения к идеалу.
Этот идеал, естественно, крайне выгоден тем, кто не принимает его всерьез.
А таких всегда большинство.
(если бы я была русской националисткой, сейчас таку-ую теорию Заговора Против Русских можно было бы построить :))

Даже среди христиан, даже среди много и красиво говорящих о смирении, собственно способных на это смирение - довольно мало. Это некая врожденная предрасположенность, слабость. Как у Дяченко в "Пещере" люди делились на чисто травоядных (меньшинство), мелких и крупных хищников. Большинство  людей по натуре - хищники, мелкие или крупные. Но в жизни, в отличие от "Пещеры" возможны изменения: травоядные при соответствующем воспитании и настрое могут и переквалифицироваться, научиться защищать себя. А вот хищник не переквалифицируется никогда. Нельзя стать травоядным по желанию! Хищники (повторяю, это не какие-то особо злобные люди, обычные, я тоже сейчас мелкий хищник :) , приходя в церковь, если и пытаются соответствовать "идеалу смирения", то очень быстро начинают в первую очередь учить этому других.
А как только начал учить других "быть смиренными" - все, с идеалом можно завязывать.
Вот и на этот пост, возможно, найдутся комментаторы, которые начнут объяснять мне, как правильно смиряться и даже попытаются меня "посмирять", чтобы доходчивее было. И при этом будут полностью уверены в своем абсолютном ангельском смирении :))

Но травоядные, слабые, не способные и не желающие ничему сопротивляться - можно ли считать их идеалом? 
Они выгодны, разумеется. Смиренная жена и ботинки с пьяного мужа снимет, и покушать приготовит, и слова дурного не скажет, и синяк, если вдруг что, запудрит, и в милицию не пойдет. Удобно! 
Смиренный работник, которого обдурили на зарплату, тоже не пойдет в суд, скорбно вздохнет и пойдет занимать деньги у родственников...
То есть хищникам такие люди очень выгодны и удобны.
Не Богу - а хищникам.

Чем они привлекательны - этаким восточным пофигизмом, несуетностью. Добродушием. Ну поставили синяк - ну и что, подумаешь, заживет, зато не надо рушить семью, куда-то идти, чего-то добиваться, устраивать конфликты... и она снова улыбается, довольна.
Кажется, если достичь такого дао, так и вовсе ничего в жизни не надо - ни денег, ни достижений каких...
В принципе, неплохо. Но у такой женщины обычно есть дети, у работника - семья, коллеги. Он не только за себя не может постоять - он и других за собой тянет. Если кто-то один отказывается от перерыва на работе, чтобы побольше успеть - очень быстро и другие вынуждены начать отказываться, потому что шеф свои выводы-то делает.

Вот и получается:
- Собственная личность полностью приносится в жертву - но не Богу, как можно подумать, а тем, кто попадется на пути и пожелает оторвать что-то себе от лакомого кусочка.
- Хищник вводится в искушение и может дойти до зверства и падения, до которого иначе, встречая сопротивление, никогда и не дошел бы.
- Ближние, и окружающие также приносятся в жертву, ведь защищать их тоже не надо смиренному человеку, да и нечем защитить.

На самом деле это так почитаемое "смирение", приравненное к "святости" - и есть та самая зараза, которую надо (если она есть внутри) по капле, по капле, каждый день из себя выдавливать.
Особенно русскому человеку и особенно женщине.

про людей

Previous post Next post
Up