Теория большого разрыва

Aug 16, 2018 01:54

Недавно я поняла, что современный россиянин - хотя живет в полностью другом мире - отличается от советского человека внутренне меньше, чем современный американец, австралиец или новозеландец от своего дедушки или папы 50 лет назад. Это при том, что у них не было каких-то больших войн и государства не распадались, экономика полностью не перестраивалась. Никто не подвергался люстрациям. А, ну да. В общем, все эти англо-саксонские страны развивались последовательно, хоть и стремительно, но в их культурах образовался огромный исторический разрыв. Казалось бы, о чем это Лена говорит вообще?




Впервые я задумалась об этом, когда сходила на день открытых дверей в один из местных таун-холлов. Это такая районная мэрия (райсовет по-нашему?). Я до сих пор не совсем понимаю местное административное деление. Однако - возможно, это будет интересно, - такой административной единицы как «Мельбурн» я не встречала. Есть Северный Мельбурн, Центральный деловой район Мельбурна, Западный и Восточный Мельбурны - и это все районы, то бишь пригороды (suburbs), как они здесь называются. Бывают внутренние районы (все перечисленные - из таких), а бывают не-внутренние, эти бы по-нашему назывались пригородами. Каждый такой пригород, в идеале, должен иметь свой таун-холл, то бишь ратушу, то бишь райсовет. Вот в один из таких я ходила, он один на несколько пригородов, поэтому, хоть и далеко от центра, пафосный и большой. Впрочем, я стремных здесь пока не встречала. Вот, посмотрите, какой красавец.

Таун-холл Глен-Эйры


Но я сюда не про территориальное деление штата Виктория пришла рассказывать, конечно. Дело в том, что на дне открытых дверей нам много всего интересного рассказали. В частности, что за последние несколько десятилетий здание таун-холла подверглось существенной перестройке для избавления от излишней ненужной роскоши. Например, великолепный концертный зал 30-х годов со стеклянным ардекошным потолком (вы бы видели это!) обрезали на один этаж! Реально, подняли пол в нем, а внизу устроили залы галереи. Все это из самых простых и дешевых материалов, очень много декора было уничтожено или скрыто за панелями. Нам показывали фото тех времен, когда в зале часто проводились мероприятия. Одно фото демонстрировало вереницы входящих в зал людей: членов администрации пригорода и влиятельных особ. Экскурсовод обратила наше внимание: у всех этих дам на плечах, похоже, настоящие меха! Я отметила про себя не только шок в ее голосе, но и то, какое удивление у меня самой вызывает вид толпы англо-саксонских тетенек в переливающихся соболях. Ё-моё, фото семидесятых годов, они даже в бабушки тебе не годятся, милая барышня, как же далеко мы ушли!

А потом нам показали недавно откопанную местным музеем исторического видео рекламную документалку из начала шестидесятых про пригород Колфилд, - раньше так называлась территория, которую сейчас обслуживает таун-холл Глен-Эйры. Вот от этого меня окончательно накрыло. Причем, я не увидела ничего для меня нового: приезжайте и заселяйтесь в Колфилд, здесь хороший транспорт, замечательные социальные учреждения, всяческие спортивные клубы, ипподром, библиотеки, школы, специальный жилой комплекс для пожилых и много всего интересного. Смотрите, какие все красивые, спортивные и счастливые. Вот детишки пьют газировку и едят вкусняшки, вот опрятные мамаши у калитки провожают успешных отцов на работу. Смотрите, какие красивые модные девушки в шляпках пришли поболеть на скачки, смотрите, какие юноши спортсмены-студенты-комсомольцы им подстать. Я увидела рекламу идеальной жизни среднего класса, какой мы ее всегда представляли для англоговорящих стран. Я могу присягнуть, что многие россияне по-прежнему уезжают в америки-австралии именно в поисках такой жизни. И при этом я понимала, насколько чуждо, стыдно, отталкивающе это должно выглядеть для девушек, которые только что проводили нам экскурсию. Для всех местных их поколения и младше.



К сожалению, я не нашла того видео и вообще ничего сильно похожего на интернете. Обычно у меня намного лучше с сёрфингом (наверно, никто не хочет, чтобы мы это видели!), но это все-таки раритетная документалка. Чтобы получить более-менее точное впечатление, рекомендую вам вспомнить или заново взглянуть на ретро-ролик, который предваряет х/ф «Небесные создания» (Heavenly Creatures, 1994). Там как раз подобным образом рекламируется новозеландский город Крайстчёрч. Я подозреваю, что в то время Австралия и Новая Зеландия еще чувствовали некоторую недоукомплектованность по части жителей, поэтому там массово создавались такие чарующие документалки: приезжайте к нам работать и жить, а мы поделимся с вами этим раем.

Тот второй ролик отдельно на Ютубе не лежит, но вот похожее по духу про новозеландскую провинцию Кентербери в 1950 году. В этой провинции как раз Крайстчёрч столицей:
https://youtu.be/9RegzDF2_JM
Тут много про историю и про сложность бытия, но можно ощутить мечту этих людей, к чему они стремятся и чем живут. Очаровательные домики с садиками, засаженными розочками, и чтобы красавицы в платьях их собирали. И румяные детишки, которые рвутся на помощь маме с папой. Занятые делом мужчины, подчиняющие эту райскую землю своим сильным рукам. Активный отдых, развлечения, велосипедики, вот это все.

Я уверена, про американские suburb paradises тоже должны быть такие фильмы. Если кто откопает, смело высылайте мне линки, я буду чрезвычайно вас благодарить!

На Ютубе очень много подборок старой американской рекламы, но это всегда сопровождается заголовками “Most Disgusting Sexist Commercials of All Time” - и всякое такое, не очень даже хочется включать. Хочется делать собственные подборки, с собственным фокусом, выкладывайте голый контент, пожалуйста :) Думаю, много интересного про такую райскую жизнь среднего и аппер-класса можно почерпнуть из старых реклам автопрома.

Вот я единственное нашла без автопрома. Про жизнь многодетного рабочего фабрики, который справляется со всеми сложностями и идет к своей Американской мечте.
https://youtu.be/6WEzqw-1vTU
Интересно, что наравне с этим видосом ютуб стал мне предлагать познавательные рассказы о средневековом быте. Ну а что, видать, интересуется же всякими древностями чувак.

Про древность и неолит еще хочу отметить отмирающее явление, которое изгыбнет, а мы и не вспомним, что оно было. Между тем, это некогда один из ключевых элементов социальной жизни США (Британии, Австралии и НЗ тоже, но несколько в иных соусах). То есть непосредственно элементом жизни он был у среднего класса и повыше, а остальные мечтали, чтобы он частью их жизни однажды стал. Это я про кантри-клабы. Вы часто об этом слышите вообще? На русскоязычной Википедии статьи про них нет!

Опять же, если вам известны художественные фильмы, документалки или рекламы, где фигурируют кантри-клабы, пожалуйста, сообщайте мне. Я опубликую все интересное, что мне пришлют, и напишу свои увлекательные мысли по этому поводу.



Думаю, чаще всего мы слышим о кантри-клабах, когда в один из таких ездит потусить Трамп, а потом его все ругают за то, что он 1) роскошествует, 2) занимается фигней, 3) не ходит на работу. Может, у Трампа это, кстати, называется гольф-клаб, но это не будет менять сути дела. В большинстве кантри-клабов играют в гольф, но есть те, которые на нем отдельно специализируются. Еще кантри-клабы бывают и внутригородские, без гольфа, но едва ли менее роскошные, там найдут, чем вас занять. Термин возник в Британии именно на противопоставлении нормальных городских клубов и клубов за городом. В Америке это разграничение не прижилось, так что там есть именно кантри-клабы. Почему я вообще о них говорю? Насколько я поняла, это важные цементирующие базисы для здоровой и эффективной жизни сообществ богатых людей Америки. Детишки даже моего возраста рассказывают, что находили там в пять лет самых хороших друзей. Ну а ценность таких клубов для их родителей вообще сложно переоценить: люди жизнь положили, чтобы здесь играть в гольф с такими же положившими жизнь людьми. Благодать!

О сабже я вообще узнала из академических лекций, где его вскользь упоминали как нечто почти неприличное и отживающее свой век. Почему кантри-клабы - это для современного образованного либерально настроенного американца настолько нехорошо? Во-первых, там раньше действовали реально упоротые правила вступления. Ну, как обычно, членов клуба отбирали по цвету кожи, статусу, иногда полу. Потом они от этого избавляться начали, но осадочек остался. А еще это по-прежнему исключительно роскошные учреждения, членство в которых стоит тысячи долларов в год (+несколько тысяч только вступительный взнос). Такую огромную территорию с такой инфраструктурой просто нельзя иначе содержать, если не драть три шкуры с участников.



В общем, культура кантри-клабов сейчас переживает время упадка. Молодежь отказывается вообще как-либо проявлять к ним интерес. Хозяевам приходится переориентировать активности, устраивать на площадке всякие фитнесс-клубы и крафтовые пиварни. Делать неадекватные скидки для молодых и убирать вступительные взносы (стариков-то привлекать не надо, они привыкли и сами тянутся; просто старики кончаются). Тем не менее, количество кантри-клабов - которое раньше вместе с экономикой стабильно росло - за последние десятилетия значительно уменьшилось. Экономика продолжает расти, если что.

И вот я веду к тому, что такое показное роскошество на мегаломанском лугу размером в полгорода сейчас становится неприличным не просто потому, что это не по эко-мышлению, нет, это просто ненужно, некруто, это чересчур.

Представьте, мечта нескольких поколений, стоившая стольким людям инфарктов и седых волос, сейчас стала чем-то «слишком». Оказалось, что мечта пробила потолок. А нам не нужно таких высоких далей, мы даже в концертном зале убрали лишний этаж, чтобы поскромнее. Это внезапное впадение в аскезу связано не только с перееданием, конечно, но и просто с изменившейся этнической и культурной структурой общества. С изменившимся отношением к представителям других этносов и культур, с расширившейся инклюзией. Видимо, когда общество распахивает объятия и пытается в них поместить все больше новых и разных своих членов, что-то у него из-за пазухи автоматически выпадает.

Думаю, экстрабогатых людей везде в упомянутых странах по-прежнему огромная куча. И они вряд ли беднеют. Просто переходят на какой-то иной вид потребления, без “демонстративного”.

Я только теперь глубинно поняла рабочих из Ржавого пояса, которые требуют Америку грейт эген: они хотят, как в том видосе про многодетного фабричного служащего, хотят дом, газонокосилку, улыбающихся соседей и кантри-клаб в перспективе. А вместо этого они теперь вайт-треш и их мечты и стремления - что-то несбыточное и постыдное. Но они ведь умеют только так!

И я вижу образованную молодежь, наиболее активных членов этих обществ, которая с открытыми глазами отвергает идеалы отцов, затягивает потуже поясок и проповедует социализм, ну или по крайней мере равенство и права меньшинств. Представьте, какой огромный путь прошли эти общества, какой колоссальный разрыв между тем, чем жили предыдущие поколения, и тем, за что бьются нынешние. Это произошло осознанно, без гуманитарных катастроф и прочих войн.

То, что случилось с советским человеком и его детьми, было не по его воле, это все внешние обстоятельства, которые принудили его жить так, как он прежде не умел, - и, в принципе, так и не научился в основном. Мечты - настоящие, не про светлое будущее и цветущий Марс - мечты остались теми же. Только теперь комфорт и роскошь понимаются иначе. Но они по-прежнему цель.

Русский - и, в принципе, никакой другой кроме европейца и заокеанского англо-сакса - человек не познал жизни американского среднего класса. Эта жизнь была в самом деле массовой в некоторых отдельно взятых обществах, но оказалась не масштабируемой на планету в целом. Почему-то в глобальном мире не получается всех поселить в славные пригородные коттеджи и снабдить блестящими кадиллаками. Для этого есть градостроительные и экологические причины, но есть, видимо, и еще какие-то, более веские.

Я всерьез считаю, что это цивилизационная трагедия. Непонятно, будут ли у нее последствия.

#америка, #общество_потребления, #австралия, #новая_зеландия, #история, #культурология

Previous post Next post
Up