Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, расположенный в Костроме на берегу одноимённой реки, вблизи её впадения в Волгу. Именно отсюда взяло своё начало трёхсотлетнее правление Дома Романовых, и здесь у его святынь испрашивали благословения, восходя на престол, все самодержцы этой династии
01
Существует несколько версий возникновения монастыря. Согласно общепринятой и наиболее вероятной, его основателем был бежавший в 1330 году из Золотой Орды и принявший православие татарский хан Чет, от которого впоследствии пошли два известнейших боярских рода - Годуновы и Собуровы. Обитель стала его даром за исцеление от недуга, наступившего после явления на берегу реки Костромы Божьей Матери, апостола Филиппа и великомученика Ипатия Гангрского.
02
После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в государстве в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали вышеупомянутого Захарию (Чета) своим родоначальником Годуновы в конце XVI века и становятся основными ктиторами (по современному - спонсорами) Ипатьевского монастыря.
03
На его территории расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
04
Ещё один интересный факт.
05
В период царствования Ивана Грозного возвысился род Годуновых, взявших обитель под своё покровительство и наделявших его щедрыми вкладами. Из документов той эпохи известно, что только за последнее десятилетие века его земельный фонд увеличился в четыре раза, благодаря чему Ипатьевский мужской монастырь (Кострома) вошёл в число крупнейших землевладельцев страны.
06
Не скупились бояре и на денежные вклады, позволившие монастырской братии произвести широкие строительные работы. В этот период появились: Троицкий собор, зимняя церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, надвратный храм, посвящённый покровителям рода Годуновых - Феодору Стратилату и великомученице Ирине, а также ряд других построек. Все сооружения обнесли высокими каменными стенами с шестью башнями.
07
Вместе со всей Россией тяжело переживала Смутное время и Кострома. Ипатьевский монастырь в это время претерпел период своего упадка. Вина в том лежит главным образом на его настоятеле архимандрите Феодосии, который в 1608 году посмел присягнуть Лжедмитрию II. Этим были несказанно возмущены жители города и вся епархия Костромская. Горожане, остававшиеся верными царю Василию Шуйскому, подступили к обители, желая расправиться с изменниками. Осада продолжалась почти год, и после этого защитники сложили оружие.
08
Поистине звёздный час монастыря наступил, когда осенью 1612 года в нём поселилась смиренная монахиня Марфа со своим шестнадцатилетним сыном Михаилом Романовым. Прошло лишь полгода, года в стенах обители появилось посольство из Москвы с известием об избрании отрока Земским собором на царствование. На следующий день 14 марта 1613 года в главном храме монастыря - Троицком соборе - был совершён обряд призвания на царство нового государя. Этот день положил конец Смутному времени.
09
В продолжение всего периода царствования Дома Романовых неизменным почётом пользовалась древняя Кострома. Ипатьевский монастырь - в особенности. Как колыбель этой династии он находился в привилегированном положении, и считался их семейной святыней. Вошло в традицию, восходя на престол, неизменно приезжать в святую обитель, и совершать в ней службу, испрашивая у Господа благословения на царствование. Разумеется, такие визиты сопровождались щедрыми вкладами в монастырскую казну.
10
За трёхсотлетний период своего процветания обитель беспрерывно строилась и расширялась. Ещё Михаил Романов в Ипатьевском монастыре приказал отделить часть территории и возвести на ней постройки, названные Новым городом. В 1685 году был восстановлен разрушенный взрывом порохового склада Троицкий собор, а во второй половине XVIII века возведены дивной красоты Екатерининские ворота, выполненные в стиле барокко и ставшие настоящим украшением обители.
11
12
13
После октябрьского переворота, когда была не только уничтожена царская семья, но и объявлены религиозным дурманом все духовные основы народной жизни, монастырь упразднили, а имущество национализировали. Часть его поступила в фонды Гохрана, часть оказалась в краеведческом музее, а большинство утвари, облачений и икон было попросту разграблено.
14
15
Многочисленные постройки обители использовались новой властью в качестве рабочего общежития, детского приюта и армейской казармы. Не забыли устроить в монастырской ограде и стадион с танцплощадкой. Когда же в 1934 году вышла директива о тотальном уничтожении культовых сооружений, был разрушен простоявший не один век Троицкий собор, славившийся на всю страну своими фресками XVII века.
16
17
Определённые перемены в отношении властей к памятникам старины стали наблюдаться лишь в середине пятидесятых годов. Среди городов, в которых велись реставрационные работы, оказалась и Кострома. Ипатьевский монастырь был освобождён от находившихся в нём хозяйственных объектов, и после реконструкции в нём разместили краеведческий музей.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27