Ловим за руку В. Сундакова. Где на самом деле находилась Тартария и что написано на шлеме Невского?

Apr 26, 2021 03:49





В недавнем времени  был опубликован проект постановления правительства РФ, регулирующий просветительскую деятельность в России. Многие из его аспектов вызывают массу вопросов. Главный из которых, во-первых, касается свободы слова. Во-вторых, кто же под этот закон попадает.  И если ответом на первый вопрос, по моему мнению, является само принятие законопроекта, то второй по-прежнему остается открытым. Лично мне, как молодому историку и журналисту, интересно узнать, кто(!) же главная цель закона о просветительской деятельности - профессиональный историк-исследователь, имеющий ученую степень, солидный научный портфолио  или же не менее титулованный «академик многих академий», эксперт по колыбельным цивилизациям и экстремальным климатическим зонам, автор многочисленных лженаучных книжек, зарабатывающий на проблемах отечественного образования и чисто человеческой наивности?

К сожалению, сегодня последних становится в разы больше, чем профессиональных историков. И даже не в количественном соотношении, а в публичном. Создателей различных теорий заговоров, выдуманных историй, загадок человечества публикуют многотысячными тиражами, приглашают  на многотысячные оплаченные выступления, им финансируют даже целые музеи. И это говорит не моя зависть, а некое чувство несправедливости, вызывающее дрожь негодования.



Особой темой среди противников исторической науки является «Великая Тартария», изображенная на многих картах эпохи Средневековья и Нового времени. О ней, например, неоднократно рассказывает  член Русского географического общества, член совета Федерации детских и молодежных организаций России Виталий Викторович Сундаков. На его ютуб-канале есть даже тематическое видео, имеющее уже почти 330 000 просмотров. Собственно, примерно столько же В. Сундаков имеет и подписчиков на  своем канале.



Своих зрителей и читателей Сундаков удивляет своей «эрудированностью» - он читает, представьте себе, Британскую энциклопедию. Да, не научные исследования и не первоисточники. Там, понятное дело, всё врут. Так вот, не разобравшись с тем, что такое «Тартария» и с чем её едят, своей внимательной аудитории, Сундуков сообщает «сенсацию», что в  Британике написано, что  самая большая империя в истории человечества это Тартария со столицей в Москве. И допустим, британцы так себя не любят, что своей Британской империи они дали серебряную медаль, а может и вовсе бронзовую. Это так сказать «Black Lives Matter» позднего Средневековья и раннего Нового времени. Но открываешь карту «Тартарии» Абрахама Ортелия, хранящуюся в специальной коллекции Библиотеки Гонконгского научно-технического университета и никакой Москвы найти не можешь.



Кстати, в отделе картографии Государственного исторического музея (Москва), который вы можете посетить лично, хранится Кельнская карта Антонио Маджино Патавини "Тартарская Империя" (Antonio Magino Patavini. Tartarie Imperium), составленная в  1597 году. Не нужно иметь идеального зрения, чтобы увидеть Астрахань или Самару и не увидеть Москву.



Есть и еще карты этого времени. Например, карта английского купца и дипломата, первого официального посла Англии при царе Иоанне IV Васильевиче Э. Дженкинсона. На ней изображено Русское царство и земли Бухары и Андижана. Отмечены границы и названия княжеств, расселение народностей. Карта насыщена сюжетными рисунками: на поле карты - изображения воинов и животных; в левом верхнем углу − изображение Иоанна IV на фоне шатра; территории за Волгой представлены иллюстрированными пояснениями автора о местных обычаях и исторических событиях (описаны поклонение идолу, поклонение Солнцу в виде красного холста, обратившиеся в камни воины и стада, похоронные ритуалы киргизов, дорога от Мангышлака до Шайсура и от Шайсура до Бухары, дорога до границ Китайской империи и до Камбалу, даны сведения об истории малого Хорасана и Самаркандии). Где-где, но тут-то точно должна быть Тартария. Да и тем более еще у кого? У английского посла! Но никакой Тартарии здесь нет. Есть этноним - татары. Но встречающихся на некоторых европейских карт "Тартарий" нет и быть не может, потому что Дженкинсон в отличии от многих картографов сам присутствовал в данных местах и никаких "Тартарий" не обнаружил. На карте есть только этнонимы.



Кто жил в Тартарии, - вопрошает Сундаков? И сразу же отвечает: «Тартарийцы». А вот и нет, возразим уже мы, Тартарию населяли не только люди, но и разнообразные сказочные существа. Ярким примером были свидетельства итальянца Плано Карпини: в попытке рассказать историю тартар автор так же тщательно описал чудищ, населявших завоёванные монголами страны. Список, приведённый Карпини, включает немых существ, созданий без суставов в коленях, кинокефалов (которых отмечал и спутник Карпини Бенедикт Поляк), с пёсьими мордами и бычьими копытами, одноногих и одноруких людей, людей с маленькими желудками, которые питаются только дымом от варёного мяса и др.; Карпини описывает чучела, извергающие огонь, горы магнитов, притягивающих стрелы, грохот при восходе солнца и т. д. С большой долей вероятности,  можно преположить, что это были великие предки Сундакова.

Но это, конечно, ирония. Не в обиду. На самом деле, никакой Тартарии или Татарии никогда не было. Это термин, возникновение которого было связано с формированием империи Чингисхана в начале XIII века. У европейцев термин превратился в «тартары» из-за контаминации, ассоциации с Тартаром. Последний в Средние века означал как глубочайшие области ада, так и далёкие и неизвестные области Земли, откуда, как казалось европейцам, пришли «дикие» орды кочевников. То есть Тартария существовала не как реальная, а как мифологическая страна на ментальных, или когнитивных картах, которые, в отличие от обычных географических карт, описывают и структурируют не территорию, а пространство (хотя могут быть географически точными), полимасштабны и репрезентируют картину мира того или иного человеческого сообщества. Тартарию можно ставить в один ряд с такими известными мифами, как Атлантида, Земля пресвитера Иоанна, Беловодье, светлый град Китеж.

Да и вообще, в  XIII-XIV веках на европейских географических картах (mappae mundi) термин «Тартария» используется редко. Согласно подсчётам немецкого картографа А. Д. фон ден Бринкен, в тот период Tartarorum terra встречается всего трижды на 21 карте на шести языках. Что касается более позднего времени, то в описаниях и картах европейских энциклопедистов XVII-XVIII вв. термин «Тартария» не обладал общим и точным значением, и при этом сохранял негативную коннотацию. Тартарию помещали в различных направлениях на востоке и на западе, вплоть до региона западнее Урала.



По ходу своей лекции Сундаков задаёт своей аудитории «простые вопросы» требующие «простые ответы». Например, почему на русских мечах и шлемах арабская вязь? (12:00). Вопрос этот, конечно, риторический. Ведь Сундуков знает ответы на все вопросы, включая и этот. И почему-то считает, что историки и музейные работники на них не знают. Это вообще один из его любимых  приемов - присваивать людям в качестве ответа «не знаю». И в одном из случаев он прав - историки действительно не знают никакого меча князя Александра Невского. Он попросту неизвестен «в лицо». Сегодня известны три меча, которые приписывают русским князьям: каролингский меч князя Святослава Игоревича, готический меч князя Псковского Довмонта и полутораручный меч еще одного князя Псковского - Всеволода. Поэтому о каком мече Александра Невского рассуждает Сундуков неизвестно ни нам, ни его аудитории.

Но, допустим, что со стороны Сундакова, это не очередная ложь, а оговорка по Фрейду. Возможно, он имел ввиду шлем Александра. Но и тут у нас возникают к нему вопросы. Во-первых, например, уже давно известно, что шлем святого великого князя Александра Невского -  это булатный шлем типа ерихонка царя Михаила Фёдоровича, сделанный в 1621 году мастером Никитой Давыдовым. А во-вторых, про то, что никто не знает значение надписи на нем это наглая ложь. Надпись на куполе шлема это цитата из 13-го аят 61-й суры Корана «ас-Сафф»: «помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!». Подпись являлась расшифровкой символики шлема - там, где Михаил Архангел, там «скорая победа». Как Сундаков умудрился в цитате Корана, написанной на арабском, найти русские слова -   загадка человечества.  В отличии от происхождения шлема. Как правильно заметил Виталий Владимирович не надо ничего усложнять. Как показала не одна экспертиза, арабская надпись на шлеме появилась по той причине, что «шапка» была выкована и украшена восточными изречениями в XVI веке в Турции и была доставлена в Россию с посольскими дарами, а уже позже «доработана» русскими мастерами.

Как можно заметить, нам нагло врут. За деньги или по своей глупости. Нам врут про нашу историю, про наших героев, наших правителей, наши ценности, наших историков. И всё-таки интересно, что нас ждёт в будущем? Борьба с мракобесием и клеветой на государственном уровне или бюрократическая трясина наравне  с покровительством и финансированием Сундуковых, Кунгуровых, Новохронологов и пр? Дорогой читатель, я искренне верю, что выбор всё еще  остается за нами. Не дай себя обмануть аферистам и мошенникам. Наша история красива и интересна и без «славяно-арийских империй», и без «великих тартарий». Переходи на сторону «добра» в лице науки и благоразумия!

Шишка Е.А.

https://mongols.clan.su - всё самое интересное об истории Золотой Орды на нашем сайте

https://www.facebook.com/groups/899402453852394/- научно-познавательная группа "История Украины"

https://vk.com/mongols_and_rus - научно-познавательная группа  "Монголы и Русь"

https://www.facebook.com/groups/mongols.and.rus

https://vk.com/public199338743 - историко-юмористический паблик "А ты вступил в монгольский тумен?"

https://vk.com/ezhevichkas - паблик для интеллектуалов и эстетов.

https://www.instagram.com/drinkhist/ - "История русского пьянства" в фотографиях и мемуарах

тартария, популяризация, монгольская империя, История, шапка мономаха, закон о просвещении, политика, новая хронология, наука, музей, лженаука, картофграфи, ментальные карты, александр невский, Россия

Previous post Next post
Up