Некоторое время назад я уже писал про то, как в Германии в первой половине XIX века смогли совершенно мирным способом разобраться со студенческими волнениями, которые грозили перерасти в революцию (
Университеты и революция). Если очень коротко, то идея состояла в том, что власти отказались от попыток подавить студенческую активность, а создали возможности для ее мирного приложения. Применительно к студентам, речь идет о возможности учиться, а в свободное от учебы время заниматься наукой. Понятно, когда разбираешься в текстах Аристотеля, изучаешь электричество или препарируешь какую-нибудь рыбу - тут уже не до глупостей. А дальше вся борьба с революцией свелась к отлавливанию террористов-одиночек. Причем, даже если эти террористы оказывались студентами (а чаще всего именно так и случалось), но негативное отношение к ним власти никогда не распространяли на остальную часть студенчества. Одновременно активно шло развитие студенческого самоуправления, которое позволяло прикладывать активность тем, кто не ограничивал свою жизнь лабораторией.
Описывая все это я упомянул, что в России, начиная с царствования Александра III все пошло совсем другим путем, а именно, власти стали уделять основное время борьбе со студенческими движениями и наведению порядка (как сказали бы в наше время - построению вертикали власти). Даже те слабые проростки студенческого самоуправления, которые стали нарождаться в последние годы царствования Александра II (реформы М.Т. Лорис-Меликова), были подавлены, университетская автономия резко ограничена; были введены более жесткие правила поступления в университеты, чтобы отсечь от образования малоимущих, т.е., по мнению властей, неблагонадежных детей; а обучение свелось к подготовке к государственной службе, а не занятию наукой и другими вольными искусствами. Итог известен - две революции, которые уничтожили страну и породили самый кровавый за всю историю человечества режим.
Итог университетской политики Александра III и Николая II - митинг рабочих и студентов во дворе МГУ в 1905 г. И это еще цветочки...
Но дело не только в том, что две линии поведения привели к разным результатам. Вопрос еще и в уровне науки и экономики. Первый описанный путь - приложение активности студентов к учебе и работе - привел к бурному развитию науки и к созданию того, что мы сегодня называем инновационной экономикой. Второй путь - подавление революционных настроений среди студентов - привел к революции, миллионам жертв ГУЛАГа и сырьевой игле, на которой висит российская экономика.
Это немного длинное вступление к делу не относится. На самом деле, я просто хотел дать ссылку на главу из Гиляровского, который как раз посвящен тому, как царское правительство начало сталкивать страну в революцию. Оттуда и название этого поста. Рекомендую к прочтению. Аналогии с современностью приветствуются.
http://ru.wikisource.org/wiki/Москва_и_москвичи_(Гиляровский)/Студенты З.Ы. Ссылка взята у Влада Миронова на ФБ