«ЭкоАльянс» который стал региональным оператором в начале прошлого лета, возможно не по своей воле, оказался втянутым в политические баталии. Сделаться разменной монетой в игре как апофеоз предвыборной стратегии не удачный пример, чтобы записать в культовую книгу доморощенного политтехнолога. Стравливание Цыденова и Голкова чтобы ослабить и вынудить вести информационную войну и на этой почве взойти на престол, похоже на поллюционный сон неокрепшего организма.
Начнем с того, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, чего не было сделано. Чехарда началась из-за отсутствия гражданского контроля и не подведены предварительные итоги реформы начавшейся 10 лет назад - в 2008 году принят федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Обвинять в провале мусорной реформы в Бурятии мэра Улан-Удэ Александра Голкова это не верно. На волне этих реформ в Бурятии была разработана и прописана подпрограмма "Создание комплексной системы обращения с отходами в Республики Бурятия на 2012-2014 годы и на период до 2020 года" стоимостью 12,5 млрд. рублей, из них 9,2 млрд. р - федеральный, 1,7 млрд. р. - республиканский, 210 млн. р. - муниципальный бюджет.
Ответственный за подпрограмму минприроды и правительство Бурятии во главе Вячеславом Наговицыным, которая в итоге с позором ее провалила. Возможно, это одна из причин увольнения Юрия Сафьянова в апреле прошлого года, который стал руководителем минприроды республики в июне 2014 года.
Чтобы представить масштабы гигантского провала, вот некоторые цифры:
проектирование и строительство до 2017 года:
мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций в Выдрино (43,2 млн. р.) Бабушкин (82 млн. р.), Энхалук (64,9 млн. р), Турунтаево (74,1 млн. р.), Кяхте (56,6 млн. р), Усть-Баргузине (60,2 млн. р.), Северобайкальске (60,2 млн. р.), Горячинске (103,6 млн. р.);
мусороперегрузочных станций в Кабанске (55 млн. р.);
мусоросортировочной станции с полигоном ТБО в Гусиноозерске (121,5 млн. р.);
полигона ТБО с рекультивацией существующей свалки в Култушная (84,5 млн. р.), Усть-Баргузин (75,3 млн. р.), Петропавловке (184 млн. р.), Джиде (40,1 млн. р.), Новоильинске (42 млн. р.), Онохое (81,8 млн. р.), Татарский Ключ (31,5 млн. р.), Бабушкин (64,2 млн. р.), Наушки (31,5 млн. р.), Байкало-Кудара (26,8 млн. р.), Выдрино (42,8 млн. р.), Ильке (31,5 млн. р.), Новая Брянь (39 млн. р.), Закаменск (200 млн. р.), Бичуре (194 млн. р.), Новоселенгинске (23 млн. р.), Селендуме (26,6 млн. р.), Хоринске (142 млн. р.), Хоронхой (29,7 млн. р), Энхалуке (44 млн. р), Кичера (36 млн. р.), Кижинге (128 млн. р.), Нижние Тальцы (39 млн. р), Кяхте (243 млн. р.), Турунтаево (189,5 млн. р), Шапельково (53млн. р.), Тарбагатай (116 млн. р.), Эгитуй (20 млн. р.);
Полигона ТБО в Заиграево (37,7 млн. р.), Иволгинске (25,6 млн. р.), Курумкане (109,8 млн. р.), Подлопатки, Цолга, Шаралдай, Никольск, Тугнуй, Калиновка, Хошун-Узур, Хонхолой - 74 млн. р., Северобайкальск (308 млн. р.), Мухоршибирь (80 млн. р), Селенгинске (337 млн. р.)
Полигона промышленных отходов в Улан-Удэ (185,4 млн. р.)
Строительство заводов по переработке ТБО в Бурятии до 2013 года - 403,6 млн. р.
И где сейчас все это?
Вдохновившись этой темой в конце 2013 года, администрация Улан-Удэ с нарушениями антимонопольного законодательства покупает 300 итальянских бака и два мусоровоза за 58 млн. рублей. И в течении нескольких лет команда Наговицына «кидает» Голкова по этой теме, потому что в одиночку город не осилил бы эту мусорную реформу, где счет идет на миллиарды. Возможно, оттуда тянется шлейф противостояния. При этом Голков и его команда, соблюдая некую чиновничью корпоративную этику не выносит эту тему в публичное пространство. Наследство, которое оставил Наговицын-Чепик продолжаем расхлебывать по сей день и еще долго будем вкушать плоды.
Понять почему предприниматели и МБУ «Комбинат по благоустройству» отказались участвовать в тендере «ЭкоАльянс» по заключению договоров на вывоз мусора. Региональный оператор оперирует тем, что предложил 240 рублей за 1 куб, тогда как мусор возят за 130 рублей за 1 куб. Возможно эти цифры неактуальны для перевозчиков мусора из-за того, что РСТ официально не определил тариф. Как отмечают перевозчики договариваться о тарифе, имеет смысл, после решения РСТ. Никто не хочет попадать в кабалу.
Если в частном секторе жители знают цену за который вывозится и утилизируется мусор, то те, кто живет в многоквартирном доме не знают сколько платят, потому что тариф «спрятан» в общедомовых расходах. Каким образом по какой методике собрались вычленять оттуда плату за мусор непонятно.
Говорить, что «мусорный рынок» работает в серой схеме со сговором, коррупцией, воровством бюджетных средств при помощи завышения объёмов и цены сложно. Для этого требуются весомые аргументы, доказательства иначе это превращается в необоснованные обвинения. Следует говорить о подозрениях и то, это надо доказать.
Самый весомый аргумент мусорной реформы это впервые региональными властями устанавливаются нормативы накопления ТКО с установлением единого тарифа, что делает этот рынок прозрачным и подконтрольным. Например, в Бурятии многоквартирном доме норма накопления на одного проживающего 1,99 кубометров за год, в частном доме - 2,27 кубометров в год или 294 кг., в школе на одного учащегося - 0,1 кубометров в год или 11 кг.
Город не подготовил реестр мест накопления ТКО, хотя по закону создание и ведение этого документа прямая обязанность органов МСО и это надо признать. Но в территориальной схеме обращения с отходами по Улан-Удэ с координатами указаны 534 площадок накопления с 919 контейнерами. А по результатам выездной проверки сотрудниками «ЭкоАльянс» выявлены несоответствие, то есть Минприроды РБ неверно составила территориальную схему.
Отсутствие у двух городских мусоросортивочных станций проектов санитарно-защитных зон, это приостанавливает запуск сортировки мусора до конца 2019 года. При этом временно захоранивать ТКО без сортировки возможно, но это грозит проблемами, о которых опишу ниже.
Минприроды Бурятии включила в территориальную схему полигоны ТБО, не включенные в реестр объектов размещения отходов.
Обстоятельством непреодолимой силы введения мусорной реформы на территории Бурятии является то, что из необходимых 24 полигонов ТБО разрешение на работу имеет только 4. Это два полигона в Нижнем Саянтуе, Гусиноозерске и Заиграево. Остальные полигоны в количестве 20 штук указанные в территориальной схеме обращения с отходами носят статус несанкционированных свалок и согласно п. 7 статьи 12 Федерального Закона № 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Если предположить, что мусор со всей Бурятии будет транспортироваться на эти четыре полигона на временное захоронение без сортировки, то каким образом, например с Северобайкальска гнать мусоровозы в Нижний Саянтуй? Есть вариант с транспортными самолетами или по железной дороге вокруг озера Байкал, что анекдотично.
Даже если предположить про послабления в части функционирования полигонов ТБО не внесенных в реестр, то согласно этому закону существует запрет на захоронение без предварительной сортировки. Каким образом в районах Бурятии будут сортировать мусор?
Есть вариант с временным захоронением без сортировки, что предполагает в будущем вскрыть полигон и произвести сортировку и утилизацию с последующим постоянным захоронением. Представляете, это надо заново транспортировать мусор, накопленный за несколько лет, на мусоросортировочную станцию, оттуда на другой постоянный полигон ТБО. Что значит сортировать слежавшийся годами мусор, который начал разлагаться?
Но известно, что никаких послаблений для существования несанкционированных свалок нет. Как только региональный оператор начнет возить мусор на такие свалки, тут же в природоохранную прокуратуру посыпается град заявлений о нарушениях.
Средств на строительство 20-ти мусоросортировочных станций с разрешительными документами в районах Бурятии у регионального оператора и властей нет и в ближайшие 7 лет не предвидится.
В январе 2018 года республиканские власти ввели подпрограмму "Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО", ответственный Минприроды РБ, срок до 2026 года. Запланировано проектирование и строительство мусоросжигательного завода, 20 полигонов ТКО на сумму 2,9 млрд. р., 12 площадок накопление ТКО - 22,6 млн. р., поэтапное внедрение раздельного сбора ТКО, ликвидация, рекультивация несанкционированных свалок и отходов, закрытых полигонов ТКО - около 4 млрд. р., субсидии на сбор мусора с берегов озер Байкал, Щучье и Гусиное.
Если с федеральными трансферами по строительству завода, полигонов и площадок, рекультивацией понятно, то интересно, каким образом собрались поэтапно внедрять раздельный сбор мусора. Предвидится ли разрабатывать некий проект по этой теме и определен ли объем финансирования или это продолжение красивой сказки?
Таким образом приступить к мусорной реформе сможем не ранее 2026 года, когда будут построены 20 полигонов ТКО с мусоросортировочными станциями и 12 площадок, все с разрешительными документами. Бурятия вляпалась с мусорной реформой по полной, виноваты все участники этого процесса. И как обычно начинают искать крайних, козлов отпущения в надежде обелить себя. Властям и обществу для начала нужно разобраться в ситуации и искать выход. Не махать шашкой в угоду сторон, ищущих политические, экономические выгоды.
РСТ подведомственная структура правительства Бурятии вряд ли в ближайшее время примет тариф, потому что это грозит остановкой работы регионального оператора в районах Бурятии, где нет соответствующей инфраструктуры, а это половина объёма мусора.
Как выход из ситуации нужно менять территориальную схему обращения с отходами, часть мусора вывозить за пределы Бурятии и на этой основе выработать экономически обоснованный тариф. Гнать мусоровозы с дальних районов на эти четыре полигона дорогое удовольствие. К тому же пока нет инфраструктуры на двух полигонах для сортировки. Временное захоронение как описывал выше тоже дорого. Все просчёты и недоработки преждних властей лягут на плечи жителей республики, потому что тариф будет большой.
Сделай репост: