Среди однообразно конических или трапециевидных гор гора Хашки (ударение на последний слог) своей неповторимой конфигурацией неизменно приковывает взор. А расположенные на ней во множестве скальные изваяния диковинностью форм вызывают намерение присудить горе первое место по оригинальности каменных монстров.
С хребта Голлер гора Хашки видна, как на ладошке.
На левом краю фото белые домики - это село Ворон; восточной своей частью горный массив обращён к Междуречью (оно же Ай-Серез).
Расскажу о недавней прогулке туда, но прежде представлю Хашки в мозаике своих фото разных сезонов.
Характерные гребни на вершине горы созерцает по осени ноябрьский боярышник,
а весною - майская сирень:
Центральная часть "фасада" населена разнообразными персонажами:
Какой-то сказочный "остров Леденец"!
Эти фигурки словно застыли после касания волшебной палочки, погружённые ею в сон.
И ещё это мне что-то напоминает...
- Праздничный каравай, который испекла Царевна-Лягушка по второму заданию царя!
С первого ай-серезского озера вид на Гору тоже привлекателен.
Весной ли,
летом...
или осенью:
Местные люди называют гору Ухо.
В таком ракурсе понятно, почему.
Видна Хашки и с севера, из Ай-Серезского ущелья, по которому струится одноименная речка.
В центре северной группы скульптур - композиция "Ярославна прощается с Игорем":
Положила Ефросиньюшка голову любимому на грудь; тужит, убивается.
Но самая популярная скульптура на легендарной горе вот эта:
В народе эта двойная арка называется..."Целующиеся медвежата".
Не без иронии повторяя мимимишное название, я предложу в скором времени свой вариант.
С противоположной стороны те же каменюки образуют нечто ещё более фантазийное.
То была вступительная ознакомительная часть.
Предварительное знакомство с горой состоялось, а сейчас почитайте повествование о моём недавнем походике.
*
В череде серых пасмурных дней нынешнего января выбрав солнечный голубоглазый денёк, я отправилась на горную прогулку.
Начала подъём в Вороне, и вскоре уже находилась среди знаменитых хашкинских "каменоломен".
Подумать только, когда-то это был цельнокроенный склон...
Гребень стегозавра (в центре), однако, пока держится.
Словно блендером измельчённые пластины камня наводят на мысль: непрочен камень. Как и металл...
Я мысленно твержу ахматовские строчки:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле - печаль,
И долговечней - царственное слово.
Скорее к каменным фигурам, пока они не рассыпались!
Нет, стоят на месте.
А вот и наши "медвежата":
Взгляд, конечно, у каждого наблюдателя свой, но существо справа, как по мне, определённо напоминает птицу-грифа, с голой головой и сложенными крыльями.
Гриф клювом приложился к улыбающейся собачке.
Рядом карабкаются на гору звери (каждому здесь увидится своё; мой вариант - приземистый лев на переднем плане, бассет-хаунд с длинными ушами, вырвавшийся вперёд, и медведь Потап Иваныч из русской сказки)
И тут надо мной, любующейся каменной фауной, закружил белоголовый сип, реальный представитель краснокнижной фауны Крыма.
Белоголовый сип - самая крупная птица Крыма, с размахом крыльев до трёх метров.
Сип ещё крупнее грифа (изображение которого я углядела в каменной фигуре).
Подлетел второй птиц.
Он нарезАл круги, то приближаясь, то отдаляясь.
Оказалось, это не простой птах, а колдовской.
Сразу же после его волшебных "пассов" невесть откуда появился туман и, вытесняя голубизну, стал поглощать видимое пространство.
На вершине скалы у птиц, вероятно, находится гнездо. И они стали делать всё возможное, чтобы чужак (то есть я) убрался.
Бассет-хаунд с ведомыми им животными временно накрылся.
Гриф с товарищем пока ещё виднелись хорошо.
Туманчик придал всему живописный колорит.
Лев по-пластунски продвигался к вершине.
Я только успевала запечатлевать фазы туманных состояний.
При очередном взгляде на каменных ребят увиделось, как гриф кормит подопечного из раскрытого клюва - как это проделывают птицы-родители.
Местность приобрела такой вид:
Я же стала перемещаться выше, постепенно заходя за арку и продолжая фиксировать стадии отуманивания.
А может, всё-таки поцелуй?
Мистический сфинкс в тумане:
Дозорные гномы (старшой да меньшой) в нахлобученных капюшонах:
И вот я по другую сторону арки.
Сравним аверс и реверс.
Гриф превратился в Грифона!
И собачка поменяла свои пропорции.
А при взгляде на окрестные горки я заметила: туман постепенно рассеивается, и сквозь пелену снова победно прорывается солнце.
И вот уже мажорная голубизна возобладала в небесной палитре.
Грифон с собачкой - одна из самых оригинальных скульптур Крыма.
Жаль только, что зимой нет снега.
А впрочем...
Я поискала в архиве кадры со снегом.
Хотя было это не зимой, а 21 марта 2009-го года.
Итак, эксклюзивные фото:
А гиацинты здесь как оказались?
Я их принесла!
Но не с той псевдохудожественной целью, как это делают иные гламурные фотографы ("передний план ношу с собой"). Всё обстояло куда интереснее.
Когда я спешила к автобусу, чтобы поехать в Междуречье, то на улице увидела брошенные гиацинты, вырванные прямо с луковицами. Кто-то, видно, прорежал свои грядки и вот таким немилосердным способом удалял излишки.
Я рефлекторно схватила поникшие цветы ("я вас спасу!") и вместе с "рассадой" приехала в Междуречье.
Когда стала подниматься на гору, пришла мысль попытаться укоренить растения здесь. Тем более, что снег был!
Найдя острый кусок черепицы, я им вырыла ямки, пристроила гиацинты в снежных "оазисах" да ещё конских "каштанов" в качестве питательной добавки к скудной почве насыпала.
Даю вам шанс! - благословила я цветочки.
Кстати, тогда, в марте, на горе уже весело желтели сузианские крокусы:
Но вернёмся к нынешнему походу.
Туман, насланный грозным сипом и его подручным-ветром, уже почти развеялся.
Во всей красе предстал очередной фэнтези-зверь - слонопотам, словно слепленный из вертикальных каменных колбасок:
Зайдя за него, я любовалась возлежащими сфинксами:
За Слонопотамом я обозрела северо-восточный склон Хашки и домики селения, расположенные в узкой долине.
Озеро!
Уточняю: второе ай-серезское озеро. (Первое было на картинках в начале поста).
И выразительная ломаная линия тени, которую отбрасывает гора своими готическими башнями:
Озеро всегда манит спуститься к нему.
Сегодня у меня планы иные.
Но вот картинки озера, фото прежних лет:
В центре - Ярославна с Игорем:
И ещё кое-кто, не мифический:
Снова январские кадры.
Я запечатлела мощные фактурные скалы, но спускаться по сплошной тени не было желания, хотя спуск там проще.
В солнечный день, конечно же, хотелось пройти по солнечной стороне горки.
И повидать динозавров.
Да, если внимательно приглядеться, зрелище миграции динозавров обеспечено!
Особенно явственна картина массового перемещения звероящеров в осеннем антураже (снимок от ноября 2008):
http://www.photosight.ru/photos/2963565/?from=set%2F3009%2F%3Fpager%3D2 Сейчас получилось скромнее.
И вот я иду на спуск.
Каменные зайцы - 1)
и 2)
- продолжают вереницу звериных образов.
Спуск непрост - угол наклона весьма велик.
Голые камни, почти без кустов.
Только один упрямый дубчик принципиально не сбрасывает листву.
А на этом фото я уже позднее разглядела - в центре снимка как будто шагающий человек в камуфляжных штанах:
На самом деле это обманка, зрительная иллюзия - фигурка складывается из камней:
Оборачиваясь, фотографирую на зуме знакомую компанию.
Узнаёте?
Два восточных человека договариваются о чём-то. Простодушный Заяц застыл, как вкопанный, - он невольно подслушал.
И напоследок - каменный сип с размахом крыльев 7 метров:
Представлю его также на мартовском фото с интересным небом:
Колдует!
Вон даже облако по образу и подобию своих крыльев умудрился изваять:
Благополучно спускаюсь в милое моему сердцу Междуречье.
Мне больше нравится исконное название села - Ай-Серез.
Но сегодня Месопотамос соответствует своему названию - русла обеих речек (Ворон и Ай-Серез) действительно с водой.
Гора, красующаяся на снимке, называется звучно: Томакларын-Каясы.
Хоть и невелика она, но очень эффектна и необычна; не зря её называют Малый Карадаг.
Рассказать о Томакларын-Каясы можно немало интересного.
Что я и планирую сделать.