Современные науки многое ставят под сомнение. Сомнение же должно являться своеобразным толчком для поиска истинных знаний. Однако в гуманитарных науках все обстоит далеко не так просто. Сомнение в гуманитарных знаниях рождают ещё одну позицию, ещё одно мнение, ещё одну истину. И как же трудно новым молодым ученым, они, которые принимают наследие предков, ставят все и под сомнение, рождая новые позиции. Задумываясь над этим бесчисленным дроблениям научных знаний, сам погружаешься в плюрализм.
Предлагаю вашему вниманию эссе на тему размышления «коммуникация в культуре».
Как и любая научная робота, моя начинается с оговоренных пределов, вследствие чего и предлагаю следующие термины, выбранные в единичном числе из большинства.
Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.
[1] Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
[2] Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
- отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях; и
- передаваемая последующим поколениям.
[3] Это может показаться странным, но в словосочетании «коммуникация в культуре» вы можете увидеть некий потаенный смысл предлога «в». Для обоснования этого утверждения, и для более объективного анализа, предлагаю вам раскрыть этот термин.
Предлог - часть речи, служебное слово, оформляющее подчинение падежной формы имени др. знаменательному слову и выражающее при этом разнообразие отношения к предметам со стороны их действий, других предметов, состояний и признаков.
[4] При более глубоком анализе возникают проблемы. Термины взяты из разных областей исследования и по чьей-то (явно не доброй) воле сошлись в месте. И вот мы попытаемся их соединить.
“Коммуникация в культуре”. Предлог «в» указывает нам на то, что коммуникация находится в подчинении у слова «культура», тем самым, выражая отношение действий. Есть культура, а коммуникация является средством.
Если коммуникация является средством, то вероятная модель их союза:
Культура, как всеобъемлющая совокупность «всего и вся» и представленная госпожой мира имеет у себя служанку коммуникацию. Подчиняющая культура и подчиненная коммуникация. При встрече двух личностей культуры они обмениваются между собой информацией, в рамках самой культуры.
Таким образом, можно сказать: коммуникация - совместная деятельность коммуникантов коммуникации (и хоть одно неизвестное нельзя доказывать через другое неизвестное, в данном случае мы допускаем это). Вспомним их (культуры и коммуникации) латинские корни. Communico - делаю общим. Cultura - возделывание. То есть получается, что коммуникация становится полностью самостоятельной и отстраняет от себя культуру и полностью её даже подчиняет. Что же мы имеем? Подчиняющая коммуникация и подчиненная культура. Например, встретились две личности коммуникации и в ходе их совместной беседы родилась культура, которой и являлась сама беседа. А если они договорились даже конференцию провести на предмет своей беседы, то это явный, на мой взгляд, признак культуры - в лице духовных ценностей.
Итак communico - делаю общим; сultura - возделываю. Скалдывая эти два слова получаем: делаю общим в культуре и передаю моим детям. Вывод: я сотворил (без культуры), обобщил в культуре, которая чудным образом родилась из ничего, и передал детям, при этом, говоря, что это и есть то, чем они должны заниматься всю оставшуюся жизнь. Получается так. Коммуникация - это явление культуры-коммуникации, где культура сама по себе определяется полупроводником, инструментом. (Однако напомню, что культура и коммуникация равнозначны!)
Выстроив вышеописанные гипотезы, предлагаю свой вывод, их обобщение.
Коммуникацией можно назвать механизм развития культуры, определяющий способ ее развития и бытия в историческом пространстве. Коммуникация в культуре выступает как средство познания мира и его преобразования. Как то - отец передал сыну, а сын, видя старость сохи, изобретает комбайн. При обобщении же формируется общественное сознание, воспитывается личность.
В культурологии понятие коммуникации употребляется в социокультурном аспекте, так как социокультурный смысл коммуникации связан со спецификой обмена информации в социуме, в отличие от общенаучных (как средство связи любых объектов), философских, информационных (коммуникация как канал передачи) определений.
В самом общем определении культуры, коммуникацию мы видим как формирование, функционирование, развитие связей и отношений носителей культуры во времени и пространстве. Это, прежде всего, всевозможные связи человека не только с социумом, но и с миром природы, а также, конечно, своим внутренним миром. Тем самым культура, представляет собой системность взаимоотношений. И безусловно вне этих связей не может существовать никакое общество.
Становление же, развитие этих связей и отношений - это становление и развитие социума, который, порождает все более новые формы связей. Эти связи, с дальнейшим определением и уточнением, составляют саму суть коммуникаций.
К. Ясперс предлагает следующее определение: «Коммуникация - это жизнь с другими, осуществляющаяся реально многообразными способами». Понятие коммуникация здесь облекается в форму-модель - “служанка у госпожи” - общение и распространяется на все формы связей человека с обществом, средой, внутренним миром.
Так отдельный человек осознает себя на своем месте, которое имеет свой особый смысл внутри целого и определяется им. Коммуникация сводится здесь к коммуникации отдельного члена с организмом.
По мнению А.А. Воронина, «все, что делает человек, является коммуникацией». А все что он делает так же является и культурой. И далее: «Акт коммуникации - это акт культуры». А любое социальное действие, или физиологическое опосредовано мотивами, целями, стимулами, степенью осознанности, что в свою очередь является выражением ценностных ориентации индивида в культуре.
По мнению Э. Лича, «культура осуществляет коммуникацию». Культура рассматривается им как макроноситель информации, как объясняющая макросистема (на нее тогда должны распространятся законы движения информации, если таковые имеются). Следовательно, за культурой остается право на эксперимент и риск. Культура не может быть оторвана от коммуникации.
Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры. Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Например, американский малыш, которому дедушка объясняет, что если тебя знакомят с кем-либо, нужно пожимать руку, формирует свою культуру. Индийский ребенок, растущий в доме, где женщины едят после мужчин, также формирует свою культуру. Еврейский подросток, который служит проводником в церемонии еврейской Пасхи, усваивает культуру своего народа и в то же время участвует в ее развитии и сохранении. Французский мальчик, которому дают сидр за обедом, также усваивает традиции своей культуры. Маленький египтянин, которому объясняют, что поведение его дяди принесло позор семье, формирует ценности и нормы своего поведения. Таким образом, читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации.
Термин «коммуникация» в век глобализации, на моё усмотрение, связанно с общением между культур, субкультур и антикультур друг к другу.
Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур.
Вопрос взаимодействия культур? Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их понимать друг друга через определение этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями. Этот обмен может происходить как в политике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.
В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры.
Культура это глобальное явление общества, но так же не стоит забывать и о субкультурах.
Так, на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей культурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней как сходства, так и различия. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Определяющим фактором в коммуникативном поведении может служить принадлежность к какой-либо общественной организации, обладающей своими нормами, правилами, принципами и моделями общения. Каждая организация имеет свой набор традиций и правил, которые директивно или косвенно предписывают членам данной организации формы общения друг с другом и с представителями других организаций.
Ответим на вопрос: “как и какие средства коммуникации используются?” Так в западных культурах больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано. Поэтому их коммуникация в слабой степени зависит от контекста. Представители подобных культур стремятся развивать свои речевые навыки. Такой тип коммуникации характерен для американской культуры.
В культурах же напротив, восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью.
Из моих наблюдений в области коммуникации в культуре, можно сделать вывод, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.п. Во взаимосвязи же культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга.
Список использованных источников и литературы:
1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:Юнити-Дана, 2002. - 352с.
2. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.- М., 1986
3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр Владос: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002
4. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру.
[1] Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру.
[2] Там же.
[3] Там же
[4] Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002