Коммуникация в культуре

Dec 23, 2008 23:52


Современные науки многое ставят под сомнение. Сомнение же должно являться своеобразным толчком для поиска истинных знаний. Однако в гуманитарных науках все обстоит далеко не так просто. Сомнение в гуманитарных знаниях рождают ещё одну позицию, ещё одно мнение, ещё одну истину. И как же трудно новым молодым ученым, они, которые принимают наследие предков, ставят все и под сомнение, рождая новые позиции. Задумываясь над этим бесчисленным дроблениям научных знаний, сам погружаешься в плюрализм.


Предлагаю вашему вниманию эссе на тему размышления «коммуникация в культуре».

Как и любая научная робота, моя начинается с оговоренных пределов, вследствие чего и предлагаю следующие термины, выбранные в единичном числе из большинства.

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. [1]

Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. [2]

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

- отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;

- воплощенная в предметных, материальных носителях; и

- передаваемая последующим поколениям. [3]

Это может показаться странным, но в словосочетании «коммуникация в культуре» вы можете увидеть некий потаенный смысл предлога «в». Для обоснования этого утверждения, и для более объективного анализа, предлагаю вам раскрыть этот термин.

Предлог - часть речи, служебное слово, оформляющее подчинение падежной формы имени др. знаменательному слову и выражающее при этом разнообразие отношения к предметам со стороны их действий, других предметов, состояний и признаков. [4]

При более глубоком анализе возникают проблемы. Термины взяты из разных областей исследования и по чьей-то (явно не доброй) воле сошлись в месте. И вот мы попытаемся их соединить.

“Коммуникация в культуре”. Предлог «в» указывает нам на то, что коммуникация находится в подчинении у слова «культура», тем самым, выражая отношение действий. Есть культура, а коммуникация является средством.

Если коммуникация является средством, то вероятная модель их союза:
     Культура, как всеобъемлющая совокупность «всего и вся» и представленная госпожой мира имеет у себя служанку коммуникацию. Подчиняющая культура и подчиненная коммуникация. При встрече двух личностей культуры они обмениваются между собой информацией, в рамках самой культуры.

Таким образом, можно сказать: коммуникация - совместная деятельность коммуникантов коммуникации (и хоть одно неизвестное нельзя доказывать через другое неизвестное, в данном случае мы допускаем это). Вспомним их (культуры и коммуникации) латинские корни. Communico - делаю общим. Cultura - возделывание. То есть получается, что коммуникация становится полностью самостоятельной и отстраняет от себя культуру и полностью её даже подчиняет. Что же мы имеем? Подчиняющая коммуникация и подчиненная культура. Например, встретились две личности коммуникации и в ходе их совместной беседы родилась культура, которой и являлась сама беседа. А если они договорились даже конференцию провести на предмет своей беседы, то это явный, на мой взгляд, признак культуры - в лице духовных ценностей.

Итак communico - делаю общим; сultura - возделываю. Скалдывая эти два слова получаем: делаю общим в культуре и передаю моим детям. Вывод: я сотворил (без культуры), обобщил в культуре, которая чудным образом  родилась из ничего, и передал детям, при этом, говоря, что это и есть то, чем они должны заниматься всю оставшуюся жизнь. Получается так. Коммуникация - это явление культуры-коммуникации, где культура сама по себе определяется полупроводником, инструментом. (Однако напомню, что культура и коммуникация равнозначны!)

Выстроив вышеописанные гипотезы, предлагаю свой вывод, их обобщение.

Коммуникацией можно назвать механизм развития культуры, определяющий способ ее развития и бытия в историческом пространстве. Коммуникация в культуре выступает как средство познания мира и его преобразования. Как то - отец передал сыну, а сын, видя старость сохи, изобретает комбайн. При обобщении  же формируется общественное сознание, воспитывается личность.

В культурологии понятие коммуникации употребляется в социокультурном аспекте, так как социокультурный смысл коммуникации связан со спецификой обмена информации в социуме, в отличие от общенаучных (как средство связи любых объектов), философских, информационных (коммуникация как канал передачи) определений.

В самом общем определении культуры, коммуникацию мы видим как формирование, функционирование, развитие связей и отношений носителей культуры во времени и пространстве. Это, прежде всего, всевозможные связи человека не только с социумом, но и с миром природы, а также, конечно, своим внутренним миром. Тем самым культура, представляет собой системность взаимоотношений. И безусловно вне этих связей не может существовать никакое общество.

Становление же, развитие этих связей и отношений - это становление и развитие социума, который, порождает все более новые формы связей. Эти связи, с дальнейшим определением и уточнением, составляют саму суть коммуникаций.

К. Ясперс предлагает следующее определение: «Коммуникация - это жизнь с другими, осуществляющаяся реально многообразными способами». Понятие коммуникация здесь облекается в форму-модель - “служанка у госпожи” - общение и распространяется на все формы связей человека с обществом, средой, внутренним миром.

Так отдельный человек осознает себя на своем месте, которое имеет свой особый смысл внутри целого и определяется им. Коммуникация сводится здесь к коммуникации отдельного члена с организмом.

По мнению А.А. Воронина, «все, что делает человек, является коммуникацией». А все что он делает так же является и культурой. И далее: «Акт коммуникации - это акт культуры». А любое социальное действие, или физио­логическое опосредовано мотивами, целями, стимулами, степенью осознан­ности, что в свою очередь является выражением ценностных ориентации ин­дивида в культуре.

По мнению Э. Лича, «культура осуществляет коммуникацию». Культура рассматривается им как макроноситель информации, как объяс­няющая макросистема (на нее тогда должны распространятся законы движе­ния информации, если таковые имеются). Следовательно, за культурой оста­ется право на эксперимент и риск. Культура не может быть оторвана от коммуникации.

Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации  усваивает нормы и  ценности культуры. Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Например, американский малыш, которому дедушка объясняет, что если тебя знакомят с кем-либо, нужно пожимать руку, формирует свою культуру. Индийский ребенок, растущий в доме, где женщины едят после мужчин, также формирует свою культуру. Еврейский подросток, который служит проводником в церемонии еврейской Пасхи, усваивает культуру  своего народа и  в то же время участвует в ее развитии и  сохранении. Французский мальчик, которому дают сидр за обедом, также усваивает традиции своей культуры. Маленький египтянин, которому объясняют, что поведение его дяди принесло позор семье, формирует ценности и  нормы своего поведения. Таким образом, читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и  новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и  это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации.

Термин «коммуникация» в век глобализации, на моё усмотрение, связанно с общением между культур, субкультур и антикультур друг к другу.

Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур.

Вопрос взаимодействия культур? Содержание и  результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их понимать друг друга  через определение этнической культурой  каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями. Этот обмен может происходить как в политике, так и  в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.

В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Происшедшие в последние годы социальные, политические и  экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры.

Культура это глобальное явление общества, но так же не стоит забывать и о субкультурах.

Так, на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей культурой (субкультурой) в составе материнской культуры  и имеет с ней как сходства, так и различия. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Определяющим фактором в коммуникативном поведении может служить принадлежность к какой-либо общественной организации, обладающей своими нормами, правилами, принципами и моделями общения. Каждая организация имеет свой набор традиций и  правил, которые директивно или косвенно предписывают членам данной организации формы общения друг с другом и с представителями других организаций.

Ответим на вопрос: “как и  какие средства коммуникации  используются?” Так в западных культурах  больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано. Поэтому их коммуникация  в слабой степени зависит от контекста. Представители подобных культур  стремятся развивать свои речевые навыки. Такой тип коммуникации  характерен для американской культуры.

В культурах же напротив, восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью.

Из моих наблюдений  в области коммуникации в культуре, можно сделать вывод, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре  ценностей, норм поведения, установок и т.п. Во взаимосвязи же культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга.

Список использованных источников и литературы:

1.     Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:Юнити-Дана, 2002. - 352с.

2.     Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.- М., 1986

3.     Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр Владос: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002

4.     Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру.

[1] Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру.

[2] Там же.

[3] Там же

[4] Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002

эссе, Культра, коммуникация, маргинал, взаимоотношение культур

Next post
Up