Совещание у руководителя администрации Ухты.

Aug 18, 2013 17:29

Как-то уже никого особо не волнует  факт довольно сильной радиационной опасности в Ухтинском районе. То есть взволнованные разговоры по этому поводу начинаются только когда, когда кто-то, пытаясь что-то сделать, невольно напоминает общественности о существовании этой опасности. Рассказы в стиле чёрного юмора поядрёней чернобыльских уже стали частью местного фольклора. Я слышал о сильных северных людях, которые мужественно смеясь мрачному року в лицо, покупают светящиеся в темноте овощи с делянок 10-го завода и не для гостей и родственников, а для себя, может быть даже для внутреннего просветления. Рассказывают и о давно никого не пугающих существах-мутантах, матерящихся при перепадах давления и выгоняющих медведей на автодороги. В общем, по мотивам этих рассказов можно написать не один сценарий фильма ужасов.   
Посёлок Водный не причислен к числу радиационно загрязнённых территорий, но он, тем не менее, является одним из самых загрязнённых населённых пунктов России. Почему его жители не имеют особого статуса (категории «Б», т.е. людей, живущих на территориях с повышенным уровнем радиационной опасности) и не получают положенных им льгот - это вопрос отдельный, но требующий безотлагательного рассмотрения. И судя по всему  республиканские и муниципальные власти это осознают.
Исследования, которые проводились на Водном и результаты которых довольно широко известны (опубликованы в ряде научных изданий) поражают. Радиационный фон в некоторых местах поселка, в том числе и тех, в которых почти всегда многолюдно, превышает допустимый в несколько раз. В водненской школе радиационный фон также недопустимо высок. Особенно опасно на первом этаже школы, где в щелях деревянного пола скапливается радиоактивная пыль, занесённая с улицы. Ещё раз скажу, что всё это хорошо известно специалистам и властям. Соответствующие исследования проводились нашими ухтинскими специалистами УГТУ профессорами и докторами наук В.А.Копейкиным (8 лет проработал в Чернобыле, устраняя последствия аварии) и О.С.Кочетковым.     
16 августа я был приглашён на совещание у руководителя администрации МОГО Ухта, на котором обсуждался вопрос о перезахоронении наиболее опасных на сегодняшний день радиоактивных отходов пос. Водный и надлежащем оборудовании тех могильников, содержимое которых извлекать не нужно.
Совещание вёл лично руководитель администрации И.В.Леонов. Принимал активное участие в обсуждении заместитель Леонова Н.М.Сорока, проявляя завидную осведомлённость в мельчайших деталях проблемы. На совещании присутствовала и председатель Общественного Совета Ухты Ляля Потапова, профессор В.А.Копейкин, административный актив Яреги и Водного, а также депутат горсовета Илья Величко. И, конечно же, по сложившейся доброй традиции при обсуждении присутствовали представители СМИ.
Кстати, профессор Копейкин несколько раз упрекнул журналистов в искусственном нагнетании страстей и непрофессионализме в вопросах, касающихся радиации и всего того, что с ней связано. Я ему пытался объяснить, что то, что он называет «искусственным нагнетанием страстей» и есть показатель профессионализма некоторых журналистов и знание вопросов обеспечения радиационной безопасности здесь ни при чём. Но трудно это понять старорежимному советскому профессору - верному слуге науки. Во время разговора с замечательным Валерием Александровичем почему-то вспомнился Высоцкий («Сумасшедший! Что возьмёшь?!»), а применительно к нашей ситуации: «Профессура! Что возьмёшь?!».
В процессе обсуждения этого важнейшего вопроса вроде бы все проявляли благоразумие и понимание того, что дальше уже затягивать разрешение как говорят «перезревшей» проблемы нельзя. Действительно, жители Водного страдают, испытывая все смертельно опасные «прелести» жизни рядом с источниками радиации и подвергаясь её воздействию (мне говорили, что уровень онкологических заболеваний на Водном один из самых высоких на территории бывшего СССР). Эта ситуация длится годами. И вот появилась возможность начать решение этой проблемы при участии федерального центра. Разработаны и проэкспертированы планы обустройства могильников радиоактивных отходов, часть которых предполагается захоронить на новом месте. Все жесточайшие требования по безопасности, предъявляемые к данными проектам, соблюдены и это зафиксировано, в том числе Росатомом и другими федеральными ведомствами. Есть щедрое финансирование этих проектов. Но есть и понятные опасения общественности.
Одно из этих опасений высказал И.Величко. Дескать, всё правильно, надо решать проблему, но гораздо большей проблемой, по его мнению, является то, что мы живём в России, в стране, в которой даже атомную подлодку построить нормально не могут, доверяя это государственное дело непонятно кому. Стало быть, по мнению депутата, радиацию вообще трогать не надо, ибо мало ли что, вдруг ещё хуже будет, вдруг проблем станет больше, а радиации не меньше.
В подобной непритязательной форме - непринуждённого потока сознания - Илья (не будем называть его «справедливороссом») солидаризировался со всеми расчленителями и русофобами вместе взятыми (между прочим, среди которых был и Гитлер), утверждавшими, что русский народ лишён созидательного творческого начала, ни на что не способен и т.д.. Но я уверен, что Илья Величко не это имел ввиду. Во-первых, он как матёрый ацтекский жрец, не всегда контролирует звуки, которые раздаются из него тем более в форме слов и глубоких в своей незатейливой простоте мыслей. А во-вторых, у него перед глазами наверняка стоит пример старших партийных товарищей (ещё раз не будем называть их «справедливороссами»), а именно всесоюзного взломщика Левичева, у которого всё - и мысли, и руки - произрастает из того места, из которого по законам природы ничего не должно расти, т.е. из седалища. Но, дорогой Илья, вокруг не только Левичевы, есть и Вера Игоревна - вот с кого надо брать пример. За что ни возьмётся - всё получается и ещё человек красивый. Да и у тебя бизенсок успешный. Так что не прав был Гитлер и другие мудаки, когда говорили о нашем народе. Есть у нас кому доверить важное дело. Вот если бы тебе поручить перенос мешочков с радиоактивным грунтом, да ещё в обеих руках…. А?! Рассыпал бы ты дерьмецо на землицу нашу родную и незаражённую? А?! Побоялся бы или не смог? А может, не сумел бы? Или всё-таки завалил бы дело и подхватил бы насморк какой-нибудь неизлечимый и с избирателями бы не смог общаться? То есть тут возможны варианты. Но не надо, дрогой Илья, смотреть на мир сквозь запотевшие очки Левичева. Посмотри на мир глазами Веры Игоревны и над твоей делянкой никогда не зайдёт Солнце, и всё на свете ты сможешь даже землю радиоактивную не рассыпать.
Но есть и ещё ряд понятных опасений. Причём, эти опасения не относятся к жителям Водного, которые и так УЖЕ ЖИВУТ с радиацией, как с медицинскими страховками, т.е. неотъемлемо. И все должны понимать, что любое промедление в решении вопроса с утилизацией радиоактивных отходов на Водном - это ещё большее усугубление положения воднинцев, которые во всех этих спорах оказываются пострадавшими. И от этого морального аспекта проблемы никак не уйти. Поэтому будем помнить  и об этом моральном аспекте, споря о частностях.     
Действительно, вызывает опасение сам факт обустройства нового могильника на новом месте для захоронения радиоактивных отходов. Но специалисты уверяют, что технически проект проработан безупречно. Есть основания им не доверять? Если есть, то какие? Внятных ответов пока нет, есть только политические спекуляции.
Также людей волнует то, что при транспортировке радиоактивных отходов может произойти загрязнение территории. Но и технологии транспортировки также отработаны и за их соблюдение установлены нормы жесточайшей ответственности. Хотя я понимаю, что всё это только слова и случиться может всякое. Но тут уместно вспомнить и моральный аспект проблемы. Ведь это не просто перезахоронение и утилизация, это спасение Водного и его жителей.
Есть  опасение, что в новое место захоронения будут свозить отходы и из других регионов. Но это вопрос уже к республиканским властям и общественный контроль ещё никто не отменял. В любом случае, тайно перевезти в нашу республику ничего в больших объёмах не получиться, а раз так, то любая власть вынуждена будет искать компромисс с общественностью.
Так или иначе, в любом деле, тем более  в таком важном и деликатном, надо прислушиваться к голосу специалистов и профессионалов, а не опускаться до телебыдла, безропотно «хавающего» любое пойло, приготовленное по рецептам политической конъюнктуры.                                       
           

Леонов, водный, радиация

Previous post Next post
Up