Одной из тенденций и не только современного государственно-административного строительства является децентрализация, посредством которой решаются целые комплексы социальных, экономических, политических и даже культурных проблем. Это и развитие различных районов страны, сглаживание в уровне жизни между столичным регионом и другими районами, решение демографических и этнокультурных проблем. А чем плохо, когда в каком-либо крупном регионе существует не один научный или культурный центр?
Децентрализация, безусловно, не должна быть самоцелью, здесь важен временной и политический контекст, но и исключать её из арсенала методов решения разнообразных проблем также не следует особенно, если речь идёт о таких огромных регионах, какой является наша республика. О том свидетельствует мировой опыт. В целом ряде вполне успешных стран изначально, ещё с незапамятных времён, существовал и существует по сей день стратегический курс на децентрализацию как принцип государственного строительства. Можно привести в качестве примера США, Германию, Канаду, Швейцарию и другие страны.
Российский исторический опыт как будто бы говорит об обратном, когда в целях, прежде всего оборонительных, практически все управленческие функции сосредотачивались в политическом центре - в столице. И во времена внешнеполитической опасности это было оправдано. Но во времена бесконфликтные даже в таком сверхцентрализованном государстве как СССР, тоже старались по-возможности «разгрузить» столицу. Так, например, на Украине в бытность её одной из братских республик единого государства, некоторые республиканские министерства располагались в областных центрах, а не в Киеве. В частности, в шахтёрском Донецке располагалось республиканское министерство угольной промышленности. И всеми это воспринималось вполне нормально. Как хорошо известно, в современной России также развивается тенденция государственно-административной децентрализации. Конституционный Суд перенесён в Санкт-Петербург, туда же собирается отправиться Главный Штаб ВМФ. Тенденция очевидна.
Я вовсе не призываю поднимать прошлогоднюю тему о переносе столицы республики в Ухту. Это совершенно неуместно и неоправданно, по крайней мере, сейчас. Хотя свои слова о том, что это дало бы стимул к развитию региона, я назад не беру. Но стимул к развитию региона и всей республики дал бы не только и не столько перенос столицы в другой город, сколько грамотная, чётко выверенная политика разумной децентрализации. Очевидно, что некоторые функции промышленного управления, некоторые ведомства и головные офисы ряда фирм и организаций вполне органично смотрелись бы в Ухте и в Воркуте как не только региональных центрах нашей огромной республики, но и как исторических её центрах. Соответственно, это разгрузило бы Сыктывкар и способствовало успешному решению социальных проблем столицы. Перечисление положительных сторон можно было бы, и продолжить, но и так очевидно, зачем нужна разумная децентрализация.
Е.А. Вологин