Большинство моих постоянных читателей уже умеют видеть, когда с границами что-то не то, но часто не могут понять, что именно.
Баг ли там лоснится, корона растет, лаз в чужую голову ковыряется, локус ползет, границы сливаются или сразу все вместе.
Но если вы не будете отличать эти чем-то похожие и конечно связанные вещи, вы не сможете с этим работать.
Все эти вещи тесно связаны, но к нашему счастью в каждый отдельный момент происходит что-то одно. По очереди, даже если накапливаются быстро.
Внимание человека в момент времени посвящено чему-то конкретному, а работать можно лишь с тем, на что обращено внимание сейчас.
Если хочется работать с бессознательными, скрытыми процессами, сначала надо обратить на это внимание человека и потом уже работать.
(Но только одно ваше желание обратить его внимание еще не значит, что он сам обратит, он должен внимание обратить, спонтанно, то есть свой интерес ощутить к этому, даже если и при вашем участии)
Внимание - это как свет в лабиринте, который освещает пути доступа к тайным комнатам.
Бывает, что вы работаете над чем-то, а улучшается и все остальное. Но все-таки сознательная работа бывает только над тем, куда вы обратили внимание. Иначе нет.
Поэтому надо четко выделить и обозначить проблему.
Давайте вспомним кусок из монолога Белладонны в тесте:
"- Если я буду рассказывать все честно, ты разъяришься))
- Нет, это не то что ты подумал.
- Я ни с кем не сплю.
- Если бы и спала с кем-то, не сказала тебе))
- Не бесись, я одна.
- Видишь, даже в Амстердам одна приехала.
- Приедешь ко мне?
- Я весь день сегодня думаю, а вдруг ты сейчас выйдешь из-за угла.
- Вдруг ты приехал…
- Иногда мне кажется, что я в твоих глазах ничтожество.
- Исчерпала все шансы тем, что бегаю за тобой.
- От моей любви скоро ничего не останется.
- Тебе она правда не нужна?
- Не пожалеешь потом?
- Не бойся. Я не смогу разлюбить.
- Мы с тобой навеки соединены.
- Просто ты психически болен.
- Родовая травма"
Это типичный цикл любовных страданий, который можно прервать на любом витке и начать раскручивать назад. Витки подобны листьям капусты.
Даже если люди не пишут это другому, они прокручивают это в голове и пока они это крутят, они не могут выбраться из этого круга.
Да, у них смещенный локус и границы слиты, но они могли бы размышлять так, чтобы постепенно разделять границы и выправлять локус, но они выбирают совсем другое направление: смещают локус сильней, границы сливают больше, закрывают это все короной. И оказываются в тупике.
Посмотрите, что происходит.
Белладонне хочется диалога, но диалога нет, он молчит, поэтому она залезает в голову Печорину. Она делает предположения, что он гневается, ревнует и успокаивает его, обещает ему свою верность. Вот это лаз в голову, такой глубокий, что границы сливаются еще больше, ей кажется, что оба они сильно жаждут встречи. Она начинает ждать его появления из-за угла, словно он - это она и она может за него сейчас появиться перед собой. Заметив лаз в чужую голову, важно попросить себя туда не лезть. Защитная мантра: "Не лезь в чужой карман и чужую голову". Именно такое сочетание, для наглядности. Если заметили позже, когда вам уже стало казаться, что вы хотите одного и того же и ваше страстное желание касается обоих (при том что второй ничего не говорит об этом и не делает), остановите себя мантрой "Я здесь" и упражнением Солнце или гештальт-молитвой Перлза или просто постарайтесь восстановить свое ощущение отдельности, все это примерно одно и то же, помогает вам вспомнить, что второй - субъект, а не ваша часть, которой вы управляете.
С Белладонной этого не происходит, она сливает границы сильней, сильней смещает локус, страстно ждет появления Печорина из-за угла (при таком маниакальном желании на фоне функциональной слабости нервной системы могут даже галлюцинации появиться, к счастью Белла крепкая девка). Так как Печорин не появляется, а такое напряженное ожидание - это сильный стресс, корона обрушивается. Корона падает и на некоторое время Белладонна начинает видеть себя в неприглядном состоянии. В общем, в таком как есть, но после падения короны это все приобретает особенно безобразный вид. Вот почему, после того как упала корона, надо некоторое время просто подождать, потерпеть, успокоиться, прийти в себя. Понять, что все плохо, но не смертельно, всякое бывает. Пока вы недавний царь, любое падение - это крах мира, но если вы осознаете, что вы обычный человек, оказывается, что ваши промахи и косяки - неприятно, но вполне терпимо. Адаптация после падения короны происходит быстро, если повторять мантру "я обычный человек". Запомните этот секрет.
Белладонна этим не пользуется. Она описывает, какая она жалкая дура, но то, что она описывает ему, уже значит, что она хочет опереться на Печорина в этом, иначе бы переживала молча. Она хочет его возражений, она хочет его поддержки, она надеется, что он ей скажет, что не такое уж она и ничтожество в его голове. И поэтому, конечно, корона делает бамс. Белла начинает стращать Печорина, что отнимет, заберет у него свою бесценную любовь, он лишится ее, он ее не вернет. На этапе растущей после бамса короны человека уже не остановить обычно. Он только что пережил падение и не хочет больше. Он хочет убедить себя в том, что он блестящ.
Ну а дальше Белла надевает на Печорина колпачок и побольше. Колпачок - это способ закрыть все, что мешает росту короны. Он ведет себя не так, как просит корона, но это потому, что он дегенерат. Или боится, или не смеет. Или обижен. Теперь его можно жалеть.
Кстати, Печорин в сериале и правда обижен, хоть и не гном отнюдь, и если бы Белладонна не скидывала на него весь свой коронный понос противоречивым потоком, а относилась с уважением и формулировала в границах, они бы давно помирились. Не говоря уже о том, что они бы и не поссорились до этого.
А если мы представим, что на той стороне - не все еще влюбленный Печорин, а обычный плюс, ситуация выглядит еще печальней.
Я могу взять наугад любое письмо из ящика про любовные страдания и найти там точно такой же цикл. В зависимости от степени погружения в слияние этапы цикла будут выражены больше или меньше.
Вот смотрите, беру ближайшие три уже опубликованные женские письма о несчастной любви подряд и вырезаю оттуда по абзацу без купюр и пропусков:
"Мы видимся каждый день, он мне теперь пишет всякое дружеское целыми днями. Но вчера в разговоре говорит, будешь ездить в командировки, ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ? И так он это сказал, что я все представила и в ужасе нахожусь. Скорее всего я справлюсь с чувствами, но может есть волшебный пендель, который мне поможет? Наверняка ситуация со стороны выглядит смешной - какая-то девочка навоображала себе непойми чего и парится. Но очень страшно влюбиться в него снова, у меня правда мурашки по коже от его взгляда, а я ведь замужем, не должно быть такой фигни. Я знаю, что он очень успешен у женщин, что когда он ставил цель - он добивался тех, кого хотел. Вообще, у него фантастические границы, из-за этого успех во всех сферах деятельности"
Смотрите, сначала лаз ему в голову. "Представляешь" капслоком, хотя он это не написал, а просто сказал, и во фразе не было ничего особенного, но она словно представила его вращающиеся глаза и его горящее сердце, его планы на эти командировки, хотя он и сам счастливо женатый человек. После лаза в голову началось слияние границ. Он хочет, он вынуждает ее хотеть, ей надо противостоять его напору. Хотя напора никакого нет, он ничего не предлагал, если вы помните это письмо. Тут она тоже вдруг вспоминает, что предложений от него нет, оборону пока держать не против чего. Корона съезжает и она говорит, что наверное выглядит смешно со стороны, как какая-то глупая девочка. Но потом корона делает бамс. Конечно он хочет, как иначе, а она замужем и ей нельзя. И под вернувшейся короной локус сильней уехал к нему. Это он виноват, что она вся горит. Он охотится на нее, давно и упорно. А он фантастически крут и умеет добиваться цели, даже таких сложных как она. Колпачки тоже позже появятся, когда надо будет объяснить, почему же он вдруг попятился назад.
Как выправлять эти перекосы, опишите.
Дальше отрывок из письма. Следующего сверху. Посмотрим здесь.
"Но важно то, что еще в начале встречи он мне сказал, что у нас все действительно слишком быстро произошло, что ему плохо, он хочет уехать на пару дней к бабушке в другой город, отключить телефон и ни с кем не разговаривать (это странно, так как он очень общительный), что ему нужно разобраться в себе. Еще сказал, что будет лучше, если я пока что не буду воспринимать наши отношения слишком серьезно, потому что не хочет сделать мне больно из-за своего дурного характера. Я пыталась объяснить, что это я в нашей ссоре виновата, но он не захотел слушать, сказал, что это его вина, потом я замолчала и не стала ничего доказывать (думаю, что здесь он защищает свою территорию от моих щипцов). Я не знаю, что мне теперь делать, мне очень плохо без него, я за два месяца привыкла засыпать и просыпаться под его голос, а сейчас понимаю, что сама же все разрушила своей короной и липкостью, чувствую, что попала в сильный минус. До этого все свое свободное время я посвящала ему, а сейчас не знаю, куда мне деться, что с собой сделать, очень злюсь на себя. Не понимаю как дальше вести себя в этих отношениях. Фигура друзей для него слишком большая, он называет их своей семьей (компания из 15 человек, с которыми он гуляет по очереди, чуть ли не круглые сутки, даже на родителей время не находит, не то что на меня), я понимаю, что мне с такой фигурой конкурировать бесполезно, но хочется верить в хорошее"
Здесь корона, которая успела высоко отрасти (помните письмо про моряка, который ступил на берег и поселился с малознакомой девушкой, а она заняла все его пространство сразу?), упасть и снова немного вырасти, отчаянно шатается. Она описывает факты без особых искажений, но в скобочках ее корона старается защищать свои позиции. И находит все новый и новый колпачок в каждых скобочках. "У него депрессия, иначе бы он не хотел отключить телефон, он ведь очень общительный. Депрессия у бедняши, а ты тут ни при чем". "Ты замучила бедняшу щипцами, он отгораживается от них, хочет сам делать к тебе шаги, без щипцов". "Уж если на родителей не может время найти, бедняша, то на тебя тем более, такие обстоятельства, не горюй". Ну и злость на себя при любом съезжании короны на ухо. Из-за этого корона возвращается, ведь злиться на себя неприятно. А локус на место не встает, она не знает, куда ей деться. Время посвящала ему и не понимает, что даже в самых лучших отношениях нельзя посвящать все свое время человеку, этим можно его придушить, а себя потерять.
Видите, какая здесь работа должна быть с установками? Только давайте не общую схему повторять - снять корону, поправить локус. Давайте прикладывать именно к этой конкретной ситуации, где именно, как именно, и привязывать к конкретным размышлениям, тогда поправить все будет легче. Каждая мысль - фокус внимания на чем-то, надо взять это внимание и повернуть в правильную сторону. Тогда это будет работать.
Отрывок из третьего письма подряд.
"Вчера звала его прогуляться, но он отказался, хотя мог бы найти возможность. Я расстроилась, потому что он уезжает сегодня в отпуск и мы долго не увидимся. Понимаю, что хорошо было бы не писать ему, пока он уехал. И не трогать его, когда вернется. Без всяких выяснений, вместе мы или нет. Но в душе постоянно есть надежда, что он соскучится и поймет, что я ему очень нужна. Иногда мне кажется, что Д. и есть тот самый принц. И если бы мой брак не был моральным препятствием в начале наших отношений, то он полностью мог бы разморозиться. А иногда я думаю, что все мои страдания исключительно из-за того, что я не получила желаемого. И если бы он меня полюбил, мне скоро стало бы скучно, и я стала бы искать нового принца. Мой вопрос в том, какие есть практические шаги по уменьшению бесконечно раздутой фигуры? Я пытаюсь отвлекаться на детей, фильмы, рисование, книги, но как только перестаю себя контролировать, снова думаю о нем. Постоянно дергаюсь на звук телефона, вдруг это он написал. Проверяю, когда он был онлайн в мессенджере. Временами хочу лечь на диван и непрерывно плакать."
Начинается отрывок с попытки разделить границы и посмотреть без короны (плохая попытка, потому что она пишет, что он мог бы, за него). Дальше она планирует, как ей поступать в будущем. Быстро спотыкается, потому что будущее еще не наступило, а ее и в настоящем шатает сильно, надо бы здесь устойчивости достичь. Дальше лаз в голову и начинается слияние границ: до этого она представила, как будет молчать в будущем и ей стало так печально, что появился лаз одновременно в будущее и в его голову, как он сильно соскучится и осознает нужду в ней (которая уже есть, осталось осознать) она называет это "надежда". Дальше она смещает туда локус и представляет, насколько он ей подходит, будто он ей уже себя предложил. Он - ее принц. Дальше корона растет и появляются колпачки. Он просто заморожен! Не она ему не нужна, а он заморожен. Она была замужем сначала, именно поэтому глупыша спасовал. И дальше уже корона полетела вверх без ограничений, чтобы дать ей почувствовать себя роковой женщиной. Она могла бы получить желаемое, но тогда бросила бы его, как бросала всех других. Зеленый виноград дал какой-то невероятный урожай, засыпал все вокруг в этом моменте. Замечтавшись, она решает себя остановить и закончить письмо формальным вопросом, все-таки в рубрику пишет о проблеме. Ну и насыпает симптомов страданий, хотя только что представляла, как он осознает нужду, прибежит к ней, а она разочаруется и бросит его. Разве возможно с таким набором хлама в голове вырваться из аддикции?
Из аддикции любовной иногда можно выскочить в две минуты, как легкая кочерыжка, если снять с себя вот эти все капустные листья, все фантазии о своей грандиозности и управлении другими людьми.
Корону снять, колпачки выбросить, лазы в чужую голову прикрыть, локус внутрь вернуть, ЗВ даже не трогать и в сторону его не смотреть, границы разделить (то есть следить, чтобы даже в мыслях не лезли баги). И приведя себя в такое собранное в границах состояние, вы сможете выйти из любовной аддикции легко и красиво, как Золушка из кареты, приехав на бал. И бал тогда будет.
Ну или не так красиво, ползком, с трудом, но все-таки выйти из слияния своего и аддикции своей.
Это лучше, чем там остаться.
Все ситуации анализируйте. Открываются проблемы именно так, через конкретные перекосы. И свои перекосы и чужие (если человек вас об этом попросил).