Leave a comment

Comments 59

master_igor August 26 2016, 10:00:49 UTC
Да, приходится бороться с лишней опекой над детьми. Слишком часто хочется помочь, но останавливаешь себя. Надеюсь удачно).
Задумался над этой темой когда у Талеба прочитал:
"Биолога и интеллектуала Э. О. Уилсона как-то спросили, что является самым большим препятствием для развития ребенка; сверхзаботливый родитель, ответил он. Уилсон не упоминал прокрустово ложе, но очертил его очень точно. Он сказал, что подобные родители подавляют в детях естественную биофилию, любовь к живым существам. Однако проблема куда шире: заботливые матушки пытаются исключить из жизни детей пробы и ошибки, то есть антихрупкость, и стараются лишить их способности действовать в экологической сфере, превратить их в придурков, которые используют заранее составленную (в соответствии с представлениями заботливой матушки) карту реальности. Такие дети - хорошие ученики, но по сути придурки; они как компьютеры, только медленнее. Эти дети совсем не умеют жить в условиях неопределенности."

Reply

evo_lutio August 26 2016, 10:18:21 UTC
Я думаю, даже ученики такие дети плохие. Для учебы нормальной тоже необходим поиск, труд, преодоление фрустраций и отсроченная гратификация. А дети, за которых все делают взрослые, это не осваивают.

Тезка Э. Уилсона Р.А. Уилсон много об этом писал тоже.

Вообще это глобально происходит от позиции людей - счастье - это ничего не делать. Пассивно отдыхать. Вот они и не дают своим детушкам ничего делать. И считают, что обеспечивают счастье.

Reply

irene_dy August 26 2016, 11:30:54 UTC
Когда я осознала всю глупость и пагубность этой позиции ( совсем недавно это случилось, когда я где-то месяц назад прочла Ваш пост про счастье и халяву) все стало восприниматься по новому, радость труда стала осознанней. И если раньше я детей какими-то делами нагружала,чтобы мне было легче, то теперь больше думаю о них самих. Со старшим (16 лет) обсуждали в походе, как классно, когда ты все делаешь и являешься полезным членом команды.

Reply

sonya_nata August 26 2016, 14:07:10 UTC
Иногда цена проб и ошибок высока, чтобы давать возможность их делать. Например, отпустить девочку ночевать к подруге, где заведомо будет спиртное. Лет эдак в 12. Или к другу на дачу с ночевкой (которому в силу физического и интеллектуального развития эта девочка нафиг не сдалась в широком смысле, он просто не сможет ей ничего дать, даже если захочет) лет в 15, где они почти наверняка переспят.

Возможно, если ребенку была дана возможность делать свои маленькие пробы и ошибки - падать, учась ходить, или неидеально мыть посуду или накладывать тесто в формочки, - его личность сформировалась бы по-другому. А точнее - в принципе, сформировалась бы. Разносторонне. И была бы устойчива ко всяким ништякам, подругам и парням, если их интересы начинают расходиться. И тогда можно продолжать давать пробовать и ошибаться. Это бы не несло фатальной угрозы.

Или я не права и риск всегда существует. Либо развитие и риск ошибок, либо статичность и отсутствие риска. Наверное, так.

Reply


snakeandsun August 26 2016, 10:09:07 UTC
Рассуждали недавно с друзьями, что сейчас мир стал миром быстрого удовлетворения потребностей. Если раньше мы постоянно чего-то очень, нереально просто, хотели - простых вещей, которые было очень сложно получить (и выбор был не такой, как сейчас) - мультфильмы диснеевские по воскресеньям, приставки, вкладыши из жвачек, кроссовки, мотоцикл, о загранице и мечтать не могли в 14 лет и т.д. То сейчас материальные вещи, благодаря Китаю, стоят копейки, даже гаджеты. Благодаря интернету есть любой развлекательный контент, думать и перемещать свою тушку для этого вообще не нужно. Нет больше неудовлетворенной потребности, есть не полностью удовлетворенная, а это сильно снижает мотивацию, проще приспособиться получать неполное удовольствие, при этом ничего, почти, не делая. Детям сложнее сейчас.

Reply

evo_lutio August 26 2016, 10:24:08 UTC
На самом деле, все-таки потребность должна быть не полностью удовлетворенной. Полностью неудовлетворенная - это чересчур. Это только для прокачанного стимул. Пока силы нет, это чересчур высокий барьер, может привести к фрустрации быстрее. Отказаться от удовлетворения можно и имея неудовлетворенную потребность. Так люди могут спуститься в депрессию и даже есть перестать хотеть, от всех потребностей отказаться, лишь бы стресс избежать.

Мотивацию поддерживает как раз неполная удовлетворенность. Она заставляет дальше двигаться и вселяет веру, что вот еще немного и все. Но не сама по себе, а если уже есть хоть какая-то сила личности и умение преодолевать трудности. Иначе люди просто сбегают. Да хоть на тот свет, лишь бы не мучиться. Или в алкоголь, наркотики, куда-нибудь.

Reply

evo_lutio August 26 2016, 10:28:35 UTC
И вот это вот "мир стал" - внешний локус.

Да, в новом мире выживет лишь сильнейший, остальные тихо передохнут, утонут в аддикциях и погрязнут во фрустрациях со своим личностным киселем внутри вместо стержня, разлагаться будут как в кислоте.

Сейчас чтобы выжить надо не ждать, когда мир тебе подкинет стимулов, а самому осознавать необходимость и двигаться живее.

Как с физкультурой. Можно лежать и не бегать на рыбалку, на охоту, на дом привезут еду с доставкой. Но люди поднимают зад и идут в спортзал, бегают на дорожках и тягают штанги. Вроде и ни к чему, еда и так есть, но сознания хватает на то, чтобы телу не давать разлагаться.

Точно так и с личностью должно быть. Напрягайся, мир тебя с удовольствием погрузит в кисель. За тебя ничего делать не будет.

И это очень крутой мир. Мир, в котором все зависит только от тебя.

Reply

snakeandsun August 26 2016, 14:15:31 UTC
Получается я обвиняю мир в быстром удовлетворении потребностей (мир не дает достаточно мотивации), сетуя, что раньше он был не таким - внешний эгоистический локус, а приписывая заботу о новом поколении, маскируюсь под внешний альтруистический, не понимая, что это все внешний локус.

А стоило бы рассуждать не о мире, а о том, сколько всего лично я и мои дети сможем сделать, благодаря новым возможностям и как это сделать.

Но и о новых возможностях мы размышляем, причем чаще, чем вот так по-старперски - "было время".

Видимо локус определяется тем, на что чаще направляется фокус нашего внимания, на внешнее или на внутреннее.

Reply


birdy_strangelo August 26 2016, 10:35:32 UTC
Рожать ребёнка в коробку из-под телевизора (без собственного жилья, профессии и в 19 лет) - затея так себе. Но подозреваю, только необходимость учиться и вкалывать помешали мне трястись и хрипеть над ребёночком до полной потери здравого смысла. Хотелось страшно, казалось, иначе я буду плохая мать.

Reply

evo_lutio August 26 2016, 11:00:45 UTC
Да всем хочется. Ребенок - самая сильная человеческая привязанность.

Reply


zoryanchik August 26 2016, 11:09:06 UTC
Мое больное место ,что я плохая мать, много работаю с ребенкиных двух лет и мало скачу вокруг него.Читаю как другие мамы делают поделки с детьми и чувствую себя ехидной, потому что мой занимается сам. Он сам рисует, сам лепит,сам что-то мастерит, пока я мастерю свое на кухне и за компом. Но недавно он привел друга в гости, и завел на кухню. И так гордо ему показывал мою фото студию, показывал что мама готовит и работает в редакторе и "делает фотошоп", что мне немного полегчало. Попросил все мои книги ему подписать, чтоб своем жене и детям по ним готовить).

Reply

solodka August 26 2016, 15:31:22 UTC
Как сказала Фаина Раневская, это вы хвастаетесь, милочка, или все-таки жалуетесь? ))

Reply

zoryanchik August 26 2016, 16:27:00 UTC
Сначала жалуюсь,а потом хвастаюсь)

Reply


tes_sa13 August 26 2016, 11:15:05 UTC
Я никогда не относила себя к первоклассным мамочкам (у нас в тусовке мам было принято: ранние развивашки, рукоделие, совместные закупки передовых гаджетов для малышей, супер-организованные-дни рождения и т.д.),а я гораздо больше времени уделяла тогда новому виду деятельности. Чувство вины за то, что у сына не все есть, что принято иметь у окружения как раз успешно заглушалось мыслями, изложенными в посте.
В популярной книжке Барбары Шер "Мечтать не вредно" нашла прикольные советы, некоторые из которых хорошо согласуются с постом. Стараюсь увидеть появление новой потребности, дать инструменты для ее удовлетворения (5и летка сам себе краски с кисточками не добудет же), показать пример успешной деятельности в этой области (если в нашем с мужем опыте нет успешного примера - среди знакомых) и отойти. И времени на собственное развитие много остается.

Reply

evo_lutio August 26 2016, 11:33:14 UTC
Потребности не сами по себе вырастают. Это отдельная тема, как стимулировать рост потребностей.

То что вы описываете, гимн себе, но о другом.

Reply

tes_sa13 August 26 2016, 12:02:40 UTC
Для нас самая актуальная тема: как стимулировать их рост! Может быть в эволаб дойдет время и до ее раскрытия.
Да, гимн себе. И сама вроде вижу, а не молчится: "ну скажи, напиши, по теме же", - из-под шкуры что-то блеснуло))

Reply

evo_lutio August 26 2016, 14:27:01 UTC
При чем здесь эволаб?

Эволаб это письма.

Reply


Leave a comment

Up