Посмотрела на днях кино. "Белоснежка и Охотник - 2" называется. Первую часть не смотрела и смотреть не собираюсь. Фильм проходной и даже мусорный, особенно в плане драматургии.
Но в который раз порадовала тенденция к гендерному равенству.
В фильме даже намек на доминирование женщин. Но нет, я против доминирования женщин над мужчинами. Власть должна быть равна опеке, а делать инфантилов из мужчин - плохая идея. Всем надо взрослеть. Оставаться мамочками не только со своими детьми, но и со своими супругами - плохая идея. Самая лучшая идея для взросления - равенство в отношениях.
Но только не такое равенство, когда опеку пусть предоставляет он, а власть у нас будет равная. Нет. Это плохое равенство, хуже, чем традиционная модель. Пока больше опеки предоставляет он (обеспечения и защиты) власть тоже должна быть больше у него. Но постепенно и власть, и опеку нужно выравнивать. Постепенно, а не резко для того, чтобы не получилось чрезмерной нагрузки на тех, кто пока не готов. Многие мужчины не готовы пока отдать власть, а многие женщины не готовы отказаться от опеки, поэтому каждый должен ориентироваться не только на абстрактное "хорошо", а на то, что хорошо лично для него.
Тем не менее тенденция к равенству - это здорово. С ударением на любой слог.
И радует, когда видишь в фильме не просто пропаганду этого, ни на чем не основанную, нежизнеспособную (как например призыв отказаться от любого насилия, невозможный пока приходится себя защищать), а наблюдаешь сам механизм вот этого вот перехода к равенству мужчин и женщин, с сохранением влечения между ними.
Главное опасение людей перед гендерным равенством - превращение любви в дружбу. Многие представляют, что если женщины и мужчины будут одинаковыми, сильно похожими, равными, они станут товарищами, а не любовниками, сексуальное напряжение и тяга между ними исчезнет. В жизни не останется романтики, не будет страсти, самой той интриги и загадки, которая делает отношения полов такими волнующими. Вот что пугает большинство в этой идее.
Честно говоря, страхи эти критики не выдерживают, хотя бы потому, что страсть между гомосексуалами не меньше, чем между гетеро, при всей их половой идентичности. Если всерьез не считать их уродами, то приходится согласиться с тем, что страсть людей зависит не от гендерных различий, а от чего-то другого. Иначе бы эта страсть становилась тем сильнее, чем больше различий, а людей притягивает скорее сходства, чем различия: сходные вкусы, сходные взгляды, сходные интересы. Большой мезальянс скорее отталкивает, чем притягивает.
Но вернусь к фильму. В фильме показана парочка бойцов, одинаково хорошо прокачанных в плане ловкости, мужчина и женщина. С раннего детства они тренировались в армии северной королевы. Девочка лучше стреляла, мальчик был сильнее, однако, имея свои преимущества (вполне гендерные), в целом они были практически равны. Неплохо, правда? Мы хорошо представляем себе интеллектуальное сходство отдельно взятых М и Ж, но физическое равенство кажется сомнительным: мужчины, в среднем, намного сильнее, и если отдельная женщина сильнее своего мужчины, это значит, что мужчина далеко отстает от среднего уровня, а женщина средний уровень сильно опережает. То есть, в сущности, означает, что он - просто слабак, а она чересчур много отдает этой сфере, отнимая, возможно, от других. Тем не менее, тренированная женщина может быть более гибкой, меткой или хитрой, не будучи более сильной, чем тренированный мужчина. У каждого свои половые преимущества и свои индивидуальные таланты.
Ловкие бабы, круто мочащие врагов ногами, не новость для кино, можно сказать - почти фетиш. Она ловкая, она сильная, она крутая, но встретив своего героя, превращается в нежную курочку и робко млеет. Такой фетиш был, в основном, последние пару десятков лет. Иногда она даже очень стервозна, не в меру строга, жестка, своевольна, но опять же до того момента, пока не влюбилась и не сомлела. Любовь превращает ее в трепетную девочку. Ну а он как был, так и остается героем. Что на поле боя, что в любви.
Многим казалось, что это естественно. Но на самом деле естественно иное.
В интимном пространстве, влюбившись и открывшись друг другу до конца, оба становятся нежными и трепетными. Мужчина тоже. Если мужчина остается холоден, закрыт и суров, скорее всего, любовь не вскрыла его границы, он не влюблен так сильно, как мог бы, он остался отчасти заморожен. Если оба влюблены одинаково, в девочку превращается она, а он превращается в мальчика, на тот короткий момент погружения друг в друга, телесного и эмоционального слияния. Так называемый "внутренний ребенок" - самая трогательная и чувствительная часть личности обнажается в них навстречу любви. Возвращаясь из любовного транса, они опять могут вернуться в свою взрослую и зрелую личностную оболочку.
Посмотрите, что получается. Если женщина - всегда маленькая девочка, она по сути застряла в растворенном, инфантильном, недифференцированном состоянии, где у нее нет границ, где она частица - своего мужа (который проекция ее родителя). Она не обрела зрелости. Если мужчина - всегда взрослый человек с жесткими, закрытыми границами, значит он никогда не входит в растворенное состояние, не впускает женщину в свое сердце, не переживает с ней любовного слияния. А на самом деле оба должны это переживать и оба должны возвращаться в свои личности, и эти личности должны быть сильными и хорошо защищенными, прокачанными со всех сторон. Для социума - их сильные личности, друг для друга в момент романтического слияния - их нежное нутро. И в фильме довольно хорошо этот момент показан.
Герой подчиняется героине в отдельные моменты, но нет и намека на его феминность, он не теряет и грамма красивой мужественности. Сексуальность его никуда от этого не девается, даже наоборот прибывает. Героиня в отдельные моменты агрессивна и выглядит жесткой с героем, но нет и намека на утрату ею феминности. Асексуальной она в такие моменты не выглядит, выглядит наоборот более пылкой и страстной (особенно когда в ней звучит ревность). Феминность перестает быть связана со слабостью и подчинением, она перестает быть гендерным качеством, а становится качеством половым. Это гармоничное существование женщины в своем теле, а не ее социальная функция.
Там, кстати, еще гномиха есть прикольная, которая увидев симпатичного героя, тут же заявляет ему: "Хочу, чтобы ты снял рубашку и поухаживал за мной". Неплохо, на мой взгляд. Этот мир меняется, девочки.
То есть при всех недостатках фильма (что стоит хотя бы "Белоснежка" в названии, которая ни разу не появилась в фильме) это интересный эксперимент, модель отношений, помогающая выбираться из шаблонов и не бояться социальных перемен как то: эмансипация женщин, финансовое и бытовое равенство и активное включение отцов в уход за младенцами.
Не надо этого боятся. Никуда ни секс, ни любовь не денутся. Наоборот, краше станут.
Вопрос к мужчинам. Любите ли вы сильных женщин? По-настоящему сильных, физически и личностно. Да, нет, почему?
Вопрос к женщинам. Чем пугает равенство, если пугает? Готовы разделить власть и опеку ровно пополам? Если нет, почему?