То, что называется "доминантность" характера - это, в основном, характеристики личных границ. По сути, это описание внешнего панциря.
У доминантного типа - жесткие, ригидные, толстые границы. Мощный панцирь.
У сабмиссивного типа - мягкие, проницаемые, невесомые границы. Отсутствие панциря.
И женщины, и мужчины бывают доминантного и сабмиссивного типа. Большинство людей находятся где-то посередине, но имеют склонность к одному или другому полюсу. Бывают и ярко выраженные типы.
Доминантные мужчины воспринимаются более органично (мужественно), чем доминантные женщины. И наоборот, сабмиссивные женщины воспринимаются более органично и женственно, чем сабмиссивные мужчины. Однако, небольшая доля доминантности может придавать шарм женственности, а небольшая доля сабмиссивности красиво оттенять мужественность. Женщина в таком случае выглядит как королева, а мужчина как прекрасный рыцарь.
А вот если доминантный или сабмиссивный радикал силен, человеку может быть в жизни сложно.
Давайте пока рассмотрим доминантных женщин и их основные баги. А потом как-нибудь я еще расскажу про сабмиссивных женщин и мужчин того и другого типа.
Итак, доминантные женщины. Женщины в жестком панцире. "Не подходи - убьет"
Вы, наверное, слышали, как характеризуют таких женщин. "Умеет себя сразу поставить". "На кривой козе не подъедешь". "Посмотрит - рублем одарит". И это только самые добродушные характеристики.
Взгляд у таких женщин обычно строгий или, наоборот, насмешливый и ироничный. Любую фамильярность или панибратство они пресекают еще на подлете. То есть человек только рот еще открыл, а она уже видит, что он фамильярничать с ней собирается и осаживает его взглядом или словом. Обращаться к ней нужно только на дистанции, соблюдая разные приличия. Не ко всем явно снизу, это некоторых наоборот может взбесить, потому что к ним пытаются таким образом подобраться поближе, навязаться в бедные родственники, а им не нужно навязанных родственников. Главное сохранять комфортную дистанцию и при этом проявлять инициативу.
Вот по таким вот признакам легко узнать доминантную женщину.
Основная трудность в жизни такой женщины (если тип ярко выражен) - недостаток связей. Из-за жестких границ, жестких фильтров, очень мало кто хочет иметь дело с таким человеком. Женщине нужно иметь очень много внутренних ресурсов, обладать множеством неиллюзорных достоинств, приносить другим очевидную пользу, чтобы люди согласились с ее характером и стали считаться с ее границами (но когда внутренних ресурсов достаточно, с границами тоже проблем нет, они перестают быть слишком жесткими). Чаще же всего ее просто обходят стороной. Поэтому для доминантного типа необходима очень большая самодостаточность. Только реальная самодостаточность, то есть нужно действительно все себе самой обеспечивать, а не просто "ничего не хотеть" и голодать.
Самый страшный тип доминантной женщины - это голодная несамодостаточная доминантная женщина. Она постоянно пытается навязываться кому-то в руководители, пристает с советами, хочет любви, но при этом стремится доминировать. Сама она имеет жесткие и ригидные границы, а вот границы других людей все время пытается крушить. Понятно, что такая женщина воспринимается как настоящий агрессор и все время получает отпор. Ей приходится выбирать для общения самые мягкие, сабмиссивные типы, но сабмиссивный тип отличается тем, что хочет опеки, а если доминантная женщина несамодостаточна, опеку она дать не может, сама ее ищет, поэтому сабмиссивный тип сбегает от нее очень быстро.
Несколько багов такого типа мы обсуждали
вот здесь, в комментариях. Хотя героиня поста - не ярко-выраженный доминантный тип, границы у нее не слишком жесткие и ригидные, самодостаточности мало, тем не менее некоторые баги и у нее присутствуют.
Баг 1. Любовная плотина
Излишняя гордость (ригидность границ) мешает доминантной женщине (далее - ДЖ) признать, что она нуждается в любви, мешает осознать свой любовный голод. Можно сказать, что гордость создает плотину на пути ее потребности в любви. Она долго-долго отрицается, а в какой-то момент ее просто прорывает. Поэтому ДЖ может неожиданно для себя сильно влюбиться, а точнее даже однажды вдруг понять, что давным-давно очень сильно влюблена, но не знала об этом.
Как правило, даже можно сказать - всегда, осознание любви происходит в полной мере тогда, когда объект уже потерян. До этого момента ДЖ может быть уверена, что он ей не очень нужен и она ему нужна куда больше. Это происходит потому, что именно огромная пустота, прямо-таки черная дыра, образовавшаяся в жизни, указывают ей на значимость потери. Чем больше доминантный радикал у женщины, тем сильнее этот эффект: отрицание любви, пока человек рядом, и острая боль и невозможность существовать при потере.
Все это вызывает у ДЖ дикий ужас. То, чего она боялась более всего на свете - утратить контроль над своими эмоциями и чувствами, с ней случилось. Поэтому так, как ДЖ принимается преследовать своих возлюбленных, не способна ни одна сабмиссивная женщина. (Можно вспомнить историю Веры и Никиты). Ей не столько важно вернуть возлюбленного, сколько важно вернуть свой контроль, восстановить свою целостность, поскольку сбежавший любимый буквально раскалывает ее мир пополам.
Все это оттягчается чувством вины, которое ДЖ сохраняет как последний бастион контроля. Это она виновата в том, что человек сбежал, это она не ценила, не любила, дурно обращалась, иначе бы сохранила его. Так как она действительно не осознавала свою любовь, эти переживания имеют основание. Однако, застревание в любовной аддикции продолжается ровно столько, сколько сохраняется чувство вины, поскольку ДЖ все время рвется "исправить" и вернуть беглеца, думает непрерывно о том, как это сделать, не желая отвлекаться ни на что другое. Оставить чувство вины она не может, поскольку тогда окончательно потеряет ощущение собственного контроля над ситуацией. Поэтому при терапии подобных случаев важно заниматься не чувством вины, а восстановлением чувства контроля.
Баг 2. Холодное сердце
Пережив потерю контроля от любви, а иногда всего лишь к этому приблизившись, ДЖ может фрустрировать оба ресурса, и любви, и секса, что говорится - намертво.
Именно ДЖ чаще всего считают, что секс без доказанной к ней любви - это унизительно, а любовь должна доказываться поступками. ДЖ гордятся, что никогда не любят тех, кто не любит их, но чаще всего они вообще никого не любят, а просто позволяют себя любить, пока не становится противно.
Даже если ресурсы секса и любви ДЖ фрустрированы не намертво, порог фрустрации их очень низок. То есть любое не слишком уважительное слово (или показавшееся таким) со стороны нравящегося человека, и он идет к черту, к нему прекращается любая симпатия, словно вентиль закрывается. ДЖ не видят проблем в этом, а видят сплошные преимущества. Им кажется, что это лучший способ отфильтровать тех, кто их действительно любит и уважает и иметь дело только с ними.
К сожалению, нередко это приводит к обратному эффекту. С голодухи ДЖ начинают подпускать себе мужчин из нижней подстройки, а среди таких мужчин (умеющих виртуозно подстраиваться снизу) очень много паразитов. Иногда они могут сначала дарить подарки, понимая, что опытная ДЖ уже фильтрует иждивенцев (поскольку такие к ней всегда и подстраиваются), а как только ДЖ достаточно привязалась, могут использовать эффект плотины (Баг 1) и начать ее эксплуатировать (если есть что брать или бросить, если нечего).
Таким образом холодное сердце приводит к тому, что женщина либо лишает себя целого пласта жизни (любовь, брак, секс, семья), либо вынуждена тащить на себе иждивенцев, поскольку нормальные партнеры не могут просочиться через ее жесткий и холодный панцирь. (Вспомните историю про успешную студентку МГУ и севшего ей на шею гастербайтера с аулом родственников).
Терапия бага заключается в том, чтобы дать женщине почувствовать ее панцирь и самой обнаружить, насколько сложно обходить ее границы нормальным людям. А так же - в работе над порогом фрустрации, который зависит от страха перед унижением. Страх перед унижением - это отвращение к образу слабого человека и ужас перед утратой контроля. Сострадание, любовь и милосердие к людям могут сделать ДЖ не такой доминантной и ослабить ригидность ее панциря. Также доверие к людям помогает снизить ужас перед потерей контроля.
Баг 3. Фальшивый принц
Намучившись с ригидным панцирем, из-за которого приходится все время голодать, некоторые ДЖ начинают думать, что им нужен лучший из лучших и тогда они могли бы открыться ему сразу. Это идея из серии "я такая сильная, поэтому мне нужен намного более сильный мужчина". Недомерки, иждивенцы, подстройщики снизу надоедают такой женщине, она начинает считать, что ее панцирь исчезнет сам собой, когда она встретит действительно достойного, вся спесь слетит как лягушачья кожа с Василисы.
Если вы когда-нибудь что-то долго искали, например какую-то определенную одежду в магазине, вы, наверное, знаете этот эффект. Через несколько часов бесплодных поисков, вы либо уже не хотите ничего, разочаровываетесь в предмете поисков, либо покупаете что-то другое. Очень мало людей могут пребывать в подвешенном состоянии долго, для этого нужен сильный центр тяжести, то есть внутренние ресурсы. Большинство людей стремятся занять побыстрей какое-то более устойчивое положение: либо фрустрировать потребность, либо имитировать ее удовлетворение. Поэтому поиск невиданного принца ДЖ заканчивается одним из двух вариантов: она либо разочаровывается в любви (Баг 2), либо назначает принцем того, кто доступен.
К сожалению, фальшивый принц очень быстро вызывает разочарование и раздражение ДЖ. Она была согласна открыться только самому-самому, а оказывается открылась черт знает кому. Причем, если подстройщики снизу хотя бы заслужили ее доверие и расположение, здесь она зачем-то навязалась сама как дура. Ненависть к фальшивому принцу у ДЖ может достигать таких масштабов, что ДЖ посвящает жизнь тому, чтобы мстить такому мужчине. (Такие истории я еще расскажу, но вы и сами наверняка знаете)
Терапия бага заключается в том, чтобы научить ДЖ отделять от себя свой панцирь, осознать свой контроль над закрытием и открытием границ, взять на себя ответственность за это, научиться управлять границами и относиться к этому как к собственной игре.
Нередко встречаются ДЖ, которые полуосознанно и сознательно тянутся к практикам бдсм в нижней роли. Это свойственно тем ДЖ, которые преодолели глухую фрустрацию любви и секса, им интересны эти ресурсы, но они ощущают, что их панцирь (гордость и страх перед унижением) мешает им расслабиться и получить удовлетворение. Поэтому они начинают тянуться в сторону игровых практик, которые могут дать "понарошку" те переживания, которых они так боятся в реальной жизни и это им мешает.
Хотя такой вариант само-терапии теоретически возможен, стоит предостеречь от главных опасностей.
1. От негативного опыта панцирь может стать жестче, а фрустрация сильнее.
Негативный опыт - это тот, в результате которого ДЖ ощутит еще острее всю отвратительность, безобразность и ущербность нижней роли, и свое унижение из-за того, что согласилась на это. Позитивный опыт - тот, в результате которого ДЖ сможет почувствовать, что это игра, ролей может быть множество, и нижняя роль тоже может быть красиво исполнена, в ней есть определенная эстетика, она - не хуже и не лучше других.
2. Играя, можно заиграться.
Заиграться - это значит потерять переключатель, перепутать игру с реальностью, и вместо того, чтобы просто поиграть и побыть в разных состояниях - зафиксировать новое состояние намертво и начать в нем жить, начать связывать с ним всем свои главные эмоции. Это все равно как если бы мужчина сыграл женщину на карнавале ради смеха, а утром проснулся транссексуалкой и стал о себе думать только как о женщине, мучаясь от того, что у него мужское тело. Игра хороша лишь тем, что мы можем входить в нее и выходить, четко осознавая, что мы - это не роль, что мы - это тот, кто может играть разные роли по собственному выбору, выбирая в данный момент ту, которая открывает больше возможностей.
3. Игра может повлиять на имидж.
Женщина может начать опасаться, что об ее играх узнают и неправильно поймут, что партнер воспользуется этим для шантажа. Из-за сложности выбора партнера и обеспечения 100% безопасности для здоровья и репутации бдсм-практики нельзя никому рекомендовать. Они могут иметь больше негативного побочного эффекта, чем пользы, и это правда. Особенно печально, когда ни женщина, ни ее партнер не осознают игрового пространства и начинают путать роль и личность, считая себя теми, чьи роли они исполняют. Это может очень плохо повлиять на самооценку женщины.
4. Практики вызывают наркотический эффект.
Освобождение от панциря, если такого эффекта удается достичь, может действовать как наркотик. Это состояние свободы в безопасном пространстве, доверие и полное расслабление, исключительно редкое и очень приятное чувство, особенно для ДЖ. Это может вызвать желание использовать практики не для осознания своего панциря и своей способности им управлять, а для кайфа и для снятия стресса. В этом случае практики могут стать чем-то вроде азартной игры или алкоголя. Соблюдать очень небольшую, неопасную дозу может лишь тот, кто имеет много ресурсов, много источников энергии. А если человек слаб и истощен, он быстро подсаживается на такой наркотик.
В силу всего описанного лучше не прибегать к бдсм-практикам ради само-терапии, а заниматься самоанализом и самонаблюдением (прокачивая ресурсы, конечно) или искать опытного терапевта для помощи самосознанию.