Секрет миньонов

Aug 03, 2015 14:40

Очаровательные желтые существа до выхода последнего мультфильма взорвали миру мозг.

Последний фильм, который предприимчивые создатели решили посвятить исключительно им, миньонам, похоже, провалился. Прокат свое, возможно, и отработал, за счет предыдущей популярности и силы ожидания, а вот отзывы посмотревших "Миньоны" 2015 говорят о разочаровании. Второй раз смотреть не пойдут и ожидать продолжения теперь уже не будут.

О секрете шарма миньонов и о причинах их провала хочу написать.

1. Слава

Славе миньонов мог бы позавидовать любой!

1) Шок! Свадьба в стилистике миньонов прошла у британцев.

Помимо торта с миньонами, гигантского миньона и подружек невесты в желтых платьях, незадолго до бракосочетания будущий муж сделал татуировку в виде двух бракосочетающихся миньонов с надписью "Bob+Sam" и датой бракосочетания.

Don't even talk to me if you aren't ready to have a minion wedding. I only accept mature, tasteful, romantic people. pic.twitter.com/WTE1EVSzPA
- Tanner Dunning (@tanner_dunning) 7 июля 2015

2) Шок! Дэвид Бэкхем сделал татуировку с миньоном:

Harper has just added to Daddie's tattoo collection x happy Tuesday in the sunshine! X vb pic.twitter.com/DK767dVfpE
- Victoria Beckham (@victoriabeckham) 30 июня 2015

3) Шок! Феминистки обвинили создателей фильма, что среди столь популярных миньонов нет ни одной женщины, усмотрев в этом дискриминацию, но главный создатель, Пьер Коффан (Pierre Coffin), отмазался объяснил это тем, что миньоны - слишком глупы, поэтому женщин среди них быть не может.

4) Зато для женщин были выпущены вот такие тампоны (наверное, французами):



5) В Париже прошла выставка, посвященная миньонам в метро Opéra.



6) Ну и наконец, шок! Даже у меня(!) есть миньоны:



Сама я не такой уж фанат, но у меня дома - два ребенка, одному почти 20 лет, второму чуть больше 30-ти, и оба обожают миньонов, поэтому пришлось покупать их в Кара-фильме в первый же день проката (те, что поменьше) и в Макдональдсе (те, что побольше).

2. Секрет

В психологии такой феномен известен как "социопатическое очарование" или "нарциссический шарм".

Нет, конечно, миньоны не совсем уж социопаты, они трудолюбивые и, в целом, полезные маленькие существа, вроде гномов или даже пчелок, которые трудятся на хозяина, не покладая маленьких ручек. При этом они довольно умелые существа и способны смастерить что угодно. Но это скорее то, что делает их шарм легитимным, а вот секрет этого шарма все-таки в другом, чего не учли создатели и поэтому провалили последний фильм, представив миньонов как положительных и храбрых героев. Не за то полюбили их люди, нет.

Впервые о механизме подобного очарования написал Д.Элиот. Он описывал очарование викторианских женщин, которые могут быть совершенно бессмысленны и глупы, но при этом притягательны и их привлекательность, во многом, основана как раз на глупости. (Помните наш разговор о Нимфе и о том, почему дурочки привлекательны?) Отсутствие рассудительности и рациональности нередко снимает блок со спонтанности, а спонтанность - это и есть заразительность и магнетизм в чистом виде.

Более глубоко тему подобного очарования исследовал Херви М. Клекли в сороковых годах прошлого века (20-го). Он уже дал такому шарму определение "соципатический" и делил этот шарм на поверхностный и на более глубокий, "животный магнетизм", и уже прямо говорил о том, что он связан с "волнующей всех спонтанностью".

Отрицательные герои притягательны тем, что их спонтанность не спрессована никакими ограничениями. Они смелы, дерзки, жизнерадостны, способны шутить и смеяться в самых опасных и тяжелых обстоятельствах (вспомните, как хохочут миньоны друг на другом и даже над собой), они плевать хотели на ограничения, правила и нормы. Их поток спонтанности не ограничен и не связан ничем, и хотя большинство людей это пугает и для себя такого они не хотели бы, но чужая смелость и беспринципность многих завораживает. Именно потому и завораживает, что чрезмерное ограничение, страх, готовность следовать принципам и нормам, душит спонтанность, не оставляет от ее потока ничего. А поток, даже чужой, притягателен как вода для тех, кто частенько страдает от жажды.

Очень много о необходимости искать баланс между рассудительностью и спонтанностью писал Ницше. Собственно, только об этом он и писал. Нормы, законы и правила, с одной стороны, помогают людям выживать и создавать ограничения, чтобы чужая спонтанность не стала разрушительной, однако, всегда велик риск удушить эту спонтанность в себе, превратить свой живой, пытливый и дерзкий разум в унылый механизм, выполняющий программу. Творческая энергия в этом случае иссякает.

Фрейд, который, кстати, всегда писал о Ницше много хвалебных слов, отразил то же самое в своей концепции Ид и Супер-эго. Задача Эго, то есть сознательного Я человека в том, чтобы следовать задачам Супер-эго, не душа и не гнобя при этом свою Ид (спонтанность, энергию). То есть и здесь мы тоже видим те же самые опасения, что слишком суровая мораль, если ей ничего не противопоставить, задушит жизнь.

Тот же Фрейд лучше всех описал механизм нарциссического очарования. Почему нарциссы так привлекательны (при условии, что они достаточно безвредны, а еще лучше полезны, как это удалось изобразить сначала создателям миньонов)? Потому что, с точки зрения Фрейда, каждый человек в детстве пережил период подавления собственного нарциссизма от страха перед наказанием за это (а вместе с этим утратил добрую долю спонтанности), поэтому видя это в другом, он очаровывается проекцией, словно ненадолго возвращаясь в рай, переживает момент освобождения. До того момента, пока этот другой не переходит какой-то опасный порог, человек может любоваться чужим нарциссизмом. Пограничные личности готовы любоваться чужим нарциссизмом даже тогда, когда это угрожает их жизни (из-за слияния границ). Обычные люди быстро сворачивают любование, однако и они могут найти очаровательным социопата, пока он не продемонстрировал свою опасность для них.

Именно такой баланс был найден в миньонах (прежних, в первых двух сериях). Они имморальны, то есть вопросы добра и зла им глубоко по барабану, они жизнерадостны, могут хохотать даже над чужой болью, пока та не касается их, но нет, они не жестоки, им просто весело и они глупы, хотя интуиция у них прекрасна и они действуют правильно, не задумываясь, они обожают удовольствия, поют и празднуют, они энергичны и работа для них - игра, они - маленькие желтые кванты энергии, сами по себе символизируют поток этой самой спонтанности, которая для людей столь привлекательна и которая так часто входит в конфликт с тем, что называется цивилизацией и социальными нормами.

3. Провал

Очевидно, что, придумав миньонов и найдя таким образом настоящую золотую жилу, создатели действовали интуитивно и спонтанно, то есть в полном смысле слова - творчески, поэтому у них все так хорошо получилось. Как только они решили использовать миньонов для сознательного обогащения и стали много думать и мудрить, их планы провалились. Спонтанность рассудком не поймаешь.

Ошибкой было уже то, что из миньонов в последнем фильме сделали главных героев. Герой отличается тем, что у него есть цель и задача, есть желания и некие принципы, а у миньонов не было и быть не могло ничего такого, иначе бы они не были миньонами. Это все равно, что женщина-нимфа, которой восхищался Элиот, попыталась стать серьезной и последовательной, сразу же утратив все свое очарование, но и большого ума не приобретя.

Попытка сохранить глуповатость миньонов, но в то же время сделать их главными героями, стремящимися кого-то сознательно спасать и совершать великие дела, обошлась еще дороже. Герой не должен быть дураком, за стратегией дурака наблюдать неинтересно. То есть главными героями фильма должны были быть не миньоны, как это и было в предыдущих успешных сериях.

Ну и социопатический шарм миньоны в последнем фильме тоже утратили, поскольку создателям не хватило смелости признать, что зрители любят именно отрицательных миньонов. Они превратились в маленьких желтых "воинов света", сражающихся за добро, причем примитивное добро, в человеческом понимании. Какой во всем этом смысл, за это ли их любили?

Миньоны стали рассудительны, положительны, занудны, а главное, у них зачем-то появились "личности" и даже имена: Стюарт, Кевин, Боб. Вытянуть интересные и живые личности не получилось (а откуда?), а безличностный шарм был разрушен. Они были примитивно охарактеризованы и превратились из невероятных существ в заурядных человечков.

Очень грустная, но поучительная история. Об утрате спонтанности.

Энергия, Кино

Previous post Next post
Up