Должна признаться, меня недавно застал врасплох элементарный вопрос. Довольно успешный бизнесмен, клиент компании, в которой я работаю, сказал следующее: "А зачем вообще учить психологию?"
Надо ли сказать, я была в шоке. Никогда еще мне не задавали в лоб такой, на первый взгляд дурацкий, вопрос.
"А разве это не интересно?" - обалдела я.
"А что тут интересного? Все приходит с опытом..."
Стыдно признаться, но я не нашла, что ответить. Мой мозг завис минут на двадцать.
А потом до меня дошло.
Дело в том, что в реальности все эти знания пришли из того самого жизненного опыта! Просто не каждый хочет ждать до 40 лет, пока "оно само придет".
Так что все правильно. Опыт - лучший учитель. Только вопрос того, на чьих ошибках он строился, не так уж и однозначен.
Стивен Кинг писал: "Можно быть счастливым в 8 и в 28, но если кто-то говорит вам, что он был счастлив в 16, значит, он либо лжец, либо идиот".
И что же делать в 16 лет без пресловутого опыта? Не возьмется же он откуда-то просто так.
Разумеется, собственные ошибки запоминаются лучше. Все это остается ярким пятном в памяти... А поезд ушел. Поэтому многие готовы отдавать деньги за паршивенькую электричку вроде "Как стать стервой".
Большинство проблем, с которыми люди сталкиваются, решаются так называемой "бытовой психологией".
Именно на эту тему большинство пишутся книги, которые в больших количествах раскупают молодые девушки и не только. Как правило, в них игнорируется многовековой опыт и общая теория психологии - автор, как правило, просто выкладывает на бумаге свои собственные соображения по поводу, приукрашивая их выдуманными историями про "Джейн и Боб обратились ко мне за советом". Однако подобные книги, если написаны думающим автором, склонны и вправду помогать людям решать простые бытовые проблемы.
Работает это примерно так. Человек видит проблему (скажем, ребенок разрисовал обои). Готового решения в голове нет (он сам в детстве подобным не увлекался, поэтому неизвестно, что бы сделали его родители). Обращается за помощью к друзьям, но советы не подходят (одного друга в детстве за подобное жестко пороли ремнем, другой - художник - предлагает сесть и порисовать на обоях вместе с ребенком). Тогда, в отчаянии, человек бродит по магазину и внезапно натыкается на книгу ("Что делать, если ребенок разрисовал обои: 100 советов"). Разумеется, человек ее покупает, но обнаруживает, что большинство советов очевидны ("надо было ранше думать", "не давайте ребенку фломастеры, если не уверены, что сможете за ним проследить", "ни в коем случае не подвешивайте ребенка за ногу к люстре и не колотите его, как грушу" и т.д.). Однако некоторые вещи кажутся дельными ("узнайте у ребенка, зачем он так поступил", "расскажите, что рисовать на обоях - фу, кака", "купите ребенку альбом"). Немножко додумав, примерив ситуацию на себя, человек принимает решение (рассказать о том, как теперь тяжело будет все это отмывать; попросить жену следить за ребенком внимательнее; отправить ребенка в секцию рисования). В результате человек горд за самостоятельно принятое решение и вместе с тем благодарен автору книги, хотя ничего нового, возможно, тот и не написал.
За решением более серьезных проблем люди идут к психологу.
Хотя, погодите! Далеко не все люди так делают. Почему? Все просто.
Одни боятся услышать, что у них серьезное нервное расстройство. Согласитесь, большинству людей неприятно, когда их называют ненормальными. И не без помощи призрака нашей замечательной, продвинутой, бесплатной медицины появился у многих людей такой страх.
Другие люди банально жалеют денег. Мало ли какой психолог попадется, а вдруг шарлатан? А деньги-то не вернешь... И, кстати, сумма за консультацию не такая уж и маленькая, так что это вполне понятно.
Третьи считают поход к психологу пустой тратой времени. Они просто не верят, что разговором можно что-то решить - и, в реальности, так оно и есть для этих людей. Они просто не хотят смотреть на себя со стороны.
Четвертые просто не знают, куда обратиться. Участковый - это кто? Психолог, психиатр, психоаналитик? Специально для таких людей предлагаю следующий информационный блок.
Психолог, психиатр, психоаналитик - кто есть кто?
Психолог - ученый. А также студент специальности "психология" или выпускник с дипломом. В принципе, человек с соответствующим образованием, с уклоном в клиническую или философскую сторону.
Психолог может заниматься как теоретическими, так и практическими исследованиями. Психолог может работать психиатром, психоаналитиком или просто кадровым менеджером.
Основная задача психолога - изучить психику человека с любой подходящей стороны.
Психотерапевт - врач. В поликлинике сидит. И
В принципе, может прописать лекарство. А может и не прописать. В основном применяет в своей практике немедикаментозные методы, при необходимости - направляет к коллеге-психиатру.
Основная задача психотерапевта - провести курс лечения с ограниченным применением лекарственных препаратов.
Психиатр - специалист. Занимается серьезными отклонениями в психике на физиологическом уровне.
Психиатр не обязательно делает уколы или засовывает в смирительую рубашку. Психиатр может быть в армии, школе, крупной компании. Может принимать вполне здоровых людей.
Основная задача психиатра - продиагностировать отклонения в психике, и, при необходимости, назначить лечение.
Психоаналитик - консультант. Что-то вроде советника, только вот хороший психоаналитик советов не дает.
Психоаналитик не может прописать антидепрессант, чтобы отвязаться от клиента и получить свои денежки быстро и чисто. Поэтому ему приходится колупаться в его мозгах.
Основная задача психоаналитика - помочь человеку приобрести навыки самостоятельного решения жизненных проблем.
Подробнее хочу остановиться на психоанализе.
Психоанализ возник благодаря Фрейду. Ему удалось объединить практичную медицинскую психиатрию и абстрактно-философскую психологию.
Открытие техники психоанализа, которая дала возможность формироваться психоанализу как науке, стало возможным благодаря двум фундаментальным открытиям, гениальность которых, как всегда, заключается в их простоте и очевидности.
Во-первых, Фрейд, отличаясь от своих коллег-психиатров, проявлял особый интерес не только к симптомам своих пациентов, но ко всему, что они сообщали, потому что не считал мысли, как тогда выражались, "нервнобольных пациентов" не заслуживающими внимания.
Во-вторых, Фрейд начал формировать свою психоаналитическую теорию не только на основании изучения, как тогда говорили, "нервных болезней", а, прежде всего, на основе анализа нормальных проявлений психики человека: оговорок, острот, ошибочных действий, забываний и, конечно, сновидений.
Таким образом, логичнее всего будет обратиться именно к психоаналитику, так как его работа охватывает самый широкий спектр психической деятельности человека.
Так-то.