Click to view
Когда у тебя в руках молоток, то все вокруг становится похожим на гвозди. А если ты сам молоток, как ты смотришь на мир?
А если ты не молоток, допустим, а нечто почти неприменимое - старый и рваный шарф, кусок распадающейся от древности велосипедной покрышки, гнутая велосипедная спица? Чем тебе будет казаться окружающее?
Это, получается, еще хорошо, если ты молоток. Если у тебя есть смысл, ты и будешь стремиться следовать этому смыслу, заколачивая все, что заколачивается. Ну, или пытаясь это делать, доказывая, что ты прав, что это должно быть забито в ту или другую стену. Микроскоп молотка будет сильно злить. Ничего никуда не забивает, чем занимается, вообще непонятно, скорее всего вообще ничем! Стоит себе и занудствует о чем-то. Сволочь.
А если ты микроскоп, то ты будешь этого молотка презирать. Ведь ты и сам можешь заколотить гвоздь, с ущербом для себя, линз, настройки, тонкой механики, но можешь. А молоток микромир разглядеть не может. Зато ты точно знаешь, что разглядев его, чудом, он примется и там забивать всё во всё, потому что молоток, что с него взять.
Вот, примерно так обстояли бы дела в мире вещей, обладай они разумом, душой, субъектностью.
Почему же в мире людей обстоит все так же, если люди не вещи и у них нет функции заложенной при рождении. Если они рождены со свободой воли и уже тысячи лет как это осознали и проговорили? Почему они так жаждут ограничить себя только какой-то своей функцией, пусть даже и самой полезной и престижной?
Я ученый, вот мои публикации.
Я слесарь шестого разряда, вот мой послужной список.
Я офицер, вот мои боевые награды.
Я томат...
А как человек сведенный к микроскопу или молотку будет смотреть на свалку, которая его окружает? Слушая стоны выброшенных людей-функций, глядя на грязь и гниль, которую они, обреченные, но не исчезнувшие из реальности распространяют вокруг себя? Да очень просто.
Они будут, во-первых, презирать эту свалку с высоты своего положения, а, во-вторых, искать что бы там еще можно было куда заколотить или повнимательнее рассмотреть на предмет микроорганизмов.
Чтобы смотреть на свалку, как на нечто, что нужно, я подчеркиваю, НУЖНО, жизненно необходимо исправить, без чего нельзя просто дальше жить, дышать, есть, относиться к себе с каким-либо уважением, придется становиться человеком.
Придется отказаться от своей функции. Не выбросить её, не забыть все навыки, все возможности что она дает в сложном, пока еще существующем социуме, но убрать её туда, где ей самое место - в ящик с инструментами.
И, знаете, я хотел сначала написать разбор этого фильма. Указать, что каждый ключевой персонаж фильма представляет из себя конкретную функцию. Например, на совещание в ресторане собрались Политик, Силовик, Пожарный, Медик и Строитель. А чуть в стороне, молча, не проявляя себя до момента, но совершенно неустранимо, так, что было понятно, если кого и можно заменить в комнате, то кого угодно, но только не Его и не главного героя, так вот, в стороне сел сам Капитал.
Я хотел выписать целый ряд цитат, которые мне кажутся особенно важными для всех.
Я хотел указать на то, что все персонажи, кроме главного героя и его Отца (да, напишу с большой буквы) существуют особым, сугубо пагубным образом. Античеловеческим. Презренным. Но режиссер "выныривает" из этого образа их всех, одного за другим. На какое-то время.
И Политик говорит, что людей жалко и ищет пути. И Строитель просит убийц отпустить главного героя. И Медик и Пожарный и Силовик, все, все безымянные помощники Политика и зависимый Бизнесмен, отказавший в предоставлении квартир при выселении, все они показывают свою настоящую человечность.
Даже жильцы общежития, кто на секунду (пьяный вор, в кульминационный момент, услышав, что дом падает), а кто, как может в паскудной действительности, всё свое экранное время демонстрирует человеческое (я про героиню Елены Пановой).
Только Капитал, единственный, кто тоже изображен актером, но актером играющим не человека, сохраняет своё полное и абсолютное соответствие пагубному, больному и неправильному образу жизни. И он же и расставляет все точки над i, резко, грубо, вместе с тем ласково и со своеобразной любовью, возвращая Политика в существую реальность. В нор-рмальность. Устраняя "испортившихся" людей-функций, заменяя их другими.
А затем режиссер ставит огромное многоточие.
И каждый видит в нем свое. Причем, превалирует какое-то обсуждение, которое меня ужасает и теперь уже я вижу, что дом падает, что в комментариях люди-функции, люди не желающие овнутрять свою собственную, персональную ответственность за падение этого дома, люди, которые не поняли этот фильм так, как понял его я.
И говорят они о быдле-быдле-быдле, о расстрелах-расстрелах-расстрелах, о том что надо сваливать-сваливать-сваливать...
Я не стал читать все комментарии на youtube.В тех, что я прочитал, я не нашел ни одного, в котором человек бы начав рассуждать правильно, о том, что общага это Россия, сделал правильный вывод - пора сражаться. Бросить косяк, забыть про заначку на бутылку, плюнуть на приличную работу и сделать из себя Человека. И из других жильцов общежития. И из чиновников.
Потому что "сантехник" уже приходил, более двух тысячелетий назад и этого Человеку должно быть достаточно.
Да. В одиночку нельзя добиться ничего. И если тебя не поддержала жена и мать, если отец на твоей стороне, но за тобой не пошел, если ни один из жильцов общежития не встал на твою защиту и, самое главное, некому встать у входа в аварийное здание и просто не пускать туда людей, потому что ты уже не можешь этого сделать - ты проиграл.
И заслуженно.
А я не буду разбирать этот фильм, просто потому, что нельзя объяснить кому-то, как надо на него реагировать. Это человека не изменит. Надо искать другие пути.