Про фолк, часть 10. Джим и Вереск

Mar 30, 2022 14:28

Недавно я осознал, что попытки дописать наши приключения в Выборге повергают меня в состояние прокрастинации, посему я решил сначала попытаться описать события, которые происходили после него, а потом вернуться обратно во времени. Поэтому эта часть - 10я, а девятую я запилю потом :)
Итак, на дворе стоял сентябрь, мы начали разочаровываться в "Кельтологии", а тут еще наши новые питерские знакомые Стася и Стивен начали активно подбивать нас съездить к ним в гости отыграть концерт в Петербурге. Примерно в это время у нас состоялось очень важное знакомство, которое в значительной степени предопределило то, в какую сторону мы начали развиваться.

Итак, Джим. Он учился на нашем с Олегом факультете на пару лет старше, и в принципе шапочно знаком с ним я на тот момент уже был, но близко не общался. А по-настоящему мы с ним познакомились на концерте девинского оркестра в ДК МАИ - он на тот момент танцевал в Иридане. На тот момент мы все еще искали в группу нормального вокалиста: как я уже писал, на тот момент мои певческие способности были на уровне чуть выше дна, Юля и Андрей петь отказывались, а у остальных с этим было еще хуже. Джим же мало того, что петь умел, так еще и играл на банджо и боуране, да к тому же обладал бешеной харизмой. Сошлись мы с ним на почве общей любви к группе Pogues, и, собственно, первой песней, которую мы сделали с ним как с вокалистом была Streams of Whiskey, которую мы продолжаем играть по сю пору уже в Паркинге.


Джим

С появлением Джима в группе наш уютный мир лепреконов, фейри и розовых единорогов начал причудливо видоизменяться: в нем завелись ирландские алкоголики, которые внесли некоторую сумятицу в танцы лесного народца, а также привнесли много самых разных напитков, в основном, различное пиво и виски. В частности, наша любимая формула "роллтон + колокольчик" окончательно уступила место новой - "чипсы, Grant's и Оболонь". Если раньше репетиции заканчивались пивом, то теперь с него они начинались. Дольше всех этой новой волне сопротивлялся Цвет, и, надо сказать, держался он до последнего, но в конечном счете сдался и он (правда, для этого должно было пройти больше года). Соответственно, это не могло не сказаться и на том, как мы начали играть. Если раньше мы стремились играть, так сказать, более "академично", то теперь настала пора расхлябанности и угара. Без ложной скромности скажу, что мы таким образом изобрели и оседлали новый поджанр ирландской музыки российского разлива - говнофолк, и немалая заслуга в этом принадлежит именно Джиму (хотя стоит ли вообще этим гордиться?..).

Первой пробой нового состава на сцене, внезапно, были те самые гастроли в Питер в ноябре 2004 года. У меня в запасниках валяется длинный и достаточно пространный текст, написанный прямо по следам этого события, поэтому подробно сейчас останавливаться на них не буду, но не могу не поделиться любопытным артефактом, который я нарыл в этих же архивах.

image Click to view


Это несколько фрагментов нашего концерта, на которых можно оценить уровень нашей игры, а также, так сказать, все великолепие моего вокала на тот момент - в Питере мы еще были в самом начале нашего пути деградации, посему еще жмемся и пытаемся вести себя прилично. Кстати, из любопытного: Donald mac Gillavry на этом видео звучит со сцены впервые! Песню эту Олег хотел включить в наш репертуар еще в начале лета, однако поскольку ее текст написан на шотландском варианте английского (что означает, что половина слов в нем произносится через задницу, а вторая половина - местные диалектизмы, которые ни в одном словаре не отыщешь), меня дико ломало его учить. Фраза Олега "ну что, выучил Дональда?" в начале каждой репетиции превратилась в своеобразный мем, пока, наконец, в какой-то момент всех это достало, и меня во время очередной пьянки просто насильно усадили за стол и заставили этот текст выучить прямо на месте :)


СПб, Арктика, наш полный на тот момент состав

Из забавного - в тех композициях, где и Юля и Джим оба играли на боуранах, Юля перешла на совершенно дикий пыточный инструмент вместо стандартного деревянного стика - металлический прут с двумя резиновыми шариками на разных концах - звук получался похожим на бас-бочку барабанной установки - а Джим, соответственно, выводил из своего инструмента (на самом деле это был сувенирный бубен с пластиком, на котором был нарисован индеец) высокочастотные пулеметные очереди. Учитывая, что в отличие от большинства фолковых групп того времени, в нашем составе была еще и бас гитара, несмотря на то, что играли мы в целом ну так, звучание у нас получалось гораздо мощнее, ближе к фолк-року.

Конец 2004 года был ознаменован очень важным событием для всей московской фолк-сцены: портал "Вереск", на котором происходил основной движ, объявил о скором открытии собственного клуба, который должен был стать главным тусовочным местом для всех любителей народной музыки! Клуб несколько раз переезжал, первое помещение, которое он занимал, было рядом с Курским вокзалом (как сейчас помню, в переулке Обуха), потом некоторое время (очень короткое) он проработал где-то на Плющихе, где он делил помещение с байкерским кабаком, и, наконец, в третий раз он открылся по известному всем олдам адресу на Арбате, 22. У клуба были две главнейших фишки - гиннесс за 180, это была самая низкая цена в Москве (эх, благословенные времена), для сравнения, обычное светлое пиво тогда продавали в клубах за что-то типа сотни, и еженедельные сейшены, вести которые поручили товарищу Максиму, лидеру достаточно известной на тот момент фолк-роковой группы Maxis. Мы приперлись на один из первых сейшенов, нажрались в хлам и сломали его нахрен, потому что стоило нам залезть на сцену, как выкурить нас оттуда было уже практически нереально, до тех пор, пока мы сами не отыграли, все, что знали (к счастью, тогда еще репертуар наш был весьма ограничен). Когда мы приперлись на сейшен во второй раз, то Макс уже заранее все понял и договорился с нами, что выделит нам время в конце оного, когда остальные желающие наиграются - за это время мы нажрались еще сильнее и отыграли еще хуже. На третий же сейшен Макс, завидев нас и поняв, что больше желающих поиграть нет, просто махнул рукой, мол, делайте что хотите. Это был самый продуктивный вариант, так как вылезли мы на сцену еще трезвыми и бухали прямо в процессе выступления, благодаря чему с одной стороны, удалось создать должный уровень угара, а с другой - погружение в него было плавным. К концу концерта клуб стоял на ушах, чем не могу не похвастаться. В конечном счете нас заприметил очень важный в истории нашей группы человек - администратор портала "Вереск" и руководитель всего этого фолкового движа Ваня Донцов, который на некоторое время фактически заделался нашим продюсером, пусть и строго в рамках деятельности своего портала, а в дальнейшем - и фонда. С тех пор мы начали регулярно выступать в "Вереске", уже как группа, а не как пачка бухих придурков на сейшене :)

Меж тем, несмотря на то, что Цвет и Андрей бросили занятия танцами, Джим продолжал ходить в "Иридан" и "продал" нас его руководителю Игорю, что вылилось в не очень длительную, но достаточно продуктивную дружбу с танцорами и участии в "корпоративах", т.е. шабашках по различным клубам, которым требовалась шоу-программа. Ради этого даже пришлось выучить постылый танцевальный сет Three Tunes, с великого и ужасного диска "два мужика" - так назывался на нашем жаргоне сборник, на котором были записаны танцевальные мелодии для так называемого кейли (т.е. не ногодрыжества в стиле Riverdance, а простых групповых народных танцев), сыгранные на пианино и аккордеоне. Внезапно, участие в группе начало приносить какие-то карманные деньги, что позволило нам смириться с той мыслью, что иногда, когда ты выступаешь на сцене, людям в зале на тебя может быть пофиг :) В каком-то смысле, кульминационным было мероприятие в клубе "Дума", где мы устраивали целое шоу в двух отделениях для сотрудников ирландского посольства - сначала были танцы, а вторым номером мы играли короткую музыкальную программу с песнями. Естественно, без синьки не обошлось, отчетливо помню один эпизод уже после окончания мероприятия, когда началась банальная пьянка, меня зажал в угол некий мужик, который рассыпался в благодарностях на тему того, насколько круто нам удалось передать дух песен про бухлишко, а я ему в ответ что-то типа "Hey man, I feel pretty weird, because today I played some songs of your national culture for you, this should be opposite. But thank you".
В феврале 2005 года в "Вереске" состоялось празднование дня рождения "Иридана", на котором, конечно же, без нас не обошлось.



Просто вглядитесь в эти одухотворенные лица! Джим отбежал на бар

Внезапно, на этом же мероприятии одну композицию сыграла аж блэк-метал-группа, один из участников которой как раз состоял в Иридане. Они исполнили леденящую и замогильно ужасную композицию "Кельтская зима", причем подготовились ребята знатно - размалевались корпспейнтом, напялили какие-то шмотки из магазина БДСМ-атрибутики, все как полагается... Но на общем фоне от всего этого пафоса и неуместности меня пробило на такой ржач, что я, кажется, упал на стул, рыдал и практически бился в конвульсиях.

Если вы обратите внимание, то на этом фото отсутствует Андрей, и это неслучайно. Дело в том, что Андрей не просто ушел из Иридана, а ушел, хлопнув дверью и крепко обидевшись на Игоря. В связи с чем, ни на одном мероприятии, которое им организовывалось или на котором была высока вероятность с Игорем пересечься, Андрей участвовать отказывался. Плюс, у них начались терки с Джимом. Андрею активно не нравилось, что начало происходить у нас в группе - он хотел как раз играть более ортодоксальный фолк, а не ту припанкованную жесть, которая у нас начала выходить. В конечном счете это вылилось в не особо приятный разговор у Андрея дома на тему нашего будущего как группы. Это наложилось на то, что Игорь начал давать нам очень толстые намеки в стиле "вон, как хорошо мы шоу-программу с Кельтологией той осенью обкатали, может, вы это, барабанщика в состав возьмете, и мы продолжим чес уже без Ильи?..". Этой идеей очень загорелся Джим, но не все остальные. Таким образом, у нас появилась вилка: либо из группы уходит Андрей, но мы начинаем снова превращаться в Кельтологию, либо из группы уходит Джим, и мы прекращаем бухать немного умеряем свои возлияния на сцене и начинаем больше времени посвящать музыке, а не угару. Сами понимаете, что при такой альтернативе вариантов продолжать делать музыку с Джимом у нас не оставалось. Мы продолжили нашу дружбу, Джим некоторое время продолжал активно тусить с нами, иногда вылезал на сцену, чтобы спеть пару песен, и мы регулярно пересекались на разных мероприятиях (особенно учитывая то, что когда Андрейчук решил собрать новый состав "Воинства сидов", то Джим заделался у него гитаристом), вплоть до последнего времени, пока он не ухал из страны по работе, но из состава группы он вышел, подарив на прощание Тимуру свое банджо. Тим моментально переучился, благо один из вариантов настройки банджо полностью совпадает с виолончельным, и с тех пор играл исключительно на нем.

Меж тем, ребята из Питера договорились о том, что нас позвали весной в Выборг на "Майское дерево", а как это происходило, я расскажу в следующей части.
Previous post Next post
Up