Обучение [фолк-]музыке - 6. Музыкальная школа - с другой стороны при таких делах

Dec 22, 2010 12:05

Вообще, та мысль, которую я не высказывал, и пока задвинул на задворки сознания - что российско-советская музыкальная школа, которую я всегда советовал музыкантам-практикам, выбирающим, как расширить музыкальный кругозор, в большинстве случае ставит железный занавес перед музыкой. Предметы в ней неплохо организованы, но система не настроена на то, чтобы учить чувствовать музыку. Ее для этого недостаточно.
А вот об этом в самой школе тебе никто не скажет.
В школе учат чисто исполнять на экзаменах ноты, а муз теория в ней - это еще лишь азбука, а не слова. Она в целом необходима, но она не поможет сама по себе.
Заметьте, чтобы говорить, азбука не нужна - только чтобы читать или писать! Точно так же можно играть без всяких нот.

С моей точки зрения - это большая проблема, когда хороший солист не может подобрать простейшую мелодию на ходу, придумать соло, или услышать в гармонии композиции, где доминанта ушла в тонику.
Как-то давно я занимался с одной (хорошем по меркам муз.школы) флейтисткой, и в виде эксперимента мы потратили около получаса, чтобы услышать в простой джазовой вещи такое тяготение в кадансе. Просто этому никого не учат в школе. То, что ученики учат и слушают цифровки и пишут диктанты, часто остается для них механистической деятельностью, т.к. это не связано напрямую с их интересами. (Об интересах стоит поговорить отдельно).

У «одноголосых» инструменталистов в муз. школах эта проблема (гармоническая глухота, неспособность слышать) выражена больше всего, т.к. в школе им просто АККОМПАНИРУЮТ на ф-но, и задача - исполнять чисто, не нужно вообще ничего слышать, и нет даже повода связывать как-то «ноты» (интервалы, хоть и существуют теоретически в мелодическом расположении, здесь не слышатся, по сути, как интервалы - незачем). Ты просто должен соответствовать «перфокарте». В продвинутой школе с тобой будут говорить о «музыкальности», эмоциях. Но слышать - опять же - ничего не нужно.

Те, кто играют на «многоголосых» инструментах, естественным образом сталкиваются с интервалами и аккордами. Но сама система нотации и «исполнения» даже пианиста может сделать совершенно «глухим» к музыке. Тем более что ему и состраиваться ни с кем не нужно.

Проблема в том, что те, кто не занимается музыкой "сам", не снимает ничего, не бренчит на "дворовой" гитаре, не подбирает "аккорды" - они выходят из школы, не чувствуя музыку вне нот.
Мне повезло, что посчастливилось и "снимать Цоя" на гитаре (а значит, учиться активно слушать - и не важно, в каком жанре), и заниматься эстрадной музыкой на ф-но еще в детстве, и все рано далеко не сразу я понял, что тот Am, что на гитаре - он потому Am, что нота ля в музыкальной школе - это a. Это было ОТКРОВЕНИЕ. Уже потом пришел блюграсс, фолк, джаз и прочее...
Я помню, как открыл для себя последовательность C Am F G, обнаружив, что она есть и у Моцарта, и в фильме Плакса, и у группы Браво. Такие маленькие прорывы - необходимы, у каждого они - свои.

В общем, «голая» муз. школа «за вас ничего не сделает». С ней - легче - это важно понимать: я не отрицаю такое базовое образование, я считаю, что его недостаточно.

А что дальше?

В музучилище появляется "нормальная" гармония, в целом люди взрослее и шансов развиваться уже больше. Хотя так же чисто классическая гармония - "вещь в себе", это система, которая почти не связана с большинством бытующих ныне муз. жанров. Откровенно говоря, она вообще ни с какими жанрами не связана. Реальная «классическая» музыка - сплошные исключения - в любой период. Чтобы на ее базе такой гармонии что-то свое построить, «пересилить» ее - нужно, опять же, заниматься чем-то самостоятельно.

По сути, все "формальное" образование, существующее у нас а) представляет лишь академическую систему, далеко не самую первую в музыке - и при этому не самую последнюю, не учитывающую опыт других частей света. б) является в смысле жанров "свободной" музыки лишь базой, а не собственно готовым решением.

Разумеется, это не проблема, если нет необходимости слышать, снимать, придумывать. Интересно, что мне встретился недавно преподавательница фортепиано, которая очень хочет уйти от этих ограничений, но не может. Пение в хоре не помогает - там все так же расписано. Попытка походить на группу развития свободы вокала (что-то в духе Котова, как я понял), также не помогла - женщина просто была в шоке.

Любопытный случай, когда человек при всем желании постоянно находится в системе, и даже «забыть» ее не может, т.к. все время ее же преподает.

Вот такая коллизия - без школы плохо, и с ней - тоже не все хорошо. Есть о чем подумать.

Upd Эти размышления не появились бы, если бы не комментарии оппонентов, которые звучали в том числе и в этом журнале. Как бы ни казалось со стороны относительно меня - но чем больше мнений звучит, тем больше можно сдвинуть вместе.
Раньше я, привыкнув к такой системе, считал ее совершенно нормальной и для фолк-музыканта, хотя и знал ее ограничения. Только после общения в среде самостоятельно учащихся фолк-исполнителей я задумался о том, как еще могло бы быть.

Я вспомнил хороший пример: на наши выступления в Шемроке с Илмаром приходил бас из Мариинки. Один из великолепных оперных певцов. Когда он пытался подпевать даже в простой "Polina" (песня 2 аккорда), он сильно не строил. Карузо даже спросил его - это потому что без нот? Тот страшно обиделся.

музыкальная школа, обучение

Previous post Next post
Up