29 апреля 2016
Дальневосточный федеральный округ - это огромная по площади территория суши. Место, где живут более 6 млн. россиян, где живем и мы с вами. Для развития этой территории уже многое было сделано властями разных уровней. По нашему мнению, для коренного толчка в развитии Дальнего Востока не хватает самого главного - целостного понимания того, чем сегодня являются дальневосточные регионы и то, к чему должен стремиться каждый отдельно взятый регион. Территориальный маркетинг или «брэндинг территории» - новое направление в науке. Но на практике он уже давно успешно используется развитыми странами. Сегодня многие знают, что Милан - это мировая столица моды, Шанхай - крупнейший в мире город-порт, Гонконг - крупнейшая фондовая биржа Евразии и т.д. Таких примеров множество и в отдельно взятой стране, такой как США. Говоря про Вашингтон, мы подразумеваем в первую очередь административную столицу, а о Нью-Йорке говорим как о финансовом центре Соединенных Штатов. Лас-Вегас по праву считается столицей развлечений и казино, Голливуд является столицей кинематографа, Майями - центром пляжного туризма. Все знают Детройт как столицу автомобилестроения, Принстон известен своим университетом, а Техас по достоинству считается «нефтяным штатом». Это, пожалуй, одни из самых ярких примеров успешного брэндинга территорий.
В России данное направление только зарождается. Успешным примером отечественного опыта последних лет может служить город Сочи - столица проведения XXII зимних олимпийских игр. Определенного успеха добился Санкт-Петербург как «северная столица», в которую был перевезен Конституционный суд, а также Новосибирск - как научная столица России. В то же время город Пермь не смог состояться как культурная столица России, а Ульяновская область упустила возможность стать новым центром выпуска современных легковых автомобилей.
Правильно определив роль того или иного региона, можно развивать успешные отрасли экономики, регулировать миграционные потоки населения и делать акцент на промышленности или туризме, науке или культуре. Изменение имиджа региона - непрерывный, системный, и широкомасштабный процесс, требующий гораздо большего, чем быстрая смена логотипа или внедрение слогана. Особенно когда речь идет о таком макрорегионе как Дальний Восток России.
«Каждому региону Дальнего Востока нужен свой бренд»
Зачастую имидж просто подчеркивает уже созданные в регионе конкурентные преимущества, а не создает брэнд заново. Было бы сложно подогнать существующую специализацию региона под придуманный с чистого листа брэнд. В то же время, если все регионы будут развивать один и тот же брэнд, например, экологический туризм, это приведет к столкновению интересов, ненужной конкуренции и размытию потока туристов. У каждого региона должен быть свой собственный брэнд, отличающийся от соседей. Когда регионы не конкурируют друг с другом за первенство в какой-либо одной отрасли, а сотрудничают, правильно акцентируют свою роль внутри макрорегиона, тогда появляется синергия - положительный эффект от взаимодействия ряда факторов, который существенно превосходит эффект каждого сложенного компонента в отдельности.
Дальневосточный федеральный округ состоит из 9 субъектов федерации. Мы попытаемся предложить бренд для каждого из них внутри одного макрорегиона. Правильное позиционирование этих брэндов всеми участниками обеспечит положительный эффект в ближайшем будущем.
Начнем с города Петропавловска-Камчатского, административного центра Камчатского края. Именно из-за своей уникальной природы Петропавловск должен стать спортивно-туристическим центром Дальнего Востока. По завершению строительства пассажирского морского порта десятки круизных лайнеров ежегодно смогут причаливать к его берегам. Строительство нового терминала аэропорта позволит увеличить пассажиропоток и принимать регулярные международные рейсы, что будет способствовать развитию въездного туризма. На Камчатке необходимо осуществлять подготовку спортсменов для участия в следующих зимних олимпийских играх, которые пройдут в 2018 году Южной Корее. При этом необходимо создавать условия для привлечения инвестиций в туристическую и спортивную инфраструктуру полуострова. В том числе иностранных инвестиций. Город Хабаровск должен стать промышленным и научным центром Дальнего Востока, при этом он будет оставаться административным центром ДФО. В этом центре будет сосредоточено производство высокотехнологичной продукции смежного - гражданского и военного назначения. В Хабаровском крае уже существуют производственные мощности, достаточно развита транспортная и энергетическая инфраструктура. Так, в Комсомольске-на-Амуре сосредоточен комплекс предприятий авиационной, судостроительной, нефтеперерабатывающей и легкой промышленности. Под нужды производственных предприятий на базе институтов необходимо создавать научно-исследовательские центры. Все это возможно при создании на территории края ряда благоприятных условий: упрощение процедур подключения к энергосетям, привлечение инвесторов и совершенствование режимов предоставления налоговых льгот.
Город Владивосток должен стать транспортно-логистическим центром Дальнего Востока. Специализация Приморского края была обусловлена его географическим положением: близость к густонаселенным странам Азиатско-тихоокеанского региона, на пересечении морских и сухопутных путей. Для развития потенциала региона в полной мере необходимо строительство и модернизация объектов инфраструктуры: торговых портов, терминалов, складов, судоремонтных доков для увеличения грузооборота всех видов транспорта. А также упрощение таможенных процедур, ведь при торговле с иностранными государствами или транзите грузов необходимо пересечение государственной границы. Владивосток должен стать центром торговли и началом нового великого «шелкового пути». Город Якутск является столицей Республики Саха (Якутия). Из-за обилия полезных ископаемых республике должен быть присвоен статус минерально-сырьевого центра Дальнего Востока. На территории Якутии находится крупнейшее месторождение алмазов и крупнейшее в России урановое месторождение. Налажена также добыча золота, нефти, газа, угля и других полезных ископаемых. Необходимо не просто вывозить сырье, а создавать условия для более глубокой переработки полезных ископаемых. Налоги от добычи переработки должны оставаться в регионе. За счет предоставления налоговых льгот можно привлечь в Якутию крупных резидентов-налогоплательщиков. Город Южно-Сахалинск должен получить статус топливно-энергетического центра Дальнего Востока. С начала освоения проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» ведущей отраслью экономики стала добыча нефти и природного газа. Бюджет области исполняется с профицитом, что позволяет развивать социальную и культурную жизнь острова. Необходима дальнейшая разработка месторождений, создание терминалов сжиженного природного газа, строительство нефтеналивных портов и диверсификация поставок в страны дальнего зарубежья. Город Благовещенск Амурской области обладает своими уникальными преимуществами географического положения: относительно теплый климат, близость с Китаем и наличие судоходной реки делают его благоприятным для развития сельского хозяйства. В регионе налажено производство зерновых и сои. Из-за наличия достаточной кормовой базы здесь выгодно содержать животноводческие хозяйства. Крупным хозяйствам необходимо оказывать государственную поддержку в виде субсидирования части затрат на электроэнергию. Таким образом, Благовещенск должен стать агропромышленным центром Дальнего Востока. Город Биробиджан имеет все предпосылки, чтобы стать культурным центром Дальнего Востока. Еврейская автономная область занимает небольшую территорию, и толчком для роста могли бы стать следующие меры: развитие приграничного культурного сотрудничества с Китаем, проведение на территории региона всероссийских и международных фестивалей, выставок и ярмарок. Для этого потребуется строительство крупных киноконцертных залов. Для полного оправдания своего статуса как культурной столицы возможны даже такие экзотические решения как перенос органов федерального Министерства культуры в Биробиджан. Наконец, город Магадан предлагается сделать горнодобывающим центром Дальнего Востока. Магаданская область является одним из крупнейших золотоносных районов мира. Наличие минеральных ресурсов и драгоценных металлов определяет специфику экономики региона. Со стороны государства необходима модернизация инфраструктуры, создание территорий опережающего развития, которые будут предусматривать налоговые каникулы для инвесторов. Флагманом экономики области должна стать более глубокая переработка полезных ископаемых внутри региона за счет привлечения частного бизнеса в схемы государственно-частного партнерства. В продвижение имиджа регионов должна быть вовлечена как можно более широкая часть общества. Это и органы государственной власти, и государственные организации, и НКО и бизнес. При слаженной работе всех заинтересованных лиц такими мерами можно остановить отток населения с Дальнего Востока, вдохнуть в регион новую жизнь! Работа при этом должна быть согласованной на достаточно высоком уровне. Как нам видится, такую работу должно курировать федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока.
источник