Обложка из Книги Бытия
Франциск Скорина (ок. 1486 - 1541) родился в купеческой семье в конце XV века в русском городе Полоцке, входившем тогда в Великое княжество Литовское. Учился при монастыре в родном Полоцке, затем поступил в Краковский университет.
Первая достоверная дата в биографии Франциска Скорины это 1504 год, когда он стал студентом Краковского университета. На одной из страниц метрики, в которой указывались все абитуриенты, сохранилась запись: «Franciscus Luce de Ploczko, 2 gr.» («Франциск, сын Луки из Полоцка, 2 гроша»).
14 декабря 1506 года в книгах университета была сделана запись о том, что «Fran[ciscus] de Poloczko, Litphanus» («Франциск из Полоцка, литвин») удостоен ученой степени бакалавра.
9 ноября 1512 года перед учеными Падуанского университета Франциск Скорина сдал экзамен на ученую степень доктора медицины. Сохранился протокол, который свидетельствует, что «Eximius artiu[m] doctor, d[ominus] Franc[iscus], q[uon]dam d[omi]ni Luce Scorina de Poloczko, Ruthenus, fuit examinat[us] priuati[m] et rigorose sup[er] punctis hoc mane assignatis. Qui ita laudabiliter, et ellegantissime se h[ab]uit in hoc suo rigoroso examine, in recitando, dicta eius puncta, et argumentis [con]tra se factis optime respondendo, q[uod] ab omnib[us] doctorib[us] ibi existentib[us] nemine penitus dissentie[n]te, fuit app[ro]batus ac sufficientiens in medicinis iudicat[us]» («... Франциск, сын покойного господина Луки Скорины из Полоцка, русин... проявил себя столь похвально и превосходно во время... строгого испытания, излагая ответы на заданные ему вопросы и опровергая выдвинутые против него доказательства, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых без исключения и был признан обладающим достаточными знаниями в области медицины»).
Гравюрный портрет Франциска Скорины в Книге Иисуса Сирахова (л.82) и в Книге Царств (л.242)
В 1517 году Франциск Скорина в Праге издал свою первую книгу - набранный кириллическим шрифтом
Псалтырь. Всего на протяжении 1517-1519 годов им были изданы 23 ветхозаветные книги Библии в 20 изданиях.
В 1520 году Франциск Скорина основал типографию в Вильно, где в 1522 году продолжил свою издательскую деятельность. В виленской типографии, устроенной в доме бурмистра Якуба Бабича, была издана в 1522 году «
Малая подорожная книжка» (это совокупность изданий, включающая 21 книгу - то что известно на данный момент), а в 1525 году - «
Апостол». После Апостола Франциск Скорина больше уже ничего не печатал.
В книгах Франциска Скорины пожалуй самая важная часть его наследия содержится в предисловиях и послесловиях, в которых он неоднократно упоминает откуда он, какого роду племени и какой язык для него родной.
В предисловии к
Псалтыри 1517 года написано: «Я, Францишек, Скоринин сын с Полоцька, в лекарскых науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути рускыми словами а словенскым языком..... к пожитку посполитого доброго, наболей с тое причины, иже мя милостивый Бог с того языка на свет пустил».
В заглавии к
Книге Исход 1519 года: «Книги вторыи Моисеевы, зовемые Исход, зуполне выложены на руский язык доктором Франъциском Скориною с Полоцъка, богу в троици единому и пречистой матери его ко чти и людем посполитым к науце.»
В послесловии к
Книге Исход: «Докопаны суть вторыи книги Моисеевы рекомыи от евреи Геллесмот, по греческыи Ексодос, по латине Екситус, а по-русски Исход, працею и пилностию доктора Франциска Скорины с Полоцка во славном великом месте Празском.»
В заглавии к
Книге Бытия 1519 года (размещенном в начале статьи), которое стало общим для всех книг Библии, изданных Скориной: «Библия Руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем посполитым к доброму научению».
На листе 2
Книги Бытия: "Предъсловие доктора Франъциска Скорины с Полоцька во всю Бивлию рускаго языка".
В послесловии к
Книге Бытия на листе 94: "То ест конець первых Книг Моисеовых, еже от еврей называются Брешис, по-греческии же и по-латине именуются Енезеос, а по-руски Бытья. Божиею помощию зуполнъ выложены и вытиснены повелением и пилностию ученого мужа, в лекарских науках доктора Франциска Скорины с Полоцка у великом месте Празском по летех воплощения слова божия тысещного пятьсотог[о] деветь на 10".
В заглавии к
Книге пророка Даниила 1519 года: "Книги светого пророка божия Даниила починаються. Зуполъне выложены на русъкий язык доктором Франъциском Скориною из славнаго града Полоцька, напред богу ко чти и людем посполитым к науце."
В предисловии к "
Книге пророка Даниила" Франциск Скорина писал про себя «нароженыи в руском языку спомошию божиею».
В предисловии к
Книге Эсфирь: "И своему прироженому Рускому языку кнауце всего доброго".
В послесловии к
Книге Эсфирь на листе 26: "Доконана ест Книга Есфер, нарицаемая от иудей Мьгиля, божиею помощию и его пречистое девици матери Марий к научению людем посполитым рускаго языка".
В предисловии
Книги Иисуса Сирахова на листе 5об: «Прото ж и я для похвалы божией и для посполитого доброго и розмножения Мудрости, Умения, Опатрености, Разуму и Науки приложилъ есмъ працу выложити Книгу сию на рускый языкъ».
В заглавии к
Третьей книге Царств 1518 года на листе 119: "Третий Книги Царьств починаються. Зуполне выложены на руський язык доктором Франъциском, Скорининым сыном с Полоцька".
В предисловии к
Третьей книге Царств на листе 119об написано «…Абы братия моя русь, люди посполитые, чтучи могли лепей разумети».
В
Апостоле 1525 года в месяцеслове за июнь Франциск Скорина упоминает о крещении Руси и о первых русских святых: "О неже крестил Рускую землю"; "князей руских Бориса и Глеба".
В предисловии к
Книге Иудифь просветитель писал: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих,- тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».
Вот и про себя Франциск Скорина, уроженец Полоцка, прекрасно знал, кто он и откуда, и оставил на века об этом память в изданных им книгах: «Абы братия моя русь», «и своему прироженому Рускому языку», «нароженыи в руском языку спомошию божиею»...
✅ КНИГИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ:
- ПСАЛТЫРЬ 1517 год
- Книга Иова 1517 год
- Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 1517 год
- Книга притчей Соломоновых 1517 год
- Книга Екклезиастес, или Соборник 1518 год
- Книга Премудрости Божией 1518 год
- Книга Песни Песней Соломона 1518 год
- Четыре книги Царств 1518 год
- Книги Иисуса Навина 1518 год
- КНИГА БЫТИЯ 1519 год
- КНИГА ИСХОД 1519 год
- Книга Судей Израилевых 1519 год
- Книга пророка Даниила 1519 год
- Книга Иудифь 1519 год
- Книга Плач Иеремии 1519 год
- Книга Эсфирь 1519 год
- Книга Числа 1519 год
- Книга Второзаконие 1519 год
- Книга Левит 1519 год
- ЧАСОСЛОВЕЦ 1522 год
- Акафист Иоанну Предтече 1522 год
- Канон живоносному гробу Господню 1522 год
- Акафист св. Николе 1522 год
- Канон св. чудотворцу Николе (Николаю) 1522 год
- Акафист архангелу Михаилу 1522 год
- Канон архангелу Михаилу 1522 год
- Акафист пресладкому имени Исуса 1522 год
- Акафист Cв. апостолам Петру и Павлу 1522 год
- АПОСТОЛ 1525 год
✅ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Владимиров П.В. Доктор Франциск Скорина. - Санкт-Петербург, 1888г.
- Многолетняя Е.Н. Франциск Скорина в Праге (1517 1519 годы).
- МОИСЕЕВА Г.Н., КРБЕЦ М.М. ЙОЗЕФ ДОБРОВСКИИ И РОССИЯ. - Л: Наука, 1990г.
- Франциск Скорина: сборник документов и материалов. Францыск Скарына: 36. Дакументау i матэрыялау / [сост. : Дорошкевич В.И., Немировский Е. Л.]. - Мiнск: Навука i тэхнiка, 1988. -349 с.
- Евгений Немировский. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 1491-2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Том I. 1491-1550. (ЗДЕСЬ стр.90, 93-97, 122-135).