Франциск Скорина, русский язык и русская Библия

Oct 04, 2022 00:19





Обложка из Книги Бытия

Франциск Скорина (ок. 1486 - 1541) родился в купеческой семье в конце XV века в русском городе Полоцке, входившем тогда в Великое княжество Литовское. Учился при монастыре в родном Полоцке, затем поступил в Краковский университет.

Первая достоверная дата в биографии Франциска Скорины это 1504 год, когда он стал студентом Краковского университета. На одной из страниц метрики, в которой указывались все абитуриенты, сохранилась запись: «Franciscus Luce de Ploczko, 2 gr.» («Франциск, сын Луки из Полоцка, 2 гроша»).

14 декабря 1506 года в книгах университета была сделана запись о том, что «Fran[ciscus] de Poloczko, Litphanus» («Франциск из Полоцка, литвин») удостоен ученой степени бакалавра.



9 ноября 1512 года перед учеными Падуанского университета Франциск Скорина сдал экзамен на ученую степень доктора медицины. Сохранился протокол, который свидетельствует, что «Eximius artiu[m] doctor, d[ominus] Franc[iscus], q[uon]dam d[omi]ni Luce Scorina de Poloczko, Ruthenus, fuit examinat[us] priuati[m] et rigorose sup[er] punctis hoc mane assignatis. Qui ita laudabiliter, et ellegantissime se h[ab]uit in hoc suo rigoroso examine, in recitando, dicta eius puncta, et argumentis [con]tra se factis optime respondendo, q[uod] ab omnib[us] doctorib[us] ibi existentib[us] nemine penitus dissentie[n]te, fuit app[ro]batus ac sufficientiens in medicinis iudicat[us]» («... Франциск, сын покойного господина Луки Скорины из Полоцка, русин... проявил себя столь похвально и превосходно во время... строгого испытания, излагая ответы на заданные ему вопросы и опровергая выдвинутые против него доказательства, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых без исключения и был признан обладающим достаточными знаниями в области медицины»).



Гравюрный портрет Франциска Скорины в Книге Иисуса Сирахова (л.82) и в Книге Царств (л.242)

В 1517 году Франциск Скорина в Праге издал свою первую книгу - набранный кириллическим шрифтом Псалтырь. Всего на протяжении 1517-1519 годов им были изданы 23 ветхозаветные книги Библии в 20 изданиях.

В 1520 году Франциск Скорина основал типографию в Вильно, где в 1522 году продолжил свою издательскую деятельность. В виленской типографии, устроенной в доме бурмистра Якуба Бабича, была издана в 1522 году «Малая подорожная книжка» (это совокупность изданий, включающая 21 книгу - то что известно на данный момент), а в 1525 году - «Апостол». После Апостола Франциск Скорина больше уже ничего не печатал.

В книгах Франциска Скорины пожалуй самая важная часть его наследия содержится в предисловиях и послесловиях, в которых он неоднократно упоминает откуда он, какого роду племени и какой язык для него родной.

В предисловии к Псалтыри 1517 года написано: «Я, Францишек, Скоринин сын с Полоцька, в лекарскых науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути рускыми словами а словенскым языком..... к пожитку посполитого доброго, наболей с тое причины, иже мя милостивый Бог с того языка на свет пустил».



В заглавии к Книге Исход 1519 года: «Книги вторыи Моисеевы, зовемые Исход, зуполне выложены на руский язык доктором Франъциском Скориною с Полоцъка, богу в троици единому и пречистой матери его ко чти и людем посполитым к науце.»



В послесловии к Книге Исход: «Докопаны суть вторыи книги Моисеевы рекомыи от евреи Геллесмот, по греческыи Ексодос, по латине Екситус, а по-русски Исход, працею и пилностию доктора Франциска Скорины с Полоцка во славном великом месте Празском.»



В заглавии к Книге Бытия 1519 года (размещенном в начале статьи), которое стало общим для всех книг Библии, изданных Скориной: «Библия Руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем посполитым к доброму научению».

На листе 2 Книги Бытия: "Предъсловие доктора Франъциска Скорины с Полоцька во всю Бивлию рускаго языка".



В послесловии к Книге Бытия на листе 94: "То ест конець первых Книг Моисеовых, еже от еврей называются Брешис, по-греческии же и по-латине именуются Енезеос, а по-руски Бытья. Божиею помощию зуполнъ выложены и вытиснены повелением и пилностию ученого мужа, в лекарских науках доктора Франциска Скорины с Полоцка у великом месте Празском по летех воплощения слова божия тысещного пятьсотог[о] деветь на 10".



В заглавии к Книге пророка Даниила 1519 года: "Книги светого пророка божия Даниила починаються. Зуполъне выложены на русъкий язык доктором Франъциском Скориною из славнаго града Полоцька, напред богу ко чти и людем посполитым к науце."



В предисловии к "Книге пророка Даниила" Франциск Скорина писал про себя «нароженыи в руском языку спомошию божиею».



В предисловии к Книге Эсфирь: "И своему прироженому Рускому языку кнауце всего доброго".



В послесловии к Книге Эсфирь на листе 26: "Доконана ест Книга Есфер, нарицаемая от иудей Мьгиля, божиею помощию и его пречистое девици матери Марий к научению людем посполитым рускаго языка".



В предисловии Книги Иисуса Сирахова на листе 5об: «Прото ж и я для похвалы божией и для посполитого доброго и розмножения Мудрости, Умения, Опатрености, Разуму и Науки приложилъ есмъ працу выложити Книгу сию на рускый языкъ».



В заглавии к Третьей книге Царств 1518 года на листе 119: "Третий Книги Царьств починаються. Зуполне выложены на руський язык доктором Франъциском, Скорининым сыном с Полоцька".



В предисловии к Третьей книге Царств на листе 119об написано «…Абы братия моя русь, люди посполитые, чтучи могли лепей разумети».



В Апостоле 1525 года в месяцеслове за июнь Франциск Скорина упоминает о крещении Руси и о первых русских святых: "О неже крестил Рускую землю"; "князей руских Бориса и Глеба".



В предисловии к Книге Иудифь просветитель писал: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих,- тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».

Вот и про себя Франциск Скорина, уроженец Полоцка, прекрасно знал, кто он и откуда, и оставил на века об этом память в изданных им книгах: «Абы братия моя русь», «и своему прироженому Рускому языку», «нароженыи в руском языку спомошию божиею»...

✅ КНИГИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ:

  1. ПСАЛТЫРЬ 1517 год
  2. Книга Иова  1517 год
  3. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 1517 год
  4. Книга притчей Соломоновых 1517 год
  5. Книга Екклезиастес, или Соборник 1518 год
  6. Книга Премудрости Божией 1518 год
  7. Книга Песни Песней Соломона 1518 год
  8. Четыре книги Царств 1518 год
  9. Книги Иисуса Навина 1518 год
  10. КНИГА БЫТИЯ 1519 год
  11. КНИГА ИСХОД 1519 год
  12. Книга Судей Израилевых 1519 год
  13. Книга пророка Даниила 1519 год
  14. Книга Иудифь 1519 год
  15. Книга Плач Иеремии 1519 год
  16. Книга Эсфирь  1519 год
  17. Книга Числа 1519 год
  18. Книга Второзаконие 1519 год
  19. Книга Левит  1519 год
  20. ЧАСОСЛОВЕЦ 1522 год
  21. Акафист Иоанну Предтече 1522 год
  22. Канон живоносному гробу Господню 1522 год
  23. Акафист св. Николе 1522 год
  24. Канон св. чудотворцу Николе (Николаю) 1522 год
  25. Акафист архангелу Михаилу 1522 год
  26. Канон архангелу Михаилу 1522 год
  27. Акафист пресладкому имени Исуса 1522 год
  28. Акафист Cв. апостолам Петру и Павлу 1522 год
  29. АПОСТОЛ 1525 год

✅ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Владимиров П.В. Доктор Франциск Скорина. - Санкт-Петербург, 1888г.
  2. Многолетняя Е.Н. Франциск Скорина в Праге (1517 1519 годы).
  3. МОИСЕЕВА Г.Н., КРБЕЦ М.М. ЙОЗЕФ ДОБРОВСКИИ И РОССИЯ. - Л: Наука, 1990г.
  4. Франциск Скорина: сборник документов и материалов. Францыск Скарына: 36. Дакументау i матэрыялау / [сост. : Дорошкевич В.И., Немировский Е. Л.]. - Мiнск: Навука i тэхнiка, 1988. -349 с.
  5. Евгений Немировский. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 1491-2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Том I. 1491-1550. (ЗДЕСЬ стр.90, 93-97, 122-135).

Франциск Скорина, 16 век, История Руси, Русь

Previous post Next post
Up