Mar 07, 2009 19:49
были в гостях, разговаривали о роли науки в нашей жизни: о том, что она дает, может дать и о том, что мы знаем про это.
Вывод - практически ничего не знаем о большинстве научных отраслей: микробиологии, физике полупроводников, фармацевтике и многих других. Конкретный прмиер: все говорят о нанотехнологиях, только многие ли понимают, как их использовать? Кстати, нанотехнологии - это не наука, а как следует из того же названия - технология.
знать, что происходит в мире науки было бы полезно: и с точки зрения руководителей на уровне регионов, городов, страны - какие решения принимать для развития регионов (предприятий, вузов, научных специальностей), и с точки зрения человека (гражданина, жителя) - что есть нового в науке, чем я могу пользоваться и зачем что-то стоит использовать. причем многим важно понимать не глубокую профессиональную составляющую науки, а научно-популярные вещи.
у нас о науке рассказывают в режиме научно-популярных историй "Очевидное-Невероятное", другого формата популяризации научных достижений мы не знаем.
Интересны некоторые популяризаторские решения в разных странах. Например, в США:
1. Поскольку большинство исследований идет на грантовые деньги, в каждом проекте есть специальный раздел "For the lay people" - "Для обычных людей" (непрофессионалов). В этом разделе ученые должны нормальным английским языком объяснить американским налогоплательщикам, что дает их работа.
2. Популяризировать науку надо с садика или со школы. У нас в стране в науку и научную среду попадают через Олимпиады (там чаще работают с одаренными ребятами, лучшими учениками). В Штатах есть программа на уровне страны, участвовать в которой могут все желающие. Школьники могут прийти в любые лаборатории и попроситься ассистентами. Им дают специальный проект для исследования(чаще на группу), соответственно они на практике изучают те же микробиологию, физику полупроводников. С ними работают в том числе и ведущие известные ученые. Часть из ребят в результате останется в науке, кто-то однозначно уйдет. Но с другим знанием, как устроен научный мир, с лучшим пониманием - как наука может работать на меня, с уважением к науке.
Это два примера.
Что вы знаете, что делается успешного, работающего в разных странах для популяризации науки, чтобы сделать ее частью жизни?
Интересен опыт Европейских стран, Азии, Австралии и Новой Зеландии.
наука и жизнь