продолжение предыдущего5. Полис.
Образование гражданской общины из соседской происходит (по Е.М. Штаерман) при разделе основной части земель на частные владения. Это означает образование класса рабовладельцев и государства как организации этого класса. Действительно, частная собственность на землю (т.е. защита от передела земли) имеет смысл только для владельца, который берет в расчет не только собственные силы (численность семьи), но и возможность привлечения рабов.*
Тем не менее, остается и общая собственность - часть земель может оставаться в ведении полиса как целого, сдаваться в аренду желающим. Кроме того, гражданская община рабовладельцев противостоит как целое всем чужакам и рабам.
6. Эллинистические царства и римская империя.
В процессе образования более крупных государств, все государственные земли (бывшие общественные земли полиса) становятся либо частной собственностью царя, либо переходят к крупным собственникам (которые напр. ее арендовали из года в год). Это устраняет основу существования полиса как общности - начинается его кризис.
Тем не менее, сохраняется противостояние свободных (в целом) рабам, хотя и теряющее первоначальные формы и также переживающее кризис.
При феодализме общая собственность сохраняется/возрождается в сельских общинах, правах и привилегиях сословий и цеховой организации. Окончательный триумф принципа частной собственности происходит при переходе к капитализму.
Развитие отношений собственности.
Т.о. можно видеть историческое развитие (через ряд качественных скачков) пары: частная собственность - общественная собственность, причем при прогрессивном развитии частная собственность каждый раз торжествует, открывая новые возможности для свободного развития отдельной личности.
Так, в родовом обществе господствует общая собственность - большой дом совпадает с общим хозяйством;
в патриархальной соседской общине частная собственность домохозяйств сочетается с общей собственностью на землю;
в гражданской общине частная собственность на землю сочетается с общей;
в империи это сочетание исчезает;
при феодализме принцип частной собственности закрепляется и распространяется на всех (нет земли/народа без господина), противопоставление свободных и рабов исчезает (хотя рабы как явление остаются).
Но это прогресс собственности господствующего класса, у подчиненных общая собственность наоборот, может продолжать существовать очень долго, как напр. крестьянская община (и даже возрождаться). Подобно этому во многих обществах при неблагоприятных условиях, как напр. внешние завоевания, пережитки различных этапов развития общей собственности могут закрепляться как форма выживания, давая веер искривленных линий развития - национальных способов производства. Это и дает исследователям простор для изобретения различных разновидностей АСП (одинакового понимания АСП не существует) и «политаризмов».
Распространённое тупиковое ответвление (типичный АСП) возникает в виде квази-феодальной собственности, когда племенная верхушка захватывает большую часть всей общинной земли. Рядовые общинники тогда попадают в зависимость и принуждаются внеэкономически, так никогда и не переходя полностью в разряд рабов, так же как не получают простора для развития и отношения частной собственности.
* Шапошникова Л.Д. описывает у бондо в Индии частную собственность на землю без возникновения рабства (понятно, в современных условиях). Богатые собственники там нанимают для обработки полей безземельных батраков из своей же общины за довольно высокую плату.
Это один из множества возможных вариантов застойных обществ.