http://marx.org.ua/component/content/article/1-articles/242-2008-11-17-19-56-35 Дело в том, что капитал становится <излишним> и вывозится за границу не потому, что общественная потребность в расширении производства внутри страны исчерпана, а потому, что за границей он дает более высокую, прибыль. Это частный случай, борьбы отдельного капиталиста или целой ассоциации против понижения средней нормы прибыли. Другой формой этой борьбы является стремление извлечь добавочную прибыль путем различных улучшений производства, развития техники. Но если вывоз капитала мешает росту рабочего класса внутри страны, то развитие техники приводит к вытеснению рабочего машиной. И пока существует капитализм, этот процесс совершается гораздо быстрее вовлечения в производство новых рабочих.
Конечно, здесь речь идет об относительном сокращении живого труда. Если производство, расширяется, этот процесс совместим с абсолютным ростом рабочего класса. Но не во всех областях это действительно так. <В земледелии, - говорит Маркс, - уменьшение элемента живого труда может быть абсолютным...
Таким образом, фразы Каутского и его соратников вообще могут иметь какой-нибудь смысл только по отношению к собственно рабочим. Рабочий класс растет не так быстро, как накопление капитала. ...
... меньшее число людей должно работать на производстве, ибо при современной технике труд настолько производителен, что остальные могут лежать на боку или заниматься выполнением различных полезных непроизводительных функций, например, превратиться в служащих, чиновников, писателей, ученых, журналистов и так далее. Но так рассматривать капиталистическое общество можно только с точки зрения странного социализма.
... Однако досуг рабочего, не имеющего работы, это не тот досуг который нужен ему, чтобы участвовать в общественной жизни, читать книги или хотя бы играть в футбол. Точно также для всего общества, в рамках капитализма, развитие производительности труда не означает непосредственно возможность освобождения большего числа людей для политической деятельности, искусства, науки.
Если число лиц, принадлежащих к интеллигенции, увеличилось, то связь с развитием производительной силы труда состоит здесь в том, что громадное накопление прибавочной стоимости в материальном производстве позволяет капиталистам содержать более широкий аппарат контроля над извлечением и распределением прибыли, более щедро поддерживать своих людей, <идеологические составные части господствующего класса> и так далее... Но и без того достаточно ясно, что суть дела не в освобождении части общества от материального труда, а в подчинении новых областей жизни, в том числе и самых высоких, законам материальной необходимости, действующим в капиталистическом производстве. Мир полон жалоб на превращение духовного труда в труд подневольный, механический.
Наконец, громадная масса людей, не находящих себе применения в производстве, состоит из таких <свободных личностей>, для которых положение занятого рабочего является идеалом. Они-то, конечно, не могут перейти в разряд профессоров и журналистов.
Тот факт, что сокращение рабочего времени материального производства при капитализме не означает освобождение новой части общества для духовного труда и общественной деятельности, доказывает существование безработных. ...
Относительное перенаселение ... облегчает возникновение новых отраслей производства предметов роскоши и новых видов обслуживания, в которых преобладает на первых порах живой труд. Словом, относительное перенаселение связано с известными формами <занятости>, но эта занятость держится на низком уровне заработной платы и потребления. Американский социолог К. Райт Миллс не без основания вспоминает по этому поводу слова Бальзака: <Мелкий люд нельзя раздавить - он и так слишком прижат к земле>.
Вот что означают на деле слова <рабочий класс не превратился в подавляющую массу населения...
В целом <непримиримый антагонизм> не ослабляется, а растет. Суть дела в том, что господство монополий гораздо быстрее, чем это могло быть достигнуто одной лишь постепенной пролетаризацией общества, превращает подавляющее большинство населения в угнетенную массу, сжимает ее повсюду одним и тем же прессом, перетирает все относительные различия и создает возможность действительного сочетания интересов всех угнетенных слоев.