Про СССР тут писатьн не буду, ибо внятных аргументов у меня нет (или их надо додумать). Но к одной детали придерусь - дело в том что говорить про нулевую роль православных схизматиков неверно. Дело в том что до Ренессанса интеллектуальным центром Европы была как раз Византия - вообще это было самое развитое и прогрессивное государство в этой части света (в том числе и по части религиозности - вопреки стереотипам культура "ромеев" была самой светской в это период, как и самый высокий уровень грамотности). Общеизвестно что итальянское Возрождение было подготовлено в том числе и влиянием "Восточной Империи" - начиная от изобразительного искусства и заканчивая тем что в создании новых "академий" приняли участие и греки и люди учившиешься у греков. Процесс переноса Центра на Запад начался с Четвёртого Крестового Похода - когда "восточно-римское" государство кончилось (что не способствовало развитию культуры), но при том католические монахи ознакомились с греческими оригиналами античных филосов, а грекоязычные мыслители начали потихоньку перезжать в Италию. Затем Никейский осколок вернул Константинополь и Эллинские земли, но политика Палеологов привела к росту феодальной раздробленности, а последующие кризисы (чума, турки, сербы и так далее) привели к росту религиозного фанатизма и стагнации. Итогом стало завоевание Констаниполя, и бегство культурной элиты на Запад - что очень сильно помогло Возрождению. И да - модель Аристарха Самосского не выглядела мистикой в ту эпоху. Всё средневековье к ней относились как к возможной, но маловероятной - так как в своей изначальной форме она не могла служить опорой для рассчётов передвижения планет. И поэтому модель Птолемея считалась более вероятной и предпочтительной. Но по ряду причин она становилась всё менее надёжной - однако в тот момент Церковь утратила монополию на знание, поэтому дрались за свои догматы силой. И да - у Аристарах Самосского были сторонники в Византийской Империи. И даже весь мистицизм Ренессанса (в том числе и Бруно) это результат переосмысления неоплатонической и пифагорейской мистики (которая после массового бегства грекоязычных мыслителей, и знакомство с сочинениями Плифона оказались очень востребованными).
Во-первых это не имеет отношение к православию как таковому - Русь (все "Три Руси" если хотите) просто была частью не самого развитого региона. Многие черты характерные для Восточно-Европейских государств воспроизводились в и у нас - то же "Второе Издание Крепостничества" как пример. Единственное отличие - то что Москве удалось построить централизованное государство и отстоять национальную независимость (ну конечно тот факт что Россия оказалась единственным православным и славянским независмым государством сыграло свою роль в самосознании). Во-вторых даже если принять полностью ваши тезисы, всё таки были моменты когда "почти получилось".
И пожалуй в целом напоследок - мне кажеться что в ваших тезисах есть пробелы. В плане например взаимосвязи конспирологии и "альтернативщины" со скукой при государственное патернализме и достатке. Я помню сколько старстей было с 5-G и чипизацией (с чипизацией примерно во второй раз), а тогда был короновирусный кризис. В Америке в тот период времени тоже был второй рассвет с теорией заговоров, помноженный на рость новых форм "социализма для дураков" (связанный однако не с евреями а видеоиграми). То есть тут роль играет нечто иное чем скука. И на помню что волн на тему НЛО в США было три или четыре (одна из которых породила "Секретные Материалы").
"Перенаправить Мыслительный Процесс в свою пользу" или как то так. За весь период Российской Истории сказать не могу, но вот за советский период точно могу назвать два отрезка. Первый - первое десятилетие (или 15 в крайнем случае) после Революции. Тогда (не сомтря на мощный антикоммунистический заряд) была волна интересе к русской культуре и науке. Поздний русский авангард, конструктивизм, и кино - на самом деле интерес к монтажным экспериментам Эйзенштайна и других во многом повлияли на весь мировой кинематограф (что сподвигло таких деятелей как Жан-Люк Годар назвать русскоязычно кино одной из "великих школ" - после американского, итальянского, и немецкого). Второй - конец пятидесятых и первая половина шестидесятых когда весь мир снова обратил на нас внимание из-за Спутника и Гагарина. В тот период было много достижений в области техники и науки, и даже Нобелевская премия по экономике. Тоже касается и культуры - советское кино вновь прорвалось за рубеж (дошло того что "Летят Журавли" не только завоевали главный приз Каннского Фестиваля, но стали массовым хитом во Франции). И даже мода - в шестидесятые на самом деле некоторые советские модельеры задали тренды, а модели Зайцева и Голиковой вполне с успехом демонстрировались в Париже. Даже один из культовых символово шестидесятых как высокие сапоги с молнией были изобретены в СССР (правда патент получили голландцы). Что смешно - ибо качество бытовой одежды в в Союзе как мы занемы было не очень (впрочем разрыв между подиумом и повседневностью есть везде, но вины это не отменяет)
Про СССР тут писатьн не буду, ибо внятных аргументов у меня нет (или их надо додумать). Но к одной детали придерусь - дело в том что говорить про нулевую роль православных схизматиков неверно. Дело в том что до Ренессанса интеллектуальным центром Европы была как раз Византия - вообще это было самое развитое и прогрессивное государство в этой части света (в том числе и по части религиозности - вопреки стереотипам культура "ромеев" была самой светской в это период, как и самый высокий уровень грамотности). Общеизвестно что итальянское Возрождение было подготовлено в том числе и влиянием "Восточной Империи" - начиная от изобразительного искусства и заканчивая тем что в создании новых "академий" приняли участие и греки и люди учившиешься у греков. Процесс переноса Центра на Запад начался с Четвёртого Крестового Похода - когда "восточно-римское" государство кончилось (что не способствовало развитию культуры), но при том католические монахи ознакомились с греческими оригиналами античных филосов, а грекоязычные мыслители начали потихоньку перезжать в Италию. Затем Никейский осколок вернул Константинополь и Эллинские земли, но политика Палеологов привела к росту феодальной раздробленности, а последующие кризисы (чума, турки, сербы и так далее) привели к росту религиозного фанатизма и стагнации. Итогом стало завоевание Констаниполя, и бегство культурной элиты на Запад - что очень сильно помогло Возрождению. И да - модель Аристарха Самосского не выглядела мистикой в ту эпоху. Всё средневековье к ней относились как к возможной, но маловероятной - так как в своей изначальной форме она не могла служить опорой для рассчётов передвижения планет. И поэтому модель Птолемея считалась более вероятной и предпочтительной. Но по ряду причин она становилась всё менее надёжной - однако в тот момент Церковь утратила монополию на знание, поэтому дрались за свои догматы силой. И да - у Аристарах Самосского были сторонники в Византийской Империи. И даже весь мистицизм Ренессанса (в том числе и Бруно) это результат переосмысления неоплатонической и пифагорейской мистики (которая после массового бегства грекоязычных мыслителей, и знакомство с сочинениями Плифона оказались очень востребованными).
Reply
Но я имел в виду ничтожность и вторичность отечественного мыслительного процесса.
Reply
Во-первых это не имеет отношение к православию как таковому - Русь (все "Три Руси" если хотите) просто была частью не самого развитого региона. Многие черты характерные для Восточно-Европейских государств воспроизводились в и у нас - то же "Второе Издание Крепостничества" как пример. Единственное отличие - то что Москве удалось построить централизованное государство и отстоять национальную независимость (ну конечно тот факт что Россия оказалась единственным православным и славянским независмым государством сыграло свою роль в самосознании). Во-вторых даже если принять полностью ваши тезисы, всё таки были моменты когда "почти получилось".
И пожалуй в целом напоследок - мне кажеться что в ваших тезисах есть пробелы. В плане например взаимосвязи конспирологии и "альтернативщины" со скукой при государственное патернализме и достатке. Я помню сколько старстей было с 5-G и чипизацией (с чипизацией примерно во второй раз), а тогда был короновирусный кризис. В Америке в тот период времени тоже был второй рассвет с теорией заговоров, помноженный на рость новых форм "социализма для дураков" (связанный однако не с евреями а видеоиграми). То есть тут роль играет нечто иное чем скука. И на помню что волн на тему НЛО в США было три или четыре (одна из которых породила "Секретные Материалы").
Reply
Поясните, что "почти получилось".
Reply
"Перенаправить Мыслительный Процесс в свою пользу" или как то так. За весь период Российской Истории сказать не могу, но вот за советский период точно могу назвать два отрезка. Первый - первое десятилетие (или 15 в крайнем случае) после Революции. Тогда (не сомтря на мощный антикоммунистический заряд) была волна интересе к русской культуре и науке. Поздний русский авангард, конструктивизм, и кино - на самом деле интерес к монтажным экспериментам Эйзенштайна и других во многом повлияли на весь мировой кинематограф (что сподвигло таких деятелей как Жан-Люк Годар назвать русскоязычно кино одной из "великих школ" - после американского, итальянского, и немецкого). Второй - конец пятидесятых и первая половина шестидесятых когда весь мир снова обратил на нас внимание из-за Спутника и Гагарина. В тот период было много достижений в области техники и науки, и даже Нобелевская премия по экономике. Тоже касается и культуры - советское кино вновь прорвалось за рубеж (дошло того что "Летят Журавли" не только завоевали главный приз Каннского Фестиваля, но стали массовым хитом во Франции). И даже мода - в шестидесятые на самом деле некоторые советские модельеры задали тренды, а модели Зайцева и Голиковой вполне с успехом демонстрировались в Париже. Даже один из культовых символово шестидесятых как высокие сапоги с молнией были изобретены в СССР (правда патент получили голландцы). Что смешно - ибо качество бытовой одежды в в Союзе как мы занемы было не очень (впрочем разрыв между подиумом и повседневностью есть везде, но вины это не отменяет)
Reply
Reply
Leave a comment