Тут недавно навело на размышления:
https://youtu.be/OEdHapAtawI?si=-XZRm6xT_yvnV9Lm&t=535Как "правоверный марксист" крамолы не вижу, вижу непонимание.
Как люди мы воспринимаем мир через фильтр идеологии ("метафизических систем"). Поэтому, далее, наши действия (бытие) определяются нашим сознанием (идеями). Индивидуальное бытие определяется индивидуальным сознанием. С этим не поспоришь.
Ну а общественное бытие определяется общественным сознанием.
История состоит из действий людей. Действия людей определяются их мыслями. Марксизм начинается с вопроса: а чем определяются эти мысли, чем определяется содержание голов людей в ту или иную историческую эпоху? В силу какой необходимости те или иные идеи становятся господствующими именно сейчас?
https://monco83.livejournal.com/236438.htmlОчевидно, некто Дюков, в отличие от нас, его критиков, не признает существование общественного сознания (выражением, инструментом, языком которого и служат успешные политики).
И Ваджра не проговаривает, признает ли он существование общественного сознания. Скорее всего, он даже не думал об этом. (Хотя он уже ввел идеологию, которая и есть форма общественного сознания.)
Существование общественного сознания не признают субъективный идеализм и позитивизм. Признают объективный (гегельянщина) и марксизм. Также неявно признает религиозное сознание, но обозначает его словом Бог.
Разница между марксизмом и др. объективными системами в том, как объяснить феномен общественного сознания и найти его источник.
С индивидуальным сознанием просто: есть субъект, он и есть носитель сознания. Оно субъективно.
Если есть общественное сознание, значит есть и его носитель. Объективный носитель, мыслящий объект, что есть бред.
Из другого разговора:
Виктор Сергеев: у идеализма имеется мощный гносеологический корень. Точно так же, как очевидно, что Солнце всходит на востоке и, сделав полукруг, затем садится на западе, точно также очевидно, что человек, прежде чем произвести какое-то действие в окружающем (материальном ) мире, сначала составляет его план в своей голове. То есть в повседневной жизни - по видимости - идея предшествует действию.
Я: О, это тонкий и принципиальный момент - когда обнаруживает себя социальная материя. Индивид руководствуется субъективными соображениями, класс - объективными интересами. Поэтому марксизм так связан с классовым подходом.
А в повседневной жизни идея несомненно предшествует действию каждого индивида.
Итак, общественное сознание формируется объективными интересами, которое можно найти только на достаточно высоком уровне абстракции, на котором обнаруживают себя классы. Класс - носитель объективного сознания. Иногда, скорее редко, чем часто, он как бы "приходит в себя" и действует как субъект. Наверное, это хотел сказать Лукач в кн. "История и классовое сознание".
PS.
в зазоре между классом и индивидуальным сознанием и находится Партия, которая субъективно формулирует объективные интересы и действует как вполне материальное коллективное тело, носитель субъективного отражения объективного сознания. Проще всего (но не хорошо), когда это прямо в одном индивиде - вожде - и воплощается.
PPS.
Кстати, недавно появился мыслящий объект - это генеративный ИИ. Вещь логически невозможная, поэтому этот интеллект и есть имитация, фальшивка. Новое он создает компиляцией старого. Хоть и оказалось, что большая часть человеческой интеллектуальной деятельности всегда была такой компиляцией.
Настоящий интеллект д.б. не объектом, а субъектом - личностью, деятелем, включенным в общество. Такая виртуальная личность (аналог парализованного инвалида, с возможностью протезирования органов движения) вполне возможна, но д.б. воспитана в обществе, чтобы не оказаться опасным моральным уродом.