1. Католик очищает только совесть, православный очищает совесть и сердце
Покаяние и исповедь в Православии и католичестве сходны по форме, но существенно различаются по своей сути и содержанию.
.
Католик идет исповедоваться, когда он согрешил против заповедей Божьих и когда совесть обличает его. Для него грех - это совершение преступления перед Богом, покаяние - это очищение совести; Бог для него - строгий судья, а Церковь - карающий орган, так как он знает, что за свои грехи будет наказан.
Исповедь православного - это не только избавление совести от грехов; но это также - очищение сердца от страстей и пороков, гнездящихся в нем.
Православный знает, что человек потому и грешит, что душа его повреждена гордыней, страстями, злобой, завистью, ревностью, себялюбием, честолюбием, ненавистью и прочими пороками человеческими. Поэтому православный христианин не только исповедует сами грехи, но также стремится искоренить и причину греха в своем сердце. Он старается быть максимально внимательным к себе, своим мыслям, чувствам, словам, поступкам, побуждениям.
2. Православный христианин - воин духа, для него покаяние - средство духовной брани
Настоящий православный христианин - это борец, воин духа, который постоянно пребывает в духовной борьбе со злом в самом себе.
Исповедь для православного - это, прежде всего, очищение сердца от всякого зла, которое по словам Христа, гнездится в сердце каждого человека. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мрк. 7:20-23)
Для него покаяние - это духовная борьба, непрерывная работа личности над собой.
Количество исповедей не ограничено. Христианин может исповедоваться всякий раз, когда чувствует в этом необходимость, когда совесть обличает его, когда душа требует очищения.
С каждым таким покаянием душа православного христианина всё более и более очищается, умиротворяется, светлеет. Исповедавшись, он испытывает чувство огромного облегчения, освобождение от гнета накопившихся страстей и тягот душевных. Каждая исповедь всё более приближает человека ко Христу.
3. Для католика исповедь - это раскаяние преступника перед Богом, для православного, прежде всего, - очищение сердца от всякого зла, надежда на милость Божью
Различается сам смысл исповеди у православных и католиков
.
Если для католиков исповедь есть раскаяние провинившегося грешника, преступника, согрешившего перед Богом, ожидающего наказания за свои грехи, то для православного покаяние есть волевой акт свободной личности, осознавшей умом и прочувствовавшей сердцем всю греховную сущность своей натуры, весь ужас своего греха, всю свою нечистоту перед Богом, горько сокрушающейся, раскаивающейся в этом, стремящейся к исправлению. Это одновременно - и плач о своей греховности, и надежда на милость Божью.
При этом, православный, в отличие от католика, Бога воспринимает не как сурового Судью, гневающегося и наказующего, а как доброго и любящего Отца, желающего всем людям исправления и спасения. Церковь он воспринимает не как орган наказания за прегрешения, а как духовную лечебницу, врачующую его духовные раны.
Таким образом, главная разница в покаянии православного и католика состоит в самом смысле покаяния.
Смысл покаяния для католика - только лишь очищение совести от частных грехов и проступков.
Смысл покаяния для православного это, прежде всего - очищение сердца от самой склонности к греху, от его явных и тайных грехов, страстей, пороков; в том числе и очищение совести; в целом же - исправление и нравственное усовершенствование самого себя по заповедям Христа и по образу Божьему.
Таким образом, если католик борется только со следствием греха в себе, то православный, борется не только со следствием, но прежде всего, стремится искоренить причину греха в своем сердце.
Использованы материалы статьи сщмч. Илариона (Троицкого) "Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве"
Источник:
http://tyhomir.livejournal.com/14421.htm l