В статье Э.Крюкова «О «Русском марше-2017» и несостоявшейся «народной революции»(газета "Суть времени" №255 от 22.11.2017г.) подробно разобраны причины провала заявленной В.Мальцевым «революции», читай - майданного переворота. Сделаны правильные выводы, что горячая фаза событий погашена превентивными мерами, но все риски возникновения уличных беспорядков остались. Более того, подготовка к ним продолжается и отсутствие массовых беспорядков на заявленные Мальцевым 5 ноября 2017г. говорит только о переносе данных событий на более поздний срок.
К причинам спада уличной активности нынешней осенью нужно добавить еще одну - предстоящие выборы президента РФ весной 2018-го.
Любая раскачка ситуации за полгода до этого события - это фальстарт и как следствие ослабление силы дестабилизирующего удара. Россия несмотря на все усилия ее противников сохранила свою государственность и подошла к очередным выборам своего президента. Это событие в условиях политической нестабильности всегда уязвимая временная точка для любого государства и для России, в нынешнем ее состоянии, конечно, тоже.
По вопросу о радикалах, точнее способности или неспособности нарастить число своих сторонников, до размера достаточного для запуска деструктивных уличных событий. Нынешний период характеризует на первый взгляд парадоксальная ситуация - вместе с ростом поддержки лидера государства происходит и рост протестных настроений в обществе. Связано это с откровенным ухудшением экономического положения большой массы людей в нашей стране.
Среди них можно выделить несколько групп:
1) Государственные и муниципальные служащие, чиновники среднего уровня, доходы которых отстают от дорожающей жизни. В приватной беседе руководитель одного из таких предприятий пожаловался, что до кризиса сотрудники могли себе позволить отдых за границей один или даже два раза в год, а нынче от таких поездок пришлось отказаться и что-то вроде того что люди устали, что люди ждут перемен.
2) Бизнес в этом году получил резкое увеличение размеров штрафов и расходов связанных с отчетностью. Это приводит к закрытию средних и особенно малых предприятий. Малый бизнес, по сути - форма самозанятости. Человек закрывая малый бизнес в условиях падающей экономики остается зачастую просто безработным. И армия этих грамотных, инициативных не нужных падающей экономике людей постоянно растет.
3) Поскольку падает спрос на товары и услуги падают и объемы производства, что приводит к замораживанию или даже уменьшении зарплат рабочих и служащих. По разным секторам экономики ситуация разная, но сектора которые заметно просели за время кризиса определенно есть.
Все это происходит на фоне рассказов высших должностных лиц из правительства, что дно кризиса пройдено, про начало экономического роста, роста собираемости налогов и так далее. Люди живут хуже, а по телевизору им рассказывают, как у них все хорошо. Возникает справедливое недовольство, связанное с ухудшением жизни, а ложь с экрана это недовольство усиливает, поскольку понимается как отсутствие реальных планов и действий направленных на выход из кризиса.
Соглашусь, масса этих недовольных людей в основном инертна в политическом плане и на радикализацию неспособна. Однако, события на Болотной площади показали, что часть из них к активным действиям готова. Плюс, новизна ситуации в том, что к протестной группе добавились подростки - «онижедети», которые действительно, дети, в том числе и тех родителей которые закрыли свой бизнес, потеряли работу. Смогут ли эти, пусть даже политически лояльные взрослые убедить своих детей не принимать участия в протестах? Какими аргументами, тем что они молчат или бухтят что-нибудь на кухне и при этом опускаются в нищету? Для юношеского максимализма это только анти-пример, показатель как жить нельзя. А вот как поступать нужно обязательно научат «настоящие» герои, пламенные борцы за все хорошее, против всего плохого.
Таким образом, с сожалением приходиться констатировать: протестная масса населения неумолимо растет и объективно толкает к росту радикальную часть общего гражданского протеста. Все это вызревает к весне следующего года. Обострение неизбежно. Нас ждет очередная проверка нашего государства на прочность.