Dec 09, 2013 21:14
Подходит к концу 2013 год и подведение музыкальных итогов - в сокращенном, конечно же, варианте - видится мне вот так:
На финишную прямую из какого-то драконьего подземелья с мрачным величием выползает черный гусеничный зверотанк, корежа бетон и покрывая округу пеплом. На чугунной башне монстра горящая во тьме цифра «13». Мегатонны оружия возмездия. Залп! Прямое попадание в тщедушные тельца священников-педофилов. Рикошетом задет Сатана. Он тяжело ранен, но не убит. Он изрыгает в бессильной звериной злобе: «God Is Dead!» Башню от такого заявления не сносит - отпирается крышка люка. В нем появляется голова профессора Тони Айомми. Он заверяет нас в продолжении боя с Сатаной в 2014 году. Битва будет страшной и под соответствующий аккомпанемент. Победа, нас заверяют, будет за нами! Да, друзья, музыкальный мир 2013 года был плотно затянут вселенской тучей Black Sabbath.
Не хочу показаться навязчивым, относительно моих героев, но привиделся мне в ночь на 4 декабря сон, будто стою я в преддверии какого-то гостиничного холла и жду Black Sabbath. И вот входят они, и Айомми протягивает мне руку - ту, что без двух фаланг - и говорит: - Читали мы тебя. И все. Проходим мы, значит, в холл. Там стоят столы с жареными гусями. А мы садимся за пустой стол - дубовый, мрачный, без скатерти и без гусей. Молчим. Я вопрос сочиняю мучительно, а что спросить у Айомми, убей меня, не знаю. Тут Терри Батлер обнаружил в укромном углу электрическое детское пианино - веселенькое такое, красное и о двух рядах, словно moog какой. И как он сбацал на нем «July Morning»! У-ух! А Айомми даже ухом не повел, а мне так показалось, должен был как-то отреагировать, а? Тут откуда-то вышла дама в вечернем платье с гитарой, более похожей на распрямленную арфу - романсы играть собралась, не иначе. Пока она настраивалась, подкатила к крыльцу ярко-красная «Газель». Black Sabbath в ней удобно разместились и умчали. Далее я стал поедать жареного гуся и слушать арфогитару. Да, забыл сказать, что Оззи Осборна с нами не было. Наверное, отмечал свое 65-летие. Пропил, короче, весь мой сон…
Но вернемся на дорогу, ведущую к Грэмми, золоту и платине. Ноздря в ноздрю с вышеописанным военно-промышленным чугунным комплексом за номером «13», движется белоснежный внедорожник с пурпурными знаками «?!» Как ни старались, а бок, что о бок с танком изрядно закоптился. Меж тем, на этом авто Deep Purple объехали с гастролями 30 городов. Просто потрясающая работоспособность! Есть, однако, у меня крамола за пазухой. Альбом под знаком «?!» достоин как минимум знака качества, но вызывает у меня лично в трех местах следующие ассоциации: композиция Above and Beyond - концентрированный Genesis, грандиозное посвящение памяти Джона Лорда Uncommon Man - концентрированный YES, и заключительная вещь Vincent Price - разбавленный Black Sabbath. Забудьте. Этот долгожданный альбом - настоящий и дорогостоящий подарок фанам хард-рока всей планеты!
Вот едет черный лимузин с затонированным лобовым стеклом. Мы не видим лица, но нам достаточно одной изящной белой руки, что бы воскликнуть: «Да это же Боуи!» Спустя молчаливое десятилетие, Дэвид наградил истинных ценителей своего творчества. И они получили то, чего хотели - The Next Day. Брависсимо!
Четверка гнедых запряжена в роскошную винтажную карету. В карете царят боголепие и Кен Хэнсли с огромным органом. Кена многое тревожит, отсюда соответствующий музыкальный настрой и само название нового альбома - Trouble. Энергично-печально и предсказуемо красиво.
На заднем сидении темно-вишневого кабрио удобно и вальяжно расположился Род Стюарт. Он весь в коже и с удовольствием слушает свое новое музыкальное творение - Time. Что ж, всему свое время, но данный тайм весьма хорош - много лирики, много легкого драйва, словом, status quo.
Собранный и серьезный Джо Сатриани - гитарный виртуоз планеты Земля - едет за рулем ярко-оранжевого мустанга - в цвет любимой гитары. В 2013 году соткал из семи нот Unstoppable Momentum. В дебрях «ничего не найдено» Сатриани нашел все то, что любо и дорого слушателям жанра - великолепные мелодии, мастерство, качество и еще раз качество!
Все остальное пространство финального шоссе занято велосипедистами и детсадовцами в колясках, влекомых вперед крепко сбитыми менеджерами. Представители ультрановых волн, компьютерных примочек, виртуозы рэпа, внуки панков в красочных наколках - они искренне и открыто презирают стариков, которые до сих пор зачем-то играют рок.
В небо взмывает черная птица. Это дрозд. Он парит над этой чудной процессией и видит то, что скрыто до поры до времени участникам финальной гонки. Если бы дрозд умел, он бы воскликнул: «Это еще что за песня?!» На обочине нашей трассы медленно передвигается асфальтоукладчик. Рабочие веселы и довольны, поют песенку. Слышны слова:
«On my way to work
As I was clocking in
I could see everything
How it came to be».
По свежеиспеченному асфальту с королевской неспешностью движется черный роллс-ройс. В нем сидит человек, воспевший и возвысивший своими словами и музыкой все, что ни есть в этом мире и вне его пределов. Мегазвезда 60-х, предводитель оркестра в бегах 70-х, мастер топора войны и труб мира 80-х, сочинитель ораторий и фортепианных пьес 90-х, художник, обладатель всех мыслимых и немыслимых наград 2000-х и, наконец, автор потрясающего альбома New 2013 года. Пол Маккартни. Он вновь помолодел, снова влюблен и дает нам реальную возможность возвратиться в битловское время - пятое время года во веки веков!
Я всегда полагал, что после распада Великой четверки единственным человеком, пронесшим через десятилетия музыку и неповторимый ритм The Beatles, был Ринго Старр. Не будем упрекать его в отсутствии своего стиля, а воздадим ему должное за бережное, трепетное отношение к великим музыкальным традициям и за их сохранность.
Прежде чем приступить к обсуждению нового, насквозь «битловского» альбома Маккартни, надо сказать, что вы получите здесь столько любви, сколько вам нужно. Только не забудьте отдать самому мастеру хоть чуточку любви своей, потому что в мире, наверное, нет такого музыканта и композитора, которому пришлось выдержать такое чудовищное количество критики! И пес бы с ними, профессионалами - их хлеб, в конце концов - но был человек, которого Пол всю жизнь почитал как Бога и любил совершенно искренне (альбом «New» еще одно тому доказательство). Джон Леннон, разделив свою любовь поровну меж людьми, взял, да и забыл про Пола, а заодно и про Ринго с Джорджем. Все бывает и может, Джон Леннон с его могучей индивидуальностью по-своему выражал свои чувства к Полу с его безграничным талантом. Но это «по-своему» чаще принимало размеры от мелких колкостей, до безграничного, абсолютно неоправданного презрения. Пусть психологи пишут свои диссертации на эту тему, а мы точно знаем, что Маккартни всегда был полон чувством всепрощения. Тебе все простили, Джон, послушай New и прости всех нас.
Стыжусь, очень стыжусь своим незнанием английского в целом, так что всегда воспринимал творчество Пола по-своему. Мне бывало достаточно пары знакомых слов, что бы проникнуться самим настроением той, или иной его композиции. Так что до поры, до времени, не советую себе подобным тотчас же найти переводы новых песен и с головой в них погрузиться. Верю, что настанет время и появится поэт, который пронесет стихи Маккартни через вселенную своей души и даст нам возможность понять небо и ветер, детство и старость, одиночество и любовь. Иоганн Гёте назвал музыку Себастьяна Баха «Божественной мыслью перед сотворением мира». На то он и Гёте. А я подожду, потому что у меня пока таких слов для Пола нет. Подожди и ты, друг.
Итак, нас ожидает традиционно-великолепное начало. Бойкое, молодое начало, очень энергичное и заводное. Хай - класс! Но, согласитесь, если в самом начале прозвучало: «Спаси нас!», уже стоит призадуматься, а дальше что? Не бойтесь, сейчас гроза пройдет, мы сядем на только что подсохшую лавочку в сквере и попытаемся придумать, с кем нам оставить дома аллигатора. Именно таким вопросом был мучим герой песни Alligator.
В начале 90-х «новые русские» стали заводить в квартирах экзотических животных. Вот одна печальная повесть: одно безбедное московское семейство перед отъездом на курорт попросило другое семейство - тоже безбедное - взять к себе на время их домашнего пингвина. Всего-то метр с кепкой. Этого пингвина вместе с немереным запасом мороженной трески в холодильнике приемная семья однажды оставила дома без приглядки - с виду парень был совсем смирный. Возвращаются с вечеринки - ёкарный бабай! В квартире по колено холодной воды. Повсюду плавает треска - частью в размороженном виде, а частью уже побывавшей в пингвиньем животе. Вонища, разруха и предчувствие гражданской войны. Сам пингвин, довольный холостяцкой жизнью, купался в джакузи. Заметьте, самостоятельно научился открывать холодильник и воду в кране! Свой последний кульбит он нарочито продемонстрировал обалденной публике, видимо, в ожидании премиальных. Разбежавшись по скользкой плитке в обширной ванной комнате, он только что без крика «Да здравствует Антарктида!» грохнулся в джакузи, наполненное до краев ледяной водой. - Сука! - крикнула хором изрядно подмоченная публика, - а ну, стоять! А толку что - милицию не позовешь, 9-1-1 в полном отсутствии. Разгребайте сами! Так что аллигатор Пола Маккартни - дело серьезное, впрочем, разумеется, аллегоричное.
В композиции «По дороге на работу» есть классный музыкальный проигрыш. Энергичный мощный посыл вызвал у меня ассоциации с ритмом землекопов, подчиняющихся жесткой воле бригадира. Хотя, конечно, песня совсем не о том. Она передает искру от первой встречи с незнакомкой, когда воображение в миг умеет нарисовать завершенный холст будущего, причем, обязательно прекрасного.
А далее - мысль отвлекается - меняется рисунок, приходят какие-то воспоминания. Спокойствие вдруг сменяется тревогой, возникают какие-то смутные образы, претензии без адреса, недовольства на то, чего сам понять не можешь - ух, много чего приходит в голову человека без его спроса. Пол демонстрирует нам целую гамму переживаний, а между тем, мы замечаем, как Музыка уносит нас в далекий 1967 - год создания бесшабашного, веселого и сказочного мира «Magical mystery tour». А, как известно, «сказка - ложь, да в ней намек». Queenie Eye, наверное, заняла бы достойное место в девятом альбоме Битлз.
Следующая композиция - воспоминание - Early days. И в моей юности было много того, о чем можно вспомнить, а уж человеку, воспоминания которого связаны с именем Джон Леннон и The Beatles в целом, можно искренне позавидовать. Есть в этой песне один куплет, который достоин вашего внимания, несмотря на отсутствие в переводе изящной словесности. Просто констатация факта, если угодно:
Сейчас у каждого есть собственное мнение
О том, что сделано - то, или это.
Но мне не понятно, как они могут это помнить,
Когда их не было там, где все происходило.
Что называется, есть время собирать камни, брошенные «меткими» критиками, и время давать им сдачи. Браво, Пол!
А следующая вещь, собственно New по сути о тех, кому и о том, чему мы благодарны за вдохновение. Песня исполнена в духе Битлз времен «Сержанта Пеппера». А далее мы перемещаемся в 1966 год. В композиции Appreciate Пол припомнил приемчик Джона, которому показалось, что если музыку правильно записать, а потом прокрутить в обратную сторону - получится вообще как надо. С его легкой руки и нескольких миллиграммов ЛСД с минутной битловкой композиции Tomorrow Never Knows началась эпоха психоделического рока. Таким образом, отцы этого движения сдвигаются нами на второй план, несмотря на огромное к ним уважение. Да вы сами почитайте мемуар Ника Мэйсона. Привели на цыпочках малышей из «Pink Floyd» на студию Abby Road и сказали: стойте тихо, смотрите и запоминайте - сейчас Парни будут записывать Penny Lane, а если вам повезет, то мы вас Им представим. И отцы-психоделики стояли по стойке смирно, медленно распадаясь на аминокислоты, трепеща и тихо вибрируя от прикосновения к вечным ценностям. «Ты должен ценить этот день!» - подходящая строчка из новой песни Пола.
- Everybody out there! - крикнул как-то Джон в толпу на вечеринке перед выступлением Маккартни, - дайте же, наконец, послушать Гармонию! Это Леннон первый раз похвалил своего друга. Второй раз было так: Леннон случайно попал на студию, где Эллис Купер записывал свою знаменитую вещь Elekted. Джон сказал: - Чувак, хорошая песенка. Потом сделал театральную паузу и добавил: - Пол сделал бы лучше. А бедный Эллис был уже мертвый от осознания своего величия - с ним разговаривал сам Леннон! Так что Джон реально подсказал Куперу состояние, наиболее подходящее для его имиджа - великий и мертвый. Бог ты мой, какие были люди! Богатыри!
И да, чуть не забыл, песня «Эй, вы там!» - просто класс!
Прекрасна своею светлой грустью хвалебная песнь утреннему солнцу. Hosanna!
I can bet. Песня-вызов. Очень хорошо представляю себе courage героя. А далее «Глядя на нее» - горький привкус ревности. Пол великолепно обыгрывает вязкую тягость темной стороны любви.
А дальше - дорога. Дорога без начала и конца, из ниоткуда в никуда. Тревожное вкрадчивое ксилофонное вступление. Потрясающие звуки создает этот инструмент в минорной тональности. Ладно, пусть не он, а его электронный собрат - не важно. Важно настроение. А надо согласиться - Пол и его дороги очень нам дороги. Мы их любим.
Теперь я буду плакать, потому что на виниле точно не будет песни Struggle. А ведь это Imagine Пола Маккартни. Боже, сколько боли и отчаяния в этой схватке! Голос Пола и пиано. Потрясающий реквием! Кому? Наверное, Ему!
…Тут критик воскликнет: «Здесь все в черном цвете!» Ну, хорошо. Расскажу одну русскую народную сказку. Впрочем, чур меня! Он иных наших сказаний, да на ночь глядя, у бедного ребеночка волосы вставали дыбом так, что ни одна алюминиевая расческа не брала! Поэтому скажу то, что давно хотел сказать. Слава Богу, ряды кумиров нашего поколения еще столь крепки, что панки с новоделами отжимаются! Хватит еще на наш век мощных и торжественных мелодий, а состаримся мы, достанет тогда из сундуков наших сокровища шестидесятых годков прошлого века и будем про них слагать свои легенды, да сказания.
Так что, друзья мои, хочу на прощание всем вам пожелать вот чего: окропите свои раны мертвой водой Black Sabbath, умойтесь живой водой Пола Маккартни и будьте счастливы в наступающем 2014 году!
Евгений Вайман
sabbath & paul