30 сентября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 289. МОЖД-МЦК. Балтийская - Лихоборы
«Покажите мне Москву, москвичи, ну покажите мне её без прикрас. Мы пройдём по ней и мы помолчим, да потому что слов не будет у нас»,- пел ленинградский бард Александр Розенбаум. Если желание посмотреть непарадную Москву ещё не пропало, тогда садитесь в «Ласточку» и любопытство будет удовлетворено. Посреди действующих или заброшенных заводов и складов будет ждать приятный сюрприз - архитектурный ансамбль главной станции МОЖД «Лихоборы».
Смотрите старые фотографии. Покровское-Стрешнево. Обратите внимание на недальновидность инженеров, мост через Виндавскую железную дорогу слишком низкий и это стало проблемой для прокладки контактной сети. 1907 год:
https://pastvu.com/p/45194 На фото паровоз движется в сторону нынешней станции МЦК «Балтийская».
Ну кто мог тогда предвидеть грядущую электрификацию железных дорог? Уже с 1929 года на магистральных железных дорогах пригородные поезда на паровой тяге стали постепенно заменяться электропоездами, а в 1950-е началась массовая электрификация железных дорог СССР. На реконструкцию путепроводов Московской Окружной железной дороги требовались серьёзные капиталовложения и на кольце эксплуатировались только паровозы и тепловозы. Для запуска движения электропоездов по нынешнему МЦК пришлось сносить или реконструировать устаревшие сооружения.
«Балтийская» построена на территории бывшей железнодорожной станции «Братцево», возникшей в 1908 году как телеграфный пост. «Братцево» соединялась с Московско-Виндавской железной дорогой, подъездные пути вели к промышленным предприятиям и складам, но в 2000-е годы начался демонтаж этих веток, были убраны стрелки с главных путей, демонтированы сигналы. А здание вокзала было разбомблено в годы войны.
Смотрите старые фотографии. Телеграфный пост «Братцево», жилой дом. 1907-1908 гг.:
https://pastvu.com/p/85897 (сохранился, но находится за забором на территории завода «Авангард»)
«Братцево». 1907-1908 гг.:
https://pastvu.com/p/85718 Здание сохранилось в перестроенном виде и используется как «Усадьба Банная».
«Балтийская» в проекте называлась «Войковской», но, во-первых, это имя уже носит станция метрополитена, а во-вторых, сама личность революционера Петра Войкова вызывает неприязнь части общества. Дело в том, что в годы Гражданской войны он участвовал в организации расстрела императора Николая II, причисленного Церковью к лику святых новомучеников. После войны Войков проявил незаурядные дипломатические способности и занимал пост полномочного представителя СССР в Польше. В 1927 году он был застрелен в Варшаве террористом из числа белоэмигрантов. В память о дипломате, несмотря на вражеские угрозы выполнявшего служебный долг, станция московского метро получила название «Войковская».
К метро возможно пройти через торговый центр «Метрополис», построенный на месте старинного Механического завода по выработке нагревательных приборов для центрального отопления «Бр. Кертинг» русского общества машиностроительного завода. Предприятие со столь длинным названием было основано в 1898 году, а в советские годы стало известно как Московский чугунолитейный завод имени Войкова. По соседству находилось ещё одно закрывшееся предприятие - завод «Мосшлифинструмент».
Смотрите старые фотографии. Завод имени Войкова. 1990 год:
https://pastvu.com/p/437707 По воспоминаниям горожан, «грязное» производство буквально отравляло жизнь жителям Ленинградки, ветер разносил зловоние по округе на несколько километров и после ликвидации завода войковцы вздохнули с облегчением.
Монумент в память о не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Вероятно, прежде находился на заводской территории.
Даже если идти к метро по улице, не задерживаясь в метрополисовских бутиках, дорога займёт 7-8 минут. На площади можно увидеть бывший кинотеатр «Варшава», переделанный в ресторанный комплекс, в небольших залах которого и кино тоже можно посмотреть.
На поляне в центре трамвайного разворотного круга стоит один из старейших трамвайных павильонов (1926 год, архитектор Е.Шервинский)
На перегоне «Балтийская»-«Коптево» ведутся работы по благоустройству прилегающей территории
По левой стороне обширные пространства занимала ещё довоенная продуктовая база. Говорят, здесь хранились стратегические запасы хлеба и бакалеи. Пока старые склады занимают различные арендаторы, но уже есть проекты застройки этой промзоны современным жильём.
Один из проектов реализован на месте винного складского комплекса «Абрау Дюрсо» и братцевской птицефабрики, о которой и не все старожилы помнят. Занятно, что жилые дома возвели прямо посередине неблагополучного района в окружении уже упомянутых складов, СИЗО № 5, противотуберкулёзного диспансера, а с верхних этажей открывается вид на Головинское кладбище.
Оказавшись случайно в жилом комплексе «Головино», попадаешь в западню, не зная как отсюда выбраться - вокруг глухие заборы. Выход один - к Коптевскому путепроводу и Нарвской улице, мимо опустевшего постамента, снесённых ворот и старой вывески службы быта.
Нарвская улица, № 6к1 - жилой дома 1950 года постройки
На улице Клары Цеткин находится Московский комбинат игрушек, созданный в 1963 году и специализирующийся на выпуске настольно-печатных игр и игрушек из полимеров. За ним - Управление механизации № 3 и Московский машиностроительный завод «Авангард».
Пейзаж, конечно, скучноватый, но зато как хороша старинная усадьба Михалково на берегу Головинских прудов! В XVII веке поместьем владели государственные люди, сначала Антон Загоскин, затем Иван Дашков. Вокруг деревянного господского дома и пруда был разбит плодовый сад, а пейзане трудились на окрестных полях, выращивая рожь, овёс и ячмень. Имение переходило из рук в руки, пока его владельцем не оказался генера-аншеф Пётр Панин. Для пожилого военного, героя сражения под турецкой крепостью Бендеры, Михалково стало летней резиденцией.
Пётр Панин занялся реконструкцией по проекту, который приписывается Баженову, но доподлинно известно только то, что реализовал идею на практике семейный архитектор Паниных, управляющий михалковской усадьбой Пётр Плюсков. Строительство усадебного комплекса продолжалось с 1780 по 1784 год. Новая усадьба напоминала крепость (ну генерал же), где за кирпичной оградой в центре стоял главный дом, два корпуса и два флигеля. Западные, восточные и южные парадные ворота обрамлялись изящными сторожевыми башенками, а прилегающий парк украсили беседки красного кирпича.
Шли годы, десятилетия, усадьба приходила в упадок, главный дом сгорел, перестраивались флигели, разрушались декоративные стены, не стало оранжерей, плодового сада и всё, что можно увидеть во время прогулки по Михалково, восстановлено уже в наши дни.
Неподалёку находились производственные мощности Товарищества суконной мануфактуры Иокиш, национализированные после революции и ставшие известными как Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева. Сейчас в корпусах прядильно-ткацкой фабрики располагаются загадочные лофты. А в доме текстильного фабриканта В.Иокиша живёт разный приезжий люд. Некоторые фабричные здания рассыпались до состоянии руин.
Самое время вернуться к Московскому центральному кольцу на станцию «Коптево», которая на момент открытия регулярного движения оказалась не готова принимать пассажиров.
Смотрите старые фотографии. Михалковский путепровод. 1986 год:
https://pastvu.com/p/25447 На этом месте построили станцию «Коптево».
Трамвайное кольцо «Михалково» в проезде Черепановых появилось в 1980-х годах одновременно с постройкой нового моста через Окружную, а вообще трамваи ходят сюда с 1923 года. Разворотный круг прежде находился ближе к ныне заброшенному Дому культуры «Железнодорожник».
Вот она - главная станция Московской Окружной железной дороги - «Лихоборы» (не путайте с одноимённой станцией МЦК), здания которой, в основном, построены по проектам профессора Императорской академии художеств Александра Померанцева. Как и на других станциях Окружной дороги, пассажирский вокзал и жильё железнодорожников оказались на внутренней стороне кольца, а технические и воинские постройки - на внешней. С назначением большинства объектов и их чертежами можно ознакомиться в живом журнале:
http://ru-railway.livejournal.com/1967916.html
На станции «Лихоборы» построили и единственное на Окружной дороге паровозное депо. Архитекторы и инженеры использовали веерную планировку депо с поворотным кругом. По ходовому пути локомотив заезжал на поворотный круг, который начинал вращение и останавливался напротив свободного стойла в здании депо. В советские годы в стойла заселились тепловозы.
Нефтекачка заправляла паровозы, работающие на жидком топливе. На первом этаже нефтекачки находился насос, подающий топливо в раздаточный бак на втором этаже, а оттуда нефть поступала в тендер паровоза.
Дом коменданта. На Пакгаузном шоссе находились продовольственный пункт на 1200 человек для солдат из воинских эшелонов, дом коменданта, казарма. Некоторые постройки скрыты за заборами ведомственных учреждений и предприятий.
Дом начальника участка службы пути, где находились его служебная квартира и рабочая контора, сейчас занят продуктовым магазином.
Казарма для команды воинского продовольственного пункта. Другие постройки пункта сохранились в перестроенном виде за забором на территории ВНИИЖГ.
Водоёмное здание. В башне находились накопительные баки для воды, которая через систему водоводов и гидравлических колонок поступала в станционные здания и заливалась в паровозы.
Водоподъёмное здание - помещение для насосов, закачивавших воду в баки водонапорной башни.
Пассажирское здание построили небольшое, так как станция «Лихоборы» находилась в малонаселенной местности. При вокзале предусмотрены два зала ожидания, телеграф, телефонный узел, багажное отделение, контора начальника станции.
Дом начальника участка тяги легко опознать по модерновым завитушкам и металлической фигурке совы. В обязанности начальника входило руководство всей паровозной службой окружной дороги. Автором проекта мог быть Фёдор Шехтель.
Для сотрудников дороги спроектировали жилые дома десяти типов. Руководство получало отдельные квартиры, персонал (телеграфисты, стрелочники, сторожа) - комнаты в общежитиях. Жилой дом 10 типа как раз построен по принципу общежития с общим коридором и санузлом.
Жилой дом 2 типа для проживания младших станционных служащих (слесарей, стрелочников, сцепщиков)
Жилые дома 3 типа строились почти на всех станциях для служащих старшего и младшего состава железной дороги
Жилой дом 6 типа с квартирами для начальника станции, его помощника, старшего телеграфиста и комнатами для жандармов, дворников и сторожей
Жилой дом 8 типа предназначался для начальника станции и его помощника
В 1930-е годы жилой фонд дороги пополнился двумя кирпичными домами, возведёнными на деньги сотрудников, объединившихся в строительный кооператив. Аббревиатура 5.Р.К.Ж.Д. означает «5-й район Курской железной дороги», к которой относилась Окружная дорога.
В Лихоборах сохранились четыре башни постов централизованного управления стрелками и сигналами. Дежурный наблюдал за ситуацией с высоты второго этажа. Это типовой проект поста: для лучшего обзора предусмотрены большие арочные окна и балкон, на который мог выйти дежурный.
Местные жители остались довольны благоустройством прилегающей к кольцу территории: проезд Черепановых лишился гаражей и мусорных свалок. Но есть и альтернативное мнение многолетних владельцев этих самых гаражей, которые считают, что полученной компенсации за снос прежнего автостойла не хватит на место в современном паркинге.
Станция МЦК «Лихоборы»
Стройка в Лихоборах не прекращается - здесь прокладывают автомобильную трассу (Северо-Восточную хорду) и меняют коммуникации.
По путепроводу через линию Октябрьской железной дороги «Ласточка» отправляется к станции МЦК «Окружная».