28 сентября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 288. МОЖД-МЦК. Хорошёво - Стрешнево
Промчавшись мимо старинной станции «Пресня», электропоезд ныряет под путепровод Звенигородского шоссе и замедляет ход возле станции МЦК «Хорошёво». За окном успели промелькнуть гаражные кооперативы и завод железобетонных изделий. А впереди - узловая станция МОЖД «Серебряный бор».
Перегон «Шелепиха»-«Хорошёво»
Возле здания Российского геологического фонда небольшая выставка камней
Вблизи железнодорожных путей есть небольшой открытый участок речки Таракановки, которая в былые времена ещё не была загажена промышленными отходами. В XVIII веке по течению реки было устроено пять плотин, и в образовавшихся прудах местные жители ловили рыбу. За жилыми домами Хорошёвского шоссе развернулось масштабное строительство Третьего пересадочного контура метрополитена.
Хотя на схемах МЦК пассажирам рекомендуют делать здесь пересадку на метро, станция «Полежаевская» находится на приличном расстоянии. Зато возле метро можно увидеть последний сохранившийся на Хорошёвке квартал послевоенных коттеджей.
На пересечении Хорошёвского шоссе и улицы Зорге установлен памятник советскому разведчику. В 1929 году Рихард Зорге начал сотрудничать с Разведуправлением РККА и вскоре был командирован в Японию. Чаще всего имя разведчика, работавшего под псевдонимом Рамзай, упоминается в связи с подготовкой вторжения нацистской Германии в СССР. Япония была союзником Германии и сюда поступала ценная информация о приготовлениях к войне. Благодаря профессионализму Зорге секретные сведения шифровками передавались в Москву. В частности, Рамзай сообщал о нежелании Японии участвовать в войне против Советского Союза, что позволило Ставке осенью 1941 года перебросить свежие и хорошо обученные сибирские дивизии на оборону Москвы.
В октябре 1941-го Зорге был арестован японской полицией и приговорён судом к смертной казни. По окончании войны документы японских спецслужб о деятельности Зорге и его резидентуры попали в руки американцев и стали достоянием гласности. В СССР первые публикации о подвиге Рихарда Зорге появились в 1964 году и ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Имя Рихарда Зорге увековечено в названии следующей станции МЦК (первоначальный вариант - «Новопесчаная»), которая несколько припозднилась с открытием. В первый месяц работы кольца поезда следуют мимо без остановки.
Одно из ответвлений Московской Окружной, проложенное вдоль улицы Берзарина, а на Народном Ополчении вроде бы ещё сохранился железнодорожный переезд.
Улицу Зорге можно условно поделить надвое: чётная сторона состоит из жилых кварталов панельных и кирпичных домов, а нечётная, вдоль железной дороги, занята гаражами, автосервисами, мойками, дилерскими центрами. Для пассажиров будет построен пешеходный мост от улицы Зорге до станции МЦК.
Среди сталинок, украшенных «архитектурными излишествами», попался неухоженный фасад НИИ «Медстатистика»
По нечётной стороне улицы Зорге вдоль железной дороги много пространства, которое неспешно осваивается под жилую и офисную застройку. Какие доступны товары и услуги - подскажут граффити.
Смотрите старые фотографии. Ориентация промзоны на техобслуживание автотранспорта сложилась ещё в советские годы. 1986 год:
https://pastvu.com/p/26341 На заднем плане могучие постройки ТЭЦ-16, фундамент которой был готов в 1941 году, а завершилось строительство в конце 1950-х.
Смотрите старые фотографии. Пассажирское здание на остановочном пункте Военное поле. 1907-1908 гг:
https://pastvu.com/p/85357 То же здание, которое можно опознать разве что по надписи на фасаде. 1987 год:
https://pastvu.com/p/27622 (не сохранилось)
Эти места имеют самое непосредственное отношение к истории Московской Окружной железной дороги - об этом на сайте Архнадзор
http://www.archnadzor.ru/2016/09/05/voennoe-pole/ рассказывает историк Юрий Егоров: станция «Зорге» «находится точно на месте существовавшего здесь остановочного пункта Военное Поле, построенного вместе с Окружной железной дорогой в 1905-1907 годах. Название Военное Поле - старинный московский топоним, существовавший в этом месте много десятилетий. Часть обширного Ходынского поля вдоль нынешней Окружной железной дороги ещё с середины XIX века здесь занимали военные лагеря - пехотный, артиллерийский, юнкерского училища, несколько казачьих и другие. Кроме самих лагерей, то есть казарм, здесь были учебные полигоны и даже стрельбища, в том числе «стрелковый вал» для тренировки артиллеристов.
Для обслуживания военных лагерей и удобного подвоза к ним солдат построили остановочный пункт, который так и назвали - Военное Поле. В случае необходимости к нему легко можно было подвести подъездные пути от лагерей - все нужные для этого здания и сооружения были построены заранее, вместе с остальной дорогой. Военные лагеря располагались здесь до конца 1950-х годов, сейчас на этом месте находятся жилые кварталы.
Автором зданий на Военном Поле был главный архитектор Окружной железной дороги - знаменитый Александр Померанцев: именно его подпись стоит на сохранившихся исторических чертежах. Здание вокзала Военное Поле было выдающимся не только среди построек Окружной - это был один из интереснейших московских вокзалов с ярким и необычным архитектурным решением. Здание представляло собой сложную многообъёмную композицию переменной высоты и этажности, с богатым и разнообразным декором и ассоциировалось прежде всего со сказочным теремом. Вход в здание со стороны города был выполнен в виде крыльца с шатровой кровлей и венчающим её шпилем, изящными пилястрами. К сожалению, Военное Поле является одним из немногих мест на Окружной дороге, где историческая застройка утрачена полностью».
Смотрите старые фотографии. Военное поле. Жилой дом. 1907 год:
https://pastvu.com/p/26415
Сразу за Песчаным путепроводом расположена станция МЦК «Панфиловская» (первоначальный вариант - «Ходынка»), названная по проходящей параллельно улице Панфилова. Иван Панфилов был ветераном Первой Мировой войны, в Гражданскую воевал в Чапаевской дивизии, а осенью 1941 года уже в звании генерал-майора держал оборону на подступах к Москве. Его 316-я стрелковая дивизия, укомплектованная в основном бойцами, призванными из Казахской и Киргизской ССР, оказалась одной из самых боеспособных благодаря хорошей подготовке на учениях и тактическим приёмам Панфилова. Он применял систему глубоко эшелонированной артиллерийской противотанковой обороны и подвижные отряды заграждения. Потерпевший поражение немецкий генерал Эрих Гепнер назвал панфиловцев «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти». Иван Панфилов погиб под миномётным обстрелом в районе Волоколамска в ноябре 1941 года.
«Панфиловская» - одна из пяти станций МЦК, открывшаяся с опозданием
За кирпичными домами улицы Панфилова спрятался Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основанный в 1923 году. В товарищество «Сокол» вошли сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. Паевые взносы были довольно высоки, хорошо иметь домик в деревне на столичной окраине, но накладно.
Дома на площади в 21 гектар строились по индивидуальным проектам архитекторов Николая Марковникова, братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, Ивана Кондакова, Алексея Щусева. На каждый участок приходилось примерно девять соток. К началу 1930-х годов было возведено 114 жилых домов, два продовольственных магазина, детский сад, открылись столовая и библиотека. Поселковые улицы назвали в честь русских живописцев, отчего возникло неофициальное название - Поселок художников.
С 1936 года в рамках концепции строительства рабочих городков, на Соколе стали появляться и многоквартирные дома, разбавившие колоритную деревенскую натуру. Сейчас посёлок и вовсе теряет уникальность: собственники активно сносят деревянное «старьё», возводя современные фазенды на свой вкус.
Ограда общежития МГУПП
Один из выходов станции «Панфиловская» ориентирован на улицу Маршала Рыбалко, где на месте бывшего бронетанкового ремонтного завода Минобороны появился большой кремовый «торт» с глазурью и свечкой-башней - жилой комплекс «Маршал», спроектированный архитектором Михаилом Филипповым. От предприятия остались богатые ворота и танк Т-34-85, установленный на заводской территории 9 мая 1985 года и перемещённый в сквер возле кинотеатра «Юность» (кинотеатр работает на первом этаже жилого дома 1955 года постройки).
Украшение этих мест - ансамбль узловой железнодорожной станции МОЖД «Серебряный бор»: пассажирское здание (архитектор Александр Померанцев), багажное отделение, путевая казарма, сторожка и два стрелочных поста. В вокзале находились пассажирские залы I, II и III классов, контора начальника станции, телеграф. Жилые дома 2-го и 3-го типов для сотрудников и мелкие постройки не сохранились. Станция получила название по стоявшему вокруг неё вековому сосновому бору, носившему в старину название Серебряный Бор, а позднее - Большая Всехсвятская роща. Именно отсюда 19 июля 1908 года отправился праздничный поезд с официальной делегацией, открывающий регулярное движение по МОЖД.
Известен список всех объектов станции: пассажирские платформы, пассажирское здание, помещение для багажа, отхожее место, погреб для керосина, мусорная яма, пожарный сарай, будки центрального управления, водоподъёмное здание, водоёмное здание, жилой дом типа № 2, жилой дом типа № 3, казарма, три сторожевых дома, товарные платформы и пакгауз, товарная контора и весовой помост, колодцы, стрелочные будки. Схема станции:
http://mozd.livejournal.com/13940.html Смотрите старые фотографии. Серебряный бор. 1907-1908 гг.:
https://pastvu.com/p/85708
Здание с колоннами построили позднее то ли рядом с небольшим пакгаузом, то ли на его фундаменте.
Смотрите старые фотографии. Жилой дом. 1907 год:
https://pastvu.com/p/53677 Пост централизации стрелок. 1907 год:
https://pastvu.com/p/85710 То же место, но в 1963-1964 годы:
https://pastvu.com/p/21586
Ещё один пост
На противоположной стороне станции «Серебряный бор» находился продовольственный пункт для питания солдат из воинских эшелонов, рассчитанный на 1200 человек. В состав пункта входили: столовая, кухня, ледник, кладовая с погребом, навес для дров, отхожее место, помойная яма, дом для команды, дом коменданта со службами.
Смотрите старые фотографии. Воинская столовая. 1904 год:
https://pastvu.com/p/19363
Здесь хватает кирпичных пакгаузов разных лет постройки и на первый взгляд сложно определить, что именно сохранилось с открытия МОЖД.
Смотрите старые фотографии. 1-й Волоколамский путепровод. 1949 год:
https://pastvu.com/p/481519 Снесён в 2015 году при реконструкции МОЖД.
Рельсы МЦК проходят под путепроводом Волоколамского шоссе и вот она - станция «Стрешнево» (первоначальный вариант - «Волоколамская»).
Переход в сторону парка Покровское-Стрешнево
Постояв пару минут, «Ласточка» трогается. Справа за окнами мелькают жилые кварталы, а слева раскинулся живописный парк Покровское-Стрешнево. Семь прудов на реке Чернушке находятся совсем близко от железной дороги, а вот до усадьбы придётся прогуляться.
Путь к усадьбе будет лежать мимо давно закрытого аварийного вокзала станции «Покровское-Стрешнево» Московско-Виндавской железной дороги (Рижское направление МЖД), построенного в 1908 году. В советское время здесь был станционный кассовый павильон, в 1930-1950-е годы общежитие для железнодорожных рабочих, а потом памятник модерна окончательно пришёл в упадок и выставлен на торги. За ним уже выросло здание социального гражданского госпиталя «Красная звезда».
Смотрите старые фотографии. Станция Покровское-Стрешнево. 1910 год:
https://pastvu.com/p/22871 Станция Покровское-Стрешнево. 1986 год:
https://pastvu.com/p/27620
Продолжение следует. Следующая станция - «Балтийская».
Кстати, на пресс-подходе во время открытия движения по МЦК корреспондент ЯМОСКВЫ задал вопрос Максиму Ликсутову о причинах переименования дороги. Заместитель мэра по вопросам транспорта объяснил, что изначально дорога проходила по городским окраинам и фактически окружала Москву, а сейчас эта трасса - почти центр.
Пользователи сайта pastvu.com имеют на этот счёт альтернативное мнение: «Я так и зову его МОЖД, название МЦК мне кажется совершенно бестолковым.» - «Вот-вот, именно бестолковое. Ничего себе, Центральное кольцо со станцией «Алтуфьево». - «МОЖД - один из паролей коренных столичных. Остальные же пусть называют её «центральным» или «малым» (?) кольцом».