22 ноября 2024 года
«Город на память». 931. ВДНХ-2024. Центральный павильон
В Центральном павильоне ВДНХ открылась экспозиция Третьяковской галереи. На выставке знаковые произведения в стиле социалистического реализма гармонично представлены в пространстве советской эпохи - посетители впервые могут увидеть итоги продолжительной реставрации интерьеров Центрального павильона, насколько возможно, воссозданные по состоянию на 1954 год.
Центральный (в то время Главный) павильон был построен к послевоенному открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1954 году по проекту архитекторов Юрия Щуко и Евгения Столярова. Три центральных зала показывали превосходство социалистического строя, а в боковых анфиладах разместилась экспозиция достижений советских колхозников. Для оформления залов ведущие скульпторы и живописцы Евгений Вучетич, Александр Герасимов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов и другие признанные мастера создали яркие художественные произведения.
С образованием Выставки достижений народного хозяйства аграрная тематика в павильонах перестала быть главенствующей, а идеологические образы сталинского периода потеряли актуальность после разоблачения культа личности. Обновились также методы подачи информации, появились свежие оформительские решения, поэтому произведения, органичные для сталинского ампира, оказались чужеродными для советского модернизма. Некоторые скульптуры и картины тогда попали в фонды Третьяковской галереи, некоторые оказались спрятаны в павильоне, а что-то бесследно исчезло.
Воссоздание оригинального исторического стиля началось на ВДНХ в 2014 году. Под поздними слоями реставраторы нашли и восстановили фрагменты интерьеров, уцелевшие во время предыдущих реконструкций Центрального павильона.
«Сегодня для всех нас особенный день. В торжественной обстановке мы открываем экспозицию Третьяковской галереи. С момента открытия в 1954 году павильон № 1 «Центральный» отображал основные вехи в истории государства - ключевые достижения народа в сельском хозяйстве, индустриализации, науке и культуре. Уверен, что проект «#ТретьяковкаНаВДНХ» в сочетании с подобранными в экспозиции полотнами, работами мастеров, историческими интерьерами и современными инсталляциями удовлетворит искушённых посетителей», - отметил генеральный директор ВДНХ Сергей Шогуров.
После завершения реставрационных работ в павильоне на протяжении девяти месяцев были размещены инсталляции выставки-форума «Россия», но там действо строилось на видеоэффектах, игре света в полутёмных залах, так что в мелькании стробоскопов итоги реставрации разглядеть было невозможно. Экспозиция «#ТретьяковкаНаВДНХ», наоборот, непосредственно связана с историей Центрального павильона и здесь предметы из фондов галереи взаимодействуют с интерьерами: например, в зале Советской Конституции скульптуры расставлены точно на тех местах, где когда-то стояли парные скульптуры Матвея Манизера.
Модель классической композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» (1936), ставшей символом ВДНХ.
Популярная парковая скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом» (1934-1935) дополняет живописную работу Сергея Отрощенко на тему отдыха советских трудящихся.
Вадим Соколов. «Трудовая победа» (1950)
Фуад Абдурахманов. «Чабан» (1950)
Иван Шадр. «Юноша со звездой и знаменем» (1937)
Вера Мухина. «Хлеб» (1939)
Картины деликатно вынесены на отдельные стенды, чтобы зрители могли без помех рассмотреть художественное оформление залов.
Среди живописных полотен привлекает внимание работа Александра Дейнеки «На открытии колхозной электростанции» (1952). Один из вариантов этого полотна Дейнека написал специально для Центрального павильона ВСХВ. Кстати, на Каменских прудах была построена похожая небольшая действующая гидроэлектростанция, где посетители могли ознакомиться с оборудованием.
Горельеф «Праздник в азербайджанском колхозе» (1939) Исидора Фрих-Хара, родоначальника советского фаянса и создателя экспериментальной творческой лаборатории, тоже здесь вполне уместен: все союзные республики получили на ВСХВ свои павильоны, оформленные в национальных традициях. Надпись на горельефе в переводе с азербайджанского означает «Жить стало лучше, жить стало веселее! Сталин».
В экспозиции нашлось место и современному искусству - циклу из четырёх полиптихов А.Виноградова и В.Дубосарского «Времена года русской живописи» (2009).
Выставка открылась 21 ноября 2024 года и продлится до 20 сентября 2025 года.
Знакомство с историческими интерьерами Центрального павильона начинается прямо в вестибюле, который в 1954 году служил вводным залом, мостиком из истории в современность, и назывался зал Великой Октябрьской социалистической революции.
Смотрите старое фото по ссылке. Зал Октябрьской революции. 1963 год:
https://pastvu.com/p/660040 Павел Соколов-Скаля. «Штурм Зимнего дворца» (1954), фрагменты картины
Павел Соколов-Скаля. «В.И.Ленин провозглашает Советскую власть на 2-м съезде Советов» (1954), фрагменты картины.
Портал в зал Советской Конституции. 1954 год:
https://pastvu.com/p/660037 Самый большой зал под куполом носил название «Конституция СССР - конституция победившего социализма».
Александр Герасимов. «Советский народ имеет право на образование (Студенты у нового здания МГУ)» (1954)
Сергей Отрощенко. «Советский народ имеет право на отдых (В доме отдыха на Черноморском побережье)» (1954)
Анатолий Жуков, главный архитектор ВСХВ 1954 года, писал: «В зале Советской Конституции в четырёх нишах были повешены полотна, отражающие градостроительство, культуру, науку и сельское хозяйство СССР в ближайшей перспективе. Скульптуры работы бригады М.Г.Манизера дополняли торжественное звучание интерьера. Самой впечатляющей деталью стал грандиозный купол, по фризу которого укреплены 16 знамён республик Союза ССР».
К началу семидесятых годов от сталинского ампира остался лишь фриз, стены закрыли подсвеченными изнутри пластиковыми панелями с фотоколлажами, а главным экспонатом стала электрифицированная карта «Развитие промышленности и транспорта СССР».
Карта развития промышленности СССР. 1970-1974 гг.:
https://pastvu.com/p/864255 Декор порталов и фрагменты оформления 1954 года удалось восстановить в ходе реставрации.
Большое во всех смыслах открытие ждало реставраторов в зале «СССР в борьбе за мир во всём мире» - за временной перегородкой скрывался монументальный горельеф из тонированного гипса «Знаменосцу мира, советскому народу - слава!». Эта работа была создана коллективом из восьми скульпторов под руководством Евгения Вучетича к открытию ВСХВ в 1954 году. Довольно быстро композиция стилистически устарела, перестала соответствовать новым идеологическим требованиям и была спрятана от посторонних глаз. Гипс не самый долговечный материал - многие детали пострадали и были воссозданы реставраторами.
Боковые залы посвящались растениеводству и животноводству, в правом крыле примет сталинской эпохи практически не осталось.
Один из залов правой анфилады. 1954 год:
https://pastvu.com/p/270580 Зал огромен, однако экспонатов немного: несколько планов передовых хозяйств, арт-объекты в виде снопов пшеницы и корзин с плодами, а также много пропагандистских лозунгов.
Зал сельского хозяйства. 1960 год:
https://pastvu.com/p/660038 Изначально это помещение являлось залом Академии наук, о чём напоминают портреты под потолком выдающихся агрономов, лесоводов и ботаников, до которых руки реформаторов на тот момент ещё не дотянулись.
В левом крыле павильона обнаружена гигантских размеров карта машинно-тракторных станций в СССР. Специфика МТС была в оказании технической поддержки нескольким хозяйствам района, такая система просуществовала до 1958 года, пока технику не перераспределили непосредственно между колхозами. Не сохранилась и сама карта, лишь по периметру уцелели изображения уборки комбайнами зерновых культур и хлопка, панорама элеватора, охотники и лесозаготовки в тайге.
Борис Щербаков. «Молочно-мясное животноводство в СССР» (1958). Ранее эту нишу занимала картина Дейнеки с изображением колхозной гидроэлектростанции. Для ВСХВ Щербаков дважды изобразил пасущееся стадо - другая похожая работа представлена в вводном зале «Мясной промышленности». А здесь придаёт оптимизма фраза Никиты Хрущёва: «В ближайшие годы догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения».
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет
открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память» Все фотоальбомы «Город на память»