«Город на память». 930. Москва меняется. Эпизод 20

Nov 23, 2024 18:28


20 ноября 2024 года

«Город на память». 930. Москва меняется. Эпизод 20

В двадцатой авоське отборных строительных новостей читателям принесены события уже свершившиеся, происходящие прямо сейчас и запланированные на перспективу. В этой подборке соседствуют Московский ипподром, «Уголок Дурова», Северный речной порт и Московский электродный завод. Столь разные объекты объединяет одно обстоятельство - они никогда не будут прежними.







На Центральном Московском ипподроме началось, как указано на информационном стенде, строительство, реконструкция и реставрация. Планы перемен вынашивались лет десять, с тех пор как у ЦМИ появилась серьёзная спонсорская поддержка. Построенный в 1951-1955 годах сталинско-палладианский шедевр Ивана Жолтовского изрядно обветшал и реставрация была необходима.

Хотя о готовящейся реконструкции поговаривали давно, решение о закрытии ипподрома свалилось на наездников и владельцев лошадей, как снег на голову. Весной 2023 года госкомпания «Росипподромы», являющаяся владельцем ЦМИ, объявила о прекращении испытания племенных лошадей и предложила коневладельцам перевезти расквартированных здесь животных на региональные ипподромы. Поголовье лошадей, проживавших на тот момент в арендованных конюшнях, составляло около 500 голов и весь этот табун в течение месяца пришлось релоцировать в Тамбов, Курск, Орёл, Воронеж, Казань. Проблема в том, что племенных лошадей нельзя отдать в клуб для проката - это национальное достояние, требующее не только профессионального ухода, но и ежедневных тренировок, и состязательной практики.

Возмущение конезаводчиков было услышано в Московской городской Думе, где состоялась дискуссия с участием депутатов, экспертов, чиновников. Участники подтвердили, что сооружения ипподрома находятся в плачевном состоянии, но речь должна идти о поэтапном ремонте служебных зданий и научной реставрации наследия Жолтовского без «прекращения на три года деятельности сердца коневодства». Тем не менее, договоры с арендаторами были расторгнуты, лошади выселены, а активная строительная деятельность на ипподроме всё никак не начиналась, надо полагать, по причине отсутствия проектной документации.

Лишь в апреле 2024 года мэр Сергея Собянин дал официальный старт работам на ипподроме: «Речь идёт о полной реставрации главного здания, спортивной зоны, о строительстве заново конюшен для тысячи спортивных лошадей. Это будет ипподром мирового уровня, отвечающий самым современным стандартам. Планируем завершить все основные работы в 2026 году, чтобы любители конных соревнований как можно быстрее вернулись в свой родной дом». Проект комплексной реконструкции разработан Правительством Москвы совместно с Министерством сельского хозяйства РФ.



Что запланировано сделать? В главном здании будут отреставрированы интерьеры сталинского ампира, вместимость зрительской трибуны увеличится до 2165 человек, будет сохранён исторический ресторан на 150 мест, любители делать ставки смогут воспользоваться четырьмя залами тотализатора на 280 человек, а площадь Музея конного спорта увеличится в шесть раз.

Модернизации подвергнется зона состязаний: параметры дорожек для скачек и рысистых бегов будут соответствовать современным международным нормам, для тренировок предусмотрены дорожки с мягким и твёрдым покрытием, а сервисная дорожка предназначена для автомобилей судей и телевидения.



Обширное пространство внутри круга прежде не использовалось, а после реконструкции здесь поставят шатры для зрителей, оборудуют площадки для спортивных и культурных событий. Для прохода под дорожками прокопают подземный тоннель длиной 250 и шириной четыре метра. Со стороны конюшен будут проложены ещё два тоннеля - для лошадей и обслуживающей техники.

На служебной территории конного двора построят новые конюшни, ветеринарный блок с карантином, хостел со столовой и спортзалом для наездников, манеж для иппотерапии, административно-хозяйственный блок, а для разминки и моциона лошадей оборудуют левады, водилки, бочки.

Актуальных планов, схем, рендеров (красивых перспективных картинок) общественности до сих пор не предъявлено и пока можно ознакомиться с эволюцией проекта по архивным материалам. Пресса широко освещала грядущие перемены, а самым креативным и актуальным надо признать заголовок статьи в РБК - «Ставка на реконструкцию». Так-то ещё десять лет назад вполне можно было устроить тотализатор с непредсказуемым результатом, каким в итоге предстанет обновлённый ЦМИ. Первые рендеры появились в 2014 году:



Концепции того периода не обходились без коммерческой жилой застройки на месте конюшен - в 2016 году предлагалось возвести целый квартал, а в центре круга устроить автомобильную парковку.





Вариант 2022 года говорит о профессиональном подходе к проекту, в нём предусмотрена вся инфраструктура и даже бонусом конкурное поле, но вместимость конюшен представляется недостаточной и автопарковка здесь не на месте.



Также подлежит «реставрации, реконструкции и строительству» «Уголок Дурова» - театр зверей, основанный в 1912 году клоуном и дрессировщиком Владимиром Дуровым.



Улица Дурова, 4 - особняк, в котором разместился театр зверей (1894, архитектор Август Вебер, 1911, гражданский инженер Николай Поликарпов)

Смотрите старые фотографии. Уголок Дурова. 1912-1917 гг.: https://pastvu.com/p/45643



«Уголок дедушки Дурова» занимал также большой участок на заднем дворе особняка, где построили слоновник, открытые вольеры и разбили сад. Учреждение быстро стало популярным среди юной и взрослой публики, но лишь в семидесятые годы театр зверей дождался реконструкции - к Московской Олимпиаде вокруг исторического здания по проекту Григория Саевича выросли цилиндрические корпуса - в самом большом находится зрительный зал на 90 мест, в остальных содержатся животные. Кроме этого, «Уголку Дурова» был передан соседний особняк, в советское время использовавшийся как Дом пионеров Дзержинского района. В 2021 году введён в эксплуатацию новый корпус с вместительным залом и ареной стандартного циркового диаметра, составляющего 13 метров во всех цирках мира.





Но это только начало реконструкции. Столичные власти решили из накопившегося разношёрстного набора зданий создать гармоничный ансамбль и объявляют конкурс на лучшую архитектурную концепцию всего комплекса театра зверей. По заявлению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, «сейчас театр ни в техническом, ни в функциональном плане не отвечает современным требованиям». Из техзадания следует расширение общей площади в два раза, перестройка и изменение планировки существующих зданий, реставрация особняка Августа Вебера).



На фото: зрительный зал в корпусе 1980 года.













Горожан, давно не заглядывавших в парк Северное Тушино, прогулка по берегу Химкинского водохранилища изрядно удивит. Во-первых, старая заросшая тропинка теперь продолжается благоустроенной пешеходной набережной, во-вторых, на противоположном берегу куда-то исчез грузовой Северный речной порт, словно кошка языком слизнула.





Смотрите старые фотографии. Северный речной порт. Портхладокомбинат. 1957-1963 гг.: https://pastvu.com/p/949077

Северный речной порт. 1975-1985 гг.: https://pastvu.com/p/588770



На месте портхладокомбината выросли корпуса ЖК Aquatoria (кстати, какие-то федеральные законы «о запрете иностранных слов в коммерческих обозначениях» принимались или не принимались?).

От Северного порта, построенного в 1937 году и специализировавшегося на логистике сыпучих стройматериалов, леса, оборудования, овощей и фруктов, а после реконструкции и на контейнерных перевозках, не осталось ничего - ни похожих на марсианские машины портовых кранов, ни контейнерного терминала, ни складских пакгаузов.



Бизнес-центр River City





Строительная площадка ЖК «Северный порт. Береговые кварталы» и «Мангазея на Речном»









Диспетчерская Северного речного порта (1937) оказалась вне зоны застройки.









Но есть и хорошие новости, хотя не совсем свежие. В Саду имени Баумана пару лет назад восстановлен пришедший в аварийное состояние грот «Бельведер». Подобные гроты-руины характерны для усадебных парков XIX века и когда в 1890-х годах золотопромышленник Николай Стахеев построил роскошный особняк на Новой Басманной улице, он обустроил парк по тогдашней моде. По предположению реставраторов, грот сооружён из колотого камня, оставшегося после строительства купеческого особняка. Хотя в сети встречается версия и о гораздо более почтенном возрасте грота.

Грот в Саду имени Баумана. 1957 год: https://pastvu.com/p/906366

В советское время пещеру грота приспособили сначала под буфет, а затем под пивной бар, закрывшийся в девяностых годах. На старой фотографии на смотровой площадке видна башенка-надстройка (она была утрачена и не воссоздана в ходе реставрации), а также приметы советского времени - фонарный столб, декоративная фигурка оленя и собственно указатель «Буфет».





В ходе работ специалисты укрепили каменную кладку фундамента и сводов, добавили недостающие камни из натурального известняка, воссоздали арки и лестницу. На смотровой площадке установлены лавочки, а внутри грота - круглые плоские камни, на которые тоже можно присесть. Восстановление пивного бара в планы реконструкции не входило.









В Саду имени Баумана















Электродная улица, 2 - Московский электродный завод, самые старые корпуса построены в 1946-1949 годах. В 1960 году был основан НИИ «Графит», который специализируется на разработке и получении материалов на основе углерода для различных отраслей промышленности, и завод перешёл в его ведение для выполнения опытных заказов. Среди созданных в этих цехах известных разработок упоминают графитовые компоненты для реакторов и композитные изделия для космической программы «Буран».

Электродная улица. «Графит». 1999 год: https://pastvu.com/p/35771



Мозаичное панно Московского электродного завода (1970-е годы)



Институт продолжает свою исследовательскую деятельность, а прилегающая заводская территория перепрофилируется под коммерческие объекты бизнес-парка «Электродная». Бывшие цеха заселяют самые разные арендаторы, среди которых офисы компаний, автосервисы, магазины, кафе, концертный клуб, театр-студия. Прежде закрытая производственная площадка позиционируется как Центр городской культуры «Графит» со свободным входом.















Галерея под открытым небом GRPHT представляет экспозицию граффити и арт-объектов, её организаторы ставят задачу создать позитивный образ промышленного района. Здесь уже оставили свои живописные полотна известные мастера уличной культуры участник арт-группы «Зачем?» Кирилл Кто, художники, граффити-райтеры Слава Птрк, Анатолий AKUE, Рустам Qbic и Артём Стефанов, создатели муралов (больших граффити) команда ZUKCLUB.



Кирилл Кто. «Самолазка»



Слава Птрк. «Русский симс»



ZUKCLUB. «Винсент»



Анатолий AKUE. «The trip»



Рустам Qbic. «Morning coffee»



Ztwins. Без названия













Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

Все фотоальбомы «Город на память»

Москва меняется, редевелопмент

Previous post Next post
Up