9 октября 2024 года
«Город на память». 920. Парк Дружбы, «Динамо», шапито
Фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году ярким карнавалом промчался по Москве - 34 000 делегатов из разных стран мира привезли в советскую столицу свою культуру, искусство, моду и всё это вызывало неподдельный интерес москвичей, заполнивших центральные улицы города. Праздник добрался и до городской окраины - по фестивальной традиции гости высаживают на память деревья и место для Парка Дружбы было отведено напротив Северного речного вокзала на Ленинградском шоссе.
История Фестивалей молодёжи и студентов началась после завершения Второй Мировой войны, когда была создана Всемирная организация демократической молодёжи и уже в 1947 году в Праге состоялся первый фестиваль, а затем фестивальными столицами становились Будапешт, Берлин, Бухарест и Варшава. После победы над германским фашизмом между странами оставалась масса противоречий, начиналась холодная война и фестивальное движение под лозунгом «За мир и дружбу» было призвано объединять молодых людей идеями прогресса и единства.
В программу фестивалей входили политические дискуссии, концерты, кинопоказы, спортивные соревнования. В Москве главными площадками этого культурно-просветительского форума стали Лужники, ВДНХ и Парк Горького. Вход на официальные фестивальные мероприятия осуществлялся по приглашениям, но это обстоятельство не мешало москвичам общаться с зарубежными гостями в неформальной обстановке на городских улицах и даже приглашать их в гости. Знание иностранных языков в те дни ценилось как никогда высоко. Представить подобное ещё несколько лет назад при жизни Сталина было нереально, однако при Хрущёве в железном занавесе появились трещины - в Советский Союз проникли джинсы, кеды, рок-н-ролл, авангардная живопись.
Проект планировки парка поручили молодым архитекторам Валентину Иванову, Галине Ежовой и Анатолию Савину, которые осмотрели Поклонную гору, окрестности Профсоюзной улицы и сделали выбор в пользу пустыря с заполненными водой карьерами напротив Северного речного вокзала. Один из главных озеленителей Москвы Виталий Долганов поделился с проектировщиками секретами садово-паркового искусства, а Каро Алабян помог рационально расположить аллеи с учётом планировки улиц в будущем районе Химки-Ховрино.
Смотрите старые карты. План Москвы. 1952 год:
https://retromap.ru/051952_z15_55.853408,37.480716 Вокруг карьеров тогда находились дровяной склад, асфальтовый завод, избы села Аксиньино и двухэтажные жилые дома, а также проходили две железнодорожные ветки, избавиться от которых в один момент было нельзя, поэтому первая очередь благоустройства ограничилась 16 гектарами вблизи Ленинградского шоссе. Каждый вечер сюда на автобусах привозили комсомольцев с лопатами и граблями, которые очищали землю от мусора. На следующем этапе из питомников привезли 500 подрощенных деревьев, которые высадили вдоль аллей. Берёзы, липы, клёны, лиственницы, каштаны и хвойные деревья быстро прижились и составили основу парка. Кульминация наступила 1 августа, когда участники фестиваля высадили в заранее приготовленные ямки тысячу саженцев, а московские пионеры дали торжественное обещание ухаживать за парком.
В посадке молодых деревьев поучаствовал молодой никарагуанский революционер Карлос Фонсека Амадор
Смотрите старые фотографии. Делегаты фестиваля поливают саженцы. 1957 год:
https://pastvu.com/p/673606 В фотоальбомах «Город на память» публикуются только авторские снимки, а ретрофото в качестве дополнительных материалов доступны по ссылкам на первоисточник фотографий.
Вход в Парк Дружбы. 1957-1958 гг.:
https://pastvu.com/p/13109 Парадный вход в парк является условным продолжением оси главной аллеи парка Северного речного вокзала, расположенного на противоположной стороне Ленинградского шоссе.
В 1963 году здесь установили парные монументальные композиции «Плодородие» и «Хлеб». Эскизы были созданы Верой Мухиной в 1938-1939 годах для оформления Москворецкого моста. Проект моста не был реализован и уже после смерти скульптора её работам нашлось место в парке Дружбы. В отличие от других работ Мухиной здесь показано не героическое волевое усилие, а естественная грация движений.
Скульптура «Хлеб» в процессе реставрации в 2016 году
В 1975 году в Будапеште появился свой Парк Дружбы с монументом вечной венгерско-советской дружбы (скульптор Барна Буза и архитектор Иштван Зилахи), а спустя год точную копию стелы установили в Москве. В современном Будапеште оригинальная скульптура сохранена в Мементо Парке, где в одном месте собраны венгерские скульптуры социалистического периода истории.
Ещё несколько скульптур установлены в рамках обмена подарками между странами.
В столицу Испании Мадрид отправился бронзовый Пушкин, а в Москву с ответным визитом в 1981 году приехал испанский литератор Сервантес (скульптор А.Сол).
В 1990 году произошёл обмен памятниками между СССР и Финляндией - в Хельсинки установили скульптуру «Мир во всем мире» (ныне демонтированную), а в Москве - «Дети мира» (скульптор А.Неувонен).
В 1991 году Индия презентовала Москве памятник индийскому писателю и общественному деятелю Рабиндранату Тагору (скульптор Гаутам Пал).
А в 2012 году Киргизия преподнесла в дар конную статую героя киргизского эпоса Манаса Великодушного.
Москва вновь стала хозяйкой Фестиваля молодёжи и студентов в 1985 году. После недавних XXII летних Олимпийских игр москвичей сложно было чем-то удивить и представительный форум с участием 26 000 делегатов из всех стран мира вряд ли кому-то сильно запомнился, кроме его непосредственных участников. Однако фестиваль вновь внёс мощный вклад в молодёжную суб-культуру - впервые в СССР был показан ставший безумно популярным брейк-данс. А галерея монументов в Парке Дружбы пополнилась ещё одним экспонатом - композицией «Дружба» (народные названия «Битва за веник» или «Мальчик и девочка, разоряющие гнездо»).
Памятный камень «Аллея имени Алисы Селезнёвой», надо полагать, установлен поклонниками многосерийного телефильма «Гостья из будущего», снятого в 1984 году. Фантастический сюжет по повести Кира Булычёва, обаяние юных и взрослых актёров, песня «Прекрасное далёко» превратили скромный в техническом оснащении сериал в светлую мечту советских детей. Даже спустя 40 лет образ девочки Алисы не забыт и стал использоваться в телевизионной рекламе одного из банков.
Глиняные карьеры Никольского кирпичного завода появились в ходе выемки глины машинами-землечерпалками. К фестивалю ресурсы были уже выработаны, карьеры оказались заполнены водой и после благоустройства превратились в Фестивальные пруды. Однако кирпичный завод нашёл новые источники сырья, оставался действующим и юридически прекратил существование лишь в 1998 году.
Фестивальные пруды облюбовали утки-рыжухи
Белочек в парке тоже немало, они выпрашивают у посетителей вкусняшки, прячут в закромах полученный орех и тут же возвращаются за новой порцией.
Флотская улица, 1 - на окраине парка расположились райисполком и райком КПСС Ленинградского района (1977, архитектор М.Былинкин), Управа Головинского и Левобережного районов
Райком КПСС Ленинградского района. 1980-1981 гг.:
https://pastvu.com/p/36003 Типовое кафе «Минутка» открылось в 1987 году, внешний вид и название павильона менялись, но заведение общепита по-прежнему продолжает работать на этом месте.
Городок аттракционов в Парке Дружбы
Флотская улица, 7 - за прудами расправила паруса «Флотилия» (2017) - жилой комплекс с эффектными, динамичными фасадами. В 1970-е годы на этом участке затеяли возводить высотную башню Государственной публичной научно-технической библиотеки, однако в канун Олимпиады строительные ресурсы перебросили на ударные олимпийские стройки. Попытки завершить долгострой предпринимались позднее, однако в 2006 году проблемное (на тот момент практически достроенное) здание было разобрано до основания.
Улица Лавочкина, 32 - Дворец спорта «Динамо» (1980, архитекторы И.Михалев, Е.Розанов, Е.Чивиков и другие), в котором в дни XXII Олимпийских игр проходили соревнования по баскетболу и гандболу. На арене также можно проводить матчи по волейболу и мини-футболу, турниры по художественной гимнастике и спортивным единоборствам.
Строится универсальный спортивный зал. 1978 год:
https://pastvu.com/p/2098013 Дворец спорта «Динамо». 1980 год:
https://pastvu.com/p/142595 За последние годы динамовцы стали обладателями сразу нескольких современных спортивных комплексов и дальнейшая судьба олимпийского ветерана вызывает опасения. Пока площади Дворца спорта используются спортивными секциями и коммерческими организациями, но когда возникнет необходимость серьёзного ремонта, у владельца может возникнуть естественное желание избавиться от советского модернизма в пользу более выгодного проекта.
Такие вышки устанавливались на стадионах в 1980 году для монтажа передающей аппаратуры.
Смольная улица, 14с2 - Всесоюзный научно-технический информационный центр (1976), ещё один пример архитектуры советского модернизма. Здесь хранились переснятые на микроплёнку диссертации и другие научные работы. Говорят, что технология микрофильмов используется и в эпоху цифрового мира, но уже не в этом здании, которое передано для коммерческого использования.
Флотская улица, 5А - Московский государственный цирк «Радуга» (1994), шапито со зрительным залом на 1300 мест, относящееся к Росгосцирку. В разные годы здесь проходили фестивали и представления (например, иллюзионного аттракциона Анатолия Сокола), а периодически манеж используется в качестве репетиционной базы.
На манеже Анатолий Сокол и его иллюзионная труппа
Лошади Найлис и Тор дрессировщицы Маргариты Звягиной обучены самым разным трюкам, которые можно увидеть в программах цирковых коллективов из системы Росгосцирка.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет
открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память» Все фотоальбомы «Город на память»