2 сентября 2024 года
«Город на память». 912. Сталинки в посёлке Метростроя
Население Москвы стремительно стало расти в годы первых пятилеток - сталинская индустриализация предоставила вакансии на строительных площадках и в цехах промышленных предприятий. Народ активно потянулся в столицу на заработки и город столкнулся с неизбежной проблемой предоставления людям жилплощади. Моссовет испытывал финансовые трудности и старался переложить это нелёгкое бремя на бюджеты работодателей, в частности, в 1931 году Метрострой получил под жилищное строительство участок в 56 гектаров в окрестностях железнодорожной станции Лось.
На строительстве первой очереди Московского метрополитена поначалу задействовали 36 000 рабочих и инженеров, однако на деле проходка тоннелей оказалась сложнее, чем предполагалось в теории, и штат метростроевцев пришлось удвоить. В поисках профессионалов вербовщики-агитаторы объездили шахты и заводы по всему Союзу, а комсомол объявил мобилизацию в «Поход имени Кагановича». «Вдохновенная, подлинно творческая, подлинно хозяйская работа 70-тысячного коллектива строителей - вот условие победы московского метрополитена. Коллектив строителей метро состоит из закалённых шахтёров Донбасса, из рабочих Урала, из горняков-тоннельщиков с Кавказа, из курских, воронежских, орловских, тамбовских колхозников, московских пролетариев, комсомольцев и комсомолок»,- сообщали авторы книги «Рассказы строителей метро» (1935).
На первый набор добровольцев пришлась вся опасная и физически тяжёлая работа по проходке тоннелей, это был поистине героический труд, а вот Метрострой и Моссовет оказались не готовы разместить многотысячную армию строителей в достойных условиях. В целом по городу ситуация с жильём была удручающая и по среднему метражу жилой площади советская Москва 1931 года не дотягивала даже до старорежимного 1912 года - 5,2 против 7,4 квадратных метров в расчёте на одного жителя. Большинство семей довольствовались коммунальными квартирами с одной комнатой на семью, одинокие приезжие получали койку в бараке, матрас и комплект постельного белья.
Как рассказывал в той же книге начальник городской строительной конторы В.Кочетков, «Метрострою досталось от Моссовета более ста полуразрушенных бараков, расположенных в разных местах города, и я получил предписание в трёхмесячный срок полностью их отремонтировать и приспособить под жильё». Одновременно Кочеткову поручили построить 20 столовых на трассе проходки, а также 20 овощехранилищ за городом в посёлке Лось. Первым метростроевцам довелось жить в сборных деревянных бараках, где пространство между досками заполняли торфом или опилками в качестве утеплителя, а снаружи доски покрывали слоем штукатурки.
Смотрите старые фотографии. Барак в посёлке Метростроя. 1932-1950 гг.:
https://pastvu.com/p/594610 «А живём мы в общем хорошо, комната хоть и неважная, но отдельная»,- рассказывал проходчик Н.Лушник. Бетонщице З.Шаховой повезло не сразу, ей не хватило места в единственном бараке и она три месяца ночевала в «душкомбинате», пока не получила комнату в Доме молодого ударника. О.Фролова дополняет, что за ударную работу бригаду могли премировать швейной машинкой или патефоном для общежития. Молодёжь ещё и учиться успевала, и в клубной самодеятельности участвовать, и танцы прямо в бараках устраивали. Изолировщица А.Лещова вспоминала: «У нас две квартиры, восемь комнат на двадцать человек. Живём мы очень дружно, лучше чем в родной семье. Многие даже поженились. Часто ходим в кино». Рабочие о себе говорят: «Живём, как люди. У нас есть свой городок с высокими светлыми комнатами, с душевой, со столовой с крашеными полами, с чистыми железными кроватями».
Смотрите старые карты. План Москвы. 1952 год:
https://retromap.ru/051952_z15_55.876093,37.717223 Ярославское шоссе. 1953 год:
https://pastvu.com/p/590631 Лишь в 1938 году первые новосёлы получили квартиры в новых метростроевских кирпичных домах на Ярославском шоссе. Тогда это была даже не окраина Москвы, а северная окраина города Лосиноостровск возле деревни Малые Мытищи. Край неблизкий и разве что на электричке можно было доехать от станции Лось до Ярославского вокзала. Главные улицы посёлка названы в честь руководителей Метростроя Павла Ротерта и Егора Абакумова, а вдоль лесопарка проходит улица Проходчиков (бывшая Метростроевская).
Ярославское шоссе, 126 - жилой дом (1938). Дома с квартирами по три-четыре комнаты предназначались для коммунального проживания.
Ярославское шоссе, 126А - Дом культуры Метростроя (1937), Дом детей Метростроя, Дом пионеров. Здесь работали разнообразные кружки и секции, а летом открывался пионерский лагерь. По вечерам в зале крутили кино. Сейчас здание заброшено.
Ярославское шоссе, 128 - жилой дом (1938)
Ярославское шоссе, 130к1 - жилой дом (1938)
Ярославское шоссе, 130к2 - жилой дом (1938)
Ярославское шоссе, 132 - жилой дом (1958)
Ярославское шоссе, 134 - жилой дом (1951)
Ярославское шоссе, 136 - жилой дом (1940). В сквере у парадного фасада стояли скульптуры Ленина и Сталина.
Улица Проходчиков, 7к1 - жилой дом (1939)
Улица Проходчиков, 7к2 - жилой дом (1950)
Улица Проходчиков, 7к3 - жилой дом (1951)
Улица Проходчиков, 9 - школьное здание (1938)
Улица Проходчиков, 2 - Дом культуры Метростроя (1956), Новый Московский драматический театр. Театральная труппа играет на этой сцене с 1976 года, в первый репертуар театра входили дипломные спектакли выпускников Школы-студии МХАТ, а на ринге в левом крыле здания в то время тренировались боксёры. Интерьеры Дома культуры бережно сохранены и используются для киносъёмок.
В журнале «Метрострой» 1971 № 4-5 заместитель начальника Мосметростроя А.Кирсанов вспоминает былые времена: «Метрострой начала тридцатых годов жил в бараках. Строительство капитального жилья велось, но весьма в ограниченных размерах. После войны в первую же пятилетку ... вводили в эксплуатацию и по 25 тысяч, и по 40 тысяч квадратных метров жилья в год. Это позволило переселить всех жителей бараков. Теперь осталось переселить в новые дома небольшое число живущих в стандартных домах».
«Стандартные дома» периодически упоминаются в публикациях о жилищном строительстве 1930-1950-х годов. Бараком принято считать деревянное жилое строение с коридорной системой, разделённое или не разделённое на комнаты, а стандартный дом - то же самое временное жильё без удобств, но собранное из типовых деревянных конструкций и по типовому проекту. Надо полагать, что разница между ними только в планировке помещений.
Ещё один метростроевский квартал был плотно застроен небольшими деревянными и кирпичными домами в окружении аккуратных палисадников. Немецкие военнопленные принимали участие в строительстве кирпичных двухэтажек, их так и прозвали - немецкие дома. На месте этого уютного коттеджного посёлка позднее выросли многоэтажные брежневки.
Коттеджи в городке Метростроя. 1954 год:
https://pastvu.com/p/81226 Ярославское шоссе. Вид в сторону улицы Ротерта. 1971 год:
https://pastvu.com/p/604639 Все изображённые на фото деревенские избы и малоэтажные метростроевские дома снесены.
Практически все жилые здания посёлка Метростроя попали в программу реновации на 2029-2032 годы, какие-то из них пойдут под снос, какие-то с учётом архитектурной ценности могут быть реконструированы. Также в третий этап реновации вошли послевоенные пристанционные кирпичные кварталы на нечётной стороне Ярославского шоссе - на землях бывшей деревни Малые Мытищи по соседству с избами строились дома метростроевцев, железнодорожников и других ведомств, студенческие общежития.
Ярославское шоссе. Спутниковый снимок. 1976 год:
https://pastvu.com/p/1926868 На этом снимке виден весь рассматриваемый район, коттеджный посёлок метростроевцев на улице Ротерта ещё не снесён и, что самое удивительное, прилегающая к МКАД значительная часть деревни Малые Мытищи тоже на месте.
Югорский проезд, 24к1 - дореволюционное здание деревенской школы
Югорский проезд, 20 - ведомственный железнодорожный детский сад (1952)
Югорский проезд, 18 - жилой дом (1953)
Югорский проезд, 16 - жилой дом (1956)
Раритетная крышка люка РПБ КИШИНЕВ во дворе
Улица Егора Абакумова, 9 - жилой дом (1958)
Улица Егора Абакумова, 10к1 - жилой дом (1956)
Улица Егора Абакумова, 10к2 - жилой дом (1960) с детским садом на первом этаже
Улица Егора Абакумова, 12 - жилой дом (1954). Архитектурный проект отличается от соседней застройки, здание предназначалось для сотрудников Всесоюзной конторы «Заготзерно». После современной реконструкции утрачены оригинальные балконы с балюстрадами.
Палехская улица, 128к1 - Лосевские бани (1936)
Палехская улица, 128к2 - жилой дом (1958)
Большая Мытищинская улица (Палехская улица). 1956-1960 гг.:
https://pastvu.com/p/149628 Снимок примечателен контрастом: эти добротные дома давно построили, ещё до войны, но что случилось с проезжей частью улицы, асфальт-то когда положат?
Палехская улица, 143 - жилой дом (1940)
Палехская улица, 145 - общежитие (1940), последняя сохранившаяся двухэтажка барачного типа со входами с торцов дома
Палехская улица, 147 - жилой дом (1938)
Лосевская улица, 3 - жилой дом (1957)
Лосевская улица, 16 - детский сад (1963)
Лосевская улица, 18 - административное здание (1938)
Ярославское шоссе, 123 - жилой дом (1958)
Используемая литература: сборник «Рассказы строителей метро». Издательство «История фабрик и заводов», 1935
Журнал «Метрострой» 1971 № 4-5
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть
любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память» Все фотоальбомы «Город на память»