6 сентября 2024 года
«Город на память». 913. Императорский речной яхт-клуб
На огороженной территории вокруг старого кирпичного дома на стрелке обычно не увидишь никого, кроме охранника, и загадочность этого места вызывает естественное любопытство. Известно, что с XIX века здесь размещался яхт-клуб, ставший в советское время гребной базой. Пришло время узнать больше об истории места и осмотреть современное состояние интерьеров после недавней реставрации.
В XVIII веке Москва-река во время весенних паводков доставляла немало проблем жителям центральной части города: вода затапливала подвалы и первые этажи жилых домов, причиняла ущерб товарам в купеческих лавках, случались и разрушения, приводившие к человеческим жертвам. Прокопанный к 1786 году Водоотводный канал был призван ослабить натиск стихии, а в летние месяцы служил судоходной водной артерией, пока основное русло Москвы-реки перегораживалось разборной Бабьегородской плотиной. Впрочем, эта временная мера не всегда срабатывала и проблема наводнений была окончательно решена только после строительства шлюзов в системе канала Москва-Волга.
Смотрите старые фотографии. Затопленная стрелка. 1931 год:
https://pastvu.com/p/731838 Ну а в итоге гидротехнических работ в XVIII веке образовался длинный продолговатый остров, где на стрелке реки и канала (стрелкой речники называют место разделения двух водных потоков) в 1867 году открылся Императорский Московский речной яхт-клуб.
Ещё Пётр Великий, будучи знатоком морского дела, основал в Санкт-Петербурге «Невскую флотилию», прообраз яхт-клуба, где горожане обучались хождению под парусом, тренировались в управлении яхтами и проводили парусные гонки - регаты. В 1846 году в городе на Неве был учреждён Императорский яхт-клуб - официальное заведение со строгим отбором яхтсменов - в члены клуба допускались лица дворянского сословия, способные платить солидные членские взносы. Деятельность регламентировалась уставом, возглавлял клуб избираемый командор, все яхтсмены носили форму установленного образца.
В 1867 году инициативная группа москвичей подала заявку в Кабинет Министров о создании подобного яхт-клуба в своём городе и 6 июля сие прошение было рассмотрено и собственноручно завизировано императором Александром II. Согласно уставу, целью нового общества стало «распространение между любителями шлюпочного плавания в Москве научных и практических сведений, изучение всякого рода гимнастических упражнений, развивающих физические силы, как-то: плавания, морской гимнастики, катания на буере (зимний аналог парусной яхты на полозьях, приспособленных для движения по льду) и коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п».
Серьёзных ограничений по социальному положению не предъявлялось, основным критерием была финансовая состоятельность, однако вступить в клуб можно было только по рекомендации не менее двух его членов. Действительные члены платили вступительный взнос 15 рублей и ежегодные взносы также по 15 рублей, но были и категории, освобождённые от денежных выплат - почётные члены и члены-корреспонденты, которые обладали основательными познаниями и могли оказать полезное содействие. Руководило яхт-клубом правление во главе с командором. Первым командором стал гражданский губернатор Москвы Иван Фонвизин, а в начале ХХ века этот пост занимал Сергей Шустов, глава водочно-коньячной империи и по совместительству талантливый спортсмен-гребец.
В течение летнего сезона Московский яхт-клуб проводил несколько гонок и общих речных прогулок, а также еженедельно устраивал семейные вечера и праздники. Владельцы собственных судов могли зарегистрировать их в клубе и получить флаг и вымпел. Техническое отделение периодически проводило осмотр судов и после признания их состояния удовлетворительным и благонадёжным к плаванию, выдавало патент на право поднятия клубного флага. Судовладельцы облачались в форменные костюмы тёмно-синего цвета с позолоченными пуговицами, экипаж обязан был носить матросскую одежду. За отдельную плату свои гребные и парусные шлюпки можно было оставить на зимовку в гавани. Помимо частных, в клубе числились и общественные суда для практических занятий и клубных надобностей.
Яхтсмены могли воспользоваться постоянно пополняемой библиотекой с профильной литературой и общественно-публицистическими журналами и газетами. При клубе были оборудованы «пристань, купальня, буфет с винами и водками, биллиард, тир, кегли и другие дозволенные правительством игры». На эти развлечения, когда нет официальных клубных мероприятий, члены клуба могли пригласить двух гостей, но не чаще трёх раз в год. А вот дамы могли нанести визит в клуб только при условии, что их вид не является оскорбительным для общества, - заведение считалось элитарным, поэтому посторонних, включая девиц лёгкого поведения, здесь не жаловали, а за допущенные нарушения на джентльменов налагались штрафные санкции вплоть до исключения из клуба. Вероятно, со временем пафоса стало поменьше и встречаются сообщения, что сюда запросто захаживали гурманы, чтобы отведать отменные кушанья в клубном ресторане.
Поначалу яхт-клуб обустроил на стрелке лишь плавучую пристань и сарай для хранения инвентаря, а для общих собраний арендовались просторные помещения, например, дача в усадьбе Студенец или особняк на Пречистенке. Вскоре на клубной территории появился деревянный павильон и эллинги для яхт и шлюпок, а вот каменное здание, сохранившееся до наших дней, было построено только в 1892-1893 годах по проекту архитектора Карла Треймана.
Двухэтажный особняк из красного кирпича выглядит компактно, но при этом рациональная планировка позволила разместить внутри несколько просторных гостевых залов и служебных помещений. Лестница размещена в угловой башне с шатровым завершением и увенчанной шпилем. Внешний декор дополнили небольшая декоративная башенка на крыше, а также имперская и клубная символика над главным входом в здание.
40-летний юбилей Московского речного яхт-клуба. 1907 год:
https://pastvu.com/p/1849531 Возле Бабьегородской плотины был построен сторожевой дом, который после упразднения плотины стал использоваться яхтсменами. Здание пережило несколько реконструкций, но можно предполагать, что и сейчас мы видим тот самый сторожевой дом.
Сторожевой дом при Бабьегородской плотине. 1920-1929 гг.:
https://pastvu.com/p/1911952 Гребной тренажёр на базе. 1953 год:
https://pastvu.com/p/523189 Позднее вместо тренажёра в доме хранили и ремонтировали лодки. На фото другой эллинг, но эллинг на стрелке выглядел почти так же.
К воде оборудован каменный ступенчатый спуск
Общества любителей парусного спорта, создававшиеся и в других городах Российской империи, в 1912 году объединились в Российский парусный гоночный союз, а три экипажа приняли участие в Олимпийских игр, причём экипаж яхты «Галлия-II» завоевал бронзовую медаль. Гоночные яхты как покупали за границей, так и строили на отечественных судоверфях. По понятным причинам ведущую роль в развитии российского парусного спорта играл Санкт-Петербург, но и в московском яхт-клубе на то время состояли 124 активных члена, а клубная флотилия насчитывала 40 гребных и парусных судов.
Имущество Императорского московского яхт-клуба было национализировано после Октябрьской революции и водные виды спорта перестали быть исключительно аристократическим развлечением. Интенсивное судоходство на Москве-реке ограничивало возможности для соревнований и тренировок, поэтому яхтсмены переместились на просторы подмосковных водохранилищ, а в историческом яхт-клубе обосновались мастера академической гребли и гребли на байдарках и каноэ. В разные годы эта спортивная база была известна как водная станция ВЦСПС и гребной клуб «Стрелка».
Увидеть тогдашние интерьеры базы и ощутить спортивную атмосферу стрелки можно в фильме Юрия Чулюкина «Королевская регата» (1966) - по сюжету этой кинокомедии студенты занимаются академической греблей и тренируются как раз на «Стрелке». В 1973 году для профессионального спорта был построен гребной канал в Крылатском, а в центре Москвы даже в девяностые годы продолжали заниматься гребцы-любители и работала детская спортивная школа.
Гребная база «Стрелка». 1928-1938 гг.:
https://pastvu.com/p/1485292 Московский яхт-клуб. 1950-1960 гг.:
https://pastvu.com/p/1556243 Стрелка. Кадр из фильма «Королевская регата». 1965 год:
https://pastvu.com/p/40300 Подобные гребные старты на Москве-реке в советское время были обычным явлением
На Гребном канале в Крылатском
Яхтсмены в Строгинском заливе
В наши дни историческое здание Императорского яхт-клуба признано памятником архитектуры, после реставрации здесь разместилось гостевое пространство в стиле лофт для проведения мероприятий, свадеб и корпоративных вечеринок. Некоторый беспорядок не должен удивлять - стиль лофт подразумевает как раз такой индустриальный интерьер без чистовой отделки помещений. Залы сейчас называются White Stone, Wood Bridge и Black Pool. Вполне в традициях аристократического яхт-клуба имперских времён территория закрыта для свободного посещения.
Первый этаж
Лестница и балкон
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов
Второй этаж и чердак
В 1997 году в акватории стрелки был воздвигнут памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», который должен был подчеркнуть выдающуюся роль императора Петра I в создании российского флота. В инженерно-техническом плане это уникальное сооружение, а вот художественное решение Зураба Церетели у многих вызвало недоумение. Ну мы же не будем верить злым языкам в то, что на самом деле скульптор приставил голову царя к невостребованному телу Колумба. А то, что памятник выглядит как «Гулливер Пётр в лилипутской лодке» - Церетели художник, он так видит.
Новый пешеходный мост через Водоотводный канал открылся вблизи яхт-клуба.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть
любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память» Все фотоальбомы «Город на память»