13 июня 2024 года
«Город на память». 892. ВДНХ-2024. Павильон «Центросоюз»
Потребительская кооперация в СССР была важной структурой, которая осуществляла розничную торговлю на селе, закупала у населения грибы, ягоды, лекарственные травы, курировала мелкое производство из местного сырья. Можно сказать, что Центросоюз обеспечивал экономические отношения между городом и деревней. И он не был изобретением советской власти - подобная организация под названием Московский союз потребительских обществ существовала в Российской империи с 1898 года. В разные эпохи организация использовала для своих нужд в Москве несколько зданий, в том числе в 1954 году получила выставочный павильон на ВСХВ.
Павильон «Центросоюз» (1952-1953, архитекторы Рудольф Кликс и Борис Виленский) располагался на Липовой аллее и представлял работу торгово-заготовительной сельской кооперации. На ВСХВ 1939 года павильона Центросоюза не было, а этот земельный участок тогда входил в животноводческий городок по соседству с павильоном крупного рогатого скота и свинарником.
Вот ещё несколько московских центросоюзовских адресов, каждое из этих зданий по-своему примечательно.
Мясницкая улица, 43с1 - главный дом усадьбы А.Лобанова-Ростовского (1790-е годы, архитектор Матвей Казаков), Правление Московского союза потребителей, Московская потребительская коммуна в первые годы советской власти
Мясницкая улица, 39с1 - здание Центросоюза (1926-1936, архитектор Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли), памятник архитектуры конструктивизма. Проект Ле Корбюзье изобиловал оригинальными решениями, но оказался не вполне рациональным и Центросоюз предпочёл передать здание другому ведомству.
Улица Гиляровского, 57с1 - Дом дешёвых квартир им.Г.Г.Солодовникова (1907-1908, архитекторы И.Рерберг и М.Перетяткович) с 1963 года использовался Центросоюзом РСФСР.
Переведеновский переулок, 17к1 - склады Центросоюза (1917-1922, архитектор неизвестен, предположительно, Иван Фомин), это одно из первых мощных архитектурных сооружений советского времени. В ходе недавнего ремонта оригинальные декоративные элементы заменены современными.
Вернёмся на главную выставку страны. Павильон «Центросоюз» на ВСХВ был задуман в стиле сталинского ампира с элементами ар-деко и древнерусского зодчества с большим количеством затейливых деталей на фасаде: башня-шатёр с кокошниками завершается золочёным шпилем с советской символикой, входная группа украшена витражами в обрамлении металлического декора, барельефы со сценами из сельской жизни и лепные гирлянды из овощей и фруктов оживляли бетонные стены, а над входом закрепили картуш с эмблемой Центросоюза. Не обошлось и без взгромоздившихся на крышу неизбежных скульптур рабочего и колхозницы.
Спустя несколько лет после открытия началась обычная для ВСХВ-ВДНХ чехарда с переездами туда-сюда. Экспозиция «Атомная энергия в мирных целях» открылась на ВСХВ в рамках Всесоюзной промышленной выставки в 1956 году в бывшем павильоне «Строительные материалы» (это там можно было увидеть действующий ядерный реактор), а спустя три года атомная экспозиция заняла и соседний павильон «Центросоюз».
Но сам Центросоюз как организация не исчез с карты выставки, а переместился в бывший павильон Центральных чернозёмных областей. Затем атомщики перебрались в другое здание и в старом бывшем «Центросоюзе» появились новые выставки - в 1963-1964 годах - «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», в 1964 году - «Лёгкая промышленность».
Отдел печати ВДНХ СССР регулярно готовил и издавал схемы-путеводители по выставке, на которых были красивые графические изображения всех павильонов и указано их назначение. Пролистав десяток схем, обнаружилось, что последний раз картинка с бывшим павильоном «Центросоюз» фигурировала на схеме 1968 года под номером 21, но без указания его назначения. Позднее, на схемах 1971, 1975, 1977, 1978, 1982, 1983 годов здание просто испарилось и вместо него рисовали зелёный квадрат. Разумеется, павильон никуда не делся, вероятно, он выполнял какие-то непубличные функции - административные или хозяйственные, поэтому не обозначался на схемах. Просто отмечаем, что такое «белое пятно» в его истории имеется.
Изначально в цветовой гамме фасада использовались кремовый, терракотовый и белый цвета, однако в шестидесятые годы здание перекрасили в однотонный светлый цвет, а заодно избавились от лепных «архитектурных излишеств», которые тут же и были закопаны. В ходе современной реставрации специалисты придали лоск сохранившимся деталям, а всё утраченное воссоздали. Вероятно, больше всего хлопот доставили колхозница и рабочий: скульптуры пришлось делить на фрагменты, перевозить в мастерскую для очистки и восстановления, а затем собирать по частям на крыше. Зато это не новоделы, а подлинные скульптуры.
Отдельно можно поблагодарить реставраторов за восстановление фонтанов, которые выполнены в виде керамических ажурных шаров с изображениями овощей и фруктов. Из двух шаров оставался один и тот был частично разрушен.
За павильоном на участке «Новое в деревне» располагались Сельмаг и Чайная, имевшие непосредственное отношение к потребительской кооперации, так что эти постройки 1954 года здесь тоже уместно упомянуть.
Чайная
Сельмаг
Внутреннее пространство исторического павильона «Центросоюз» состоит из тамбура и трёх достаточно просторных залов с мраморными полами и скромным декоративным оформлением. Информация об оригинальном декоре отсутствует и можно только предположить, что прежде здесь было дорого и богато, как и в других павильонах ВСХВ. Лепнина, люстры, паркет - всё красиво и аккуратно, вызывает вопросы лишь странная конструкция с профилями вождей, которая совсем не похожа на подлинник.
«Центросоюз» планируется использовать для музейно-выставочных проектов и в нём уже проходит первая выставка - «Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы», подготовленная Государственным музеем Л.Н.Толстого.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Например, вот так на экране выглядит фрагмент карты с районом ВДНХ: