7 марта 2024 года
Фотопроект «Город на память». 872. Московские центральные диаметры. Поехали!
Решение о строительстве московского метро было принято на партийном пленуме в 1931 году и одновременно на полном серьёзе рассматривался проект тоннельно-эстакадной линии железной дороги, которая через центр города связала бы между собой вокзалы. Пока в течение нескольких лет инженеры чертили схемы, а бухгалтеры корпели над сметами затрат, «метро сверкнул перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал» и конкурирующий железнодорожный проект враз потерял актуальность. В 2017 году столичные власти отряхнули пыль с архивных чертежей и решили дополнить транспортную систему Москвы маршрутами внутригородских электричек, назвав их - Московские центральные диаметры.
По официальным данным население Москвы превышает 13 000 000 человек и ещё 3 000 000 ежедневно приезжают из Московской области в столицу на работу. Для решения транспортной проблемы была электрифицирована Московская Окружная железная дорога, ставшая известной как Московское центральное кольцо, и построена Большая кольцевая линия Московского метрополитена протяжённостью 70 километров. Эти два кольца («два сердца столицы») призваны разгрузить радиальные линии метро, а городские электрички МЦД помогут жителям Подмосковья выбрать самый удобный маршрут поездки, благо все виды транспорта связаны пересадками и привязаны к карте «Тройка».
МЦД-1 Белорусско-Савеловский, Одинцово - Лобня (2019), 52 километра, 28 станций
МЦД-2 Курско-Рижский, Нахабино - Подольск (2019), 80 километров, 38 станций
МЦД-3 Ленинградско-Казанский, Зеленоград - Раменское (2023), 85 километров, 41 станция
МЦД-4 Калужско-Нижегородский, Апрелевка - Железнодорожный (2023), 86 километров, 38 станций
МЦД-5 Ярославско-Павелецкий, Пушкино и Щёлково - Домодедово (в перспективе), 89 километров, 39 станций. Это самый сложный диаметр (как заметил Сергей Собянин, «архисложный»), так как участок трассы между Павелецким и Ярославским вокзалами планируется проложить тоннельным способом через Китай-город. По сути, это один из вариантов проекта глубокого ввода, который обсуждался в 1930-х годах и тогда был признан нерентабельным.
Московские центральные диаметры зачастую называют «наземным метро», создавая путаницу у иногородних пассажиров. На самом деле, у МЦД и метро только тариф одинаковый и время работы (с 5:30 до 01:00), а всё остальное, включая организаторов перевозок и подвижной состав, разное. Всё-таки правильнее говорить о МЦД, как о городских электричках.
Единый тариф с привязкой к «Тройке», как и бесплатные пересадки на метро и МЦК, - одно из важных преимуществ новой транспортной системы. Главное, не забывать валидировать карту на станциях, которые не оборудованы турникетами.
Ещё одним достижением можно признать соблюдение интервалов движения электричек не более 12-15 минут без длительных дневных перерывов - для МЦД построены дополнительные пути и движение не надо прерывать для пропуска товарных и пассажирских составов.
Реконструкция в разной степени затронула большинство станций МЦД. На пересадочных узлах построены просторные павильоны с конкорсами, эскалаторами, залами ожидания, туалетами, а платформы с небольшим пассажиропотоком так и остались продуваемыми всеми ветрами.
Кунцевская
Сетунь
Тушинская
Щукинская
Стрешнево
Дмитровская
Марьина Роща
Площадь трёх вокзалов
Курская
Москва-Товарная
Калитники
Текстильщики
Печатники
Люблино
Депо
Царицыно
Грачёвская
Петровско-Разумовская
Матвеевская
Минская
Серп и молот
Кусково
Рабочие, которые закрашивают граффити на заборах, иллюстрируют древнее выражение «сизифов труд». Может, лучше заменить бетоные заборы сетчатыми и как-то благоустроить территорию, чтобы лишить вандалов возможности оставлять свои следы.
Для легальных граффити отведена стена вдоль путей на Курском вокзале.
Базовой моделью для эксплуатации на МЦД стал электропоезд ЭГ2Тв «Иволга». Вслед за первой версией «Трансмашхолдинг» начал производство ещё более комфортабельной «Иволги 2.0», которая даже внешне отличается формой кабины. Во всех «Иволгах» предусмотрены широкие двери для входа и выхода пассажиров, поезда отличаются плавным ходом и низким уровнем шума, вагоны оснащены кондиционерами, USB-розетками, информационными табло.
На участке Одинцово - Окружная в режиме МЦД курсируют поезда «Аэроэкспресс» - двухэтажные ЭШ2 Stadler.
Нереально сразу заменить весь подвижной состав на новые поезда, поэтому на МЦД можно также встретить хорошо зарекомендовавшие себя на МЦК ЭС2Г «Ласточка», а также ЭП2Д, ЭП2ДМ и ЭД4М.
Что можно увидеть из окна электрички? Железная дорога в черте города проходит большей частью через промышленные зоны, за окном мелькают пакгаузы, разгрузочные терминалы, заводы, фабрики, мастерские, а за ними то там, то сям виднеются этажи новостроек.
Императорский павильон станции Каланчёвская (1896)
Каланчёвская улица
Загородный дворец императрицы Елизаветы Петровны (1753)
Контора движения на станции Москва-Товарная-Курская (1884)
Жилой дом у станции Стрешнево
Новостройки в Текстильщиках
Новостройки в Шелепихе
Авторемонтный завод в Марьиной роще
Бывший завод Гакенталя, «Манометр»
Бетонный завод
Заброшки на Митьковской ветке
Водоёмная башня на станции Депо (1914)
Жилой дом станции Ховрино по типовому проекту № 3 (1910)
Контейнерный терминал в Ховрино
Водонапорная башня завода Густава Листа (1898)
Вагонное депо железнодорожной станции Николаевка
Пост централизации станции Кутузово МОЖД (1908)
Стрелочный перевод в Курьяново
Промзона в Очаково
Москва-Сити
Все фотоистории проекта «Город на память»