22 декабря 2023 года
Фотопроект «Город на память». 859. Дом Мельникова перед реставрацией
Дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке был построен в 1927-1929 годах и с тех пор эксплуатировался в качестве жилого дома семьёй и потомками знаменитого архитектора. По результатам обследования состояние памятника архитектуры авангарда отнесено к категории «ограниченно работоспособное состояние», что означает необходимость проведения реставрационных работ.
На участке заранее были проведены гидрогеологические и геодезические изыскания, обследованы конструкции здания и инженерные сети, 25 000 предметов исторической обстановки дома переданы на хранение в депозитарий. Проект реставрации в 40 томах утверждён Мосгорнаследием и скоро на площадке начнётся кропотливая работа, которую планируется завершить в конце 2025 года.
Предыдущие работы в доме проводились в 1964, 1993, 1996-1997 годах, причём тогда некоторые оригинальные конструкции были уничтожены и заменены новыми деталями. В современных реалиях реставраторы будут придерживаться следующих принципов: 1. Максимально возможный отказ от вмешательства. 2. Консервация как сохранение, а не реставрация как воссоздание с утратой подлинности. 3. Аутентичность материалов, отделки и применяемых методов.
Елизавета Лихачёва, директор Государственного музея архитектуры имени Щусева: «Цель реставрации - ни в коем случае не сделать Дом «как новым», цель - решение всех основных проблем старого сооружения, сохранение всего, что можно сохранить и бережная работа по замене того, что невозможно не заменить».
Наталья Мельникова, правнучка архитектора К.Мельникова: «Реставрация Дома - это важное событие не только для мира архитектуры, но и для нашей семьи. Потомки детей архитектора - Виктора и Людмилы - объединились в Наблюдательном совете».
Чтобы нагляднее представлять уникальность замысла Константина Мельникова, можно обратиться к публикациям в журнале «Строительство Москвы» за 1929 год и рассмотреть некоторые идеи, которые циркулировали на заре советской власти в архитектурном сообществе. По мнению авторов статей, проекты домов-коммун с индивидуальными «ячейками» для жильцов и общественными кухнями, столовыми, ванными, прачечными можно рассматривать как интересный социальный эксперимент, но на практике возведение дома-коммуны обходилось значительно дороже, чем постройка обыкновенного дома с индивидуальными квартирами да и взрослые незнакомые люди испытывали неудобства при проживании в таком «хостеле». Кстати, в 1929 году Константин Мельников работал над проектом дома из нескольких блоков, но это здание не было построено.
Идея высотного строительства зданий в 12-15 этажей, как в американских городах, вызывала интерес архитекторов, но отвергалась по экономическим соображениям: необходимость обустройства несгораемых междуэтажных перекрытий и оснащения дома подъёмниками (лифтами) делало строительство слишком дорогим, но эта идея рассматривалась как перспективная для центральных городских районов при условии производства железобетонных конструкций «в заводском масштабе». Кстати, эксперты отмечали, что перекрытия из железобетона позволят избавиться «от свободного пространства под полами, являющегося ныне весьма обширной жилплощадью для мышей и тараканов».
Архитекторы не могли не учитывать тяжёлую экономическую ситуацию в стране. «В виду общего стеснённого положения с кредитами на жилищное строительство» наиболее оптимальными представлялись проекты малоэтажной застройки с квартирами с отдельными кухнями и уборной («а в 50% квартир также и с ванной») и минимальной площадью девять квадратных метров на человека. Тщательно продуманные детали планировки работали на уплотнение объёма, например, семиметровую кухню из проектов Мосгубжилсоюза удалось «рационализировать» до 4,5 квадратов, используя встроенные кухонные «шкапы» с мойкой, посудными полками, холодильным шкафом и складным рабочим столиком. А коридоры уплотнялись антресолями и кладовками «для размещения разного рода вещей».
И да, это преимущественно были не индивидуальные квартиры, а коммунальные «трёшки», в которые заселяли три семьи. Как заявил в своей статье инженер Г.Красин, «план двухкомнатных квартир, снабжённых ванными комнатами, оказался чрезмерно дорогим и поэтому в настоящее время возможность постройки двухкомнатных квартир мыслится только при отказе от устройства ванных». Как один из вариантов удешевления строительства, Красин предложил отказаться от прямолинейных форм дома и придать ему круглую форму. В таком случае «уменьшится длина наружных стен, стоимость которых во всей постройке имеет наибольшее значение», а также сократится площадь коридоров и передней в пользу полезной жилой площади.
Архитектор А.Пастернак в журнале «Строительство Москвы» с некоторой ностальгией вспоминал «хорошую барскую квартиру дореволюционного порядка» со столовой, спальней, детской, кабинетом и гостиной. Каждое помещение в ней выполняло свои функции. Автор статьи, конечно же, осудил «индивидуалистические принципы буржуазного общества», однако дерзко заявил, что «в наследство нам оставлена экономически сильно ухудшенная квартира и её сейчас усиленно размножают. В лучшем случае, если отдельная комната квартиры занята одной семьёй, можно наблюдать, как в спальной обедают, в гостиной растут дети, в столовой спят, ибо все эти функционально различные явления протекают внутри одной и той же комнаты».
Складывается впечатление, что творческие стремления советских архитекторов были задавлены предельной экономией средств на жилищное строительство, но чудеса случаются. В 1927 году архитектор и художник Константин Мельников получил разрешение построить в Москве в Кривоарбатском переулке собственный экспериментальный дом стоимостью 32 000 рублей - пресловутые хоромы барские с десятком комнат различного назначения. Деньги были честно заработаны Мельниковым в качестве гонораров за реализованные архитектурные проекты плюс Моссовет предоставил кредит, а вот выделение земельного участка под строительство частного особняка в центре столицы при советской власти - уникальный случай.
Смотрите старые фотографии. Константин Мельников у фундамента дома. 1927-1928 гг.:
https://pastvu.com/p/41591 Строительство Дома Мельникова. 1929 год:
https://pastvu.com/p/1223776 Конструкция здания представляет собой два цилиндра, встроенных друг в друга на треть диаметра, а для строительства использованы самые ходовые материалы - красный кирпич и дерево. Кирпичная кладка выполнена сеткой с двумя сотнями шестиугольных проёмов, которые можно задействовать в любых вариантах - как окна, как холодильный шкаф или заполнить утеплителем. Для пола, потолков и крыши применялись обтёсанные доски, расположенные оригинальным мембранным образом по авторскому замыслу Мельникова.
Придуманная архитектором конструкция равномерно распределяет напряжение по всем частям здания - это важный выгодный нюанс, хотя сложность работы добавляет головной боли каменщикам и плотникам. Реализация проекта затянулась на два года по самым разным причинам - то фундамент пришлось углубить до четырёх метров, то стройматериалы не завезли, то рабочим пришлось обучаться новым навыкам кладки кирпича, а то архитектор решил изменить конструкцию оконных рам и способы сооружения стен и перекрытий.
Дом Мельникова. 1929 год:
https://pastvu.com/p/60982 Дом Мельникова. 1950-1960 гг.:
https://pastvu.com/p/49428 Дом Мельникова. 1996-1997 гг.:
https://pastvu.com/p/81480 Шестиугольные проёмы, которые не были использованы в качестве окон, рабочие прикрыли деревянными щитами, между которыми насыпали песчано-глинистую смесь. Швы заделали паклей и покрыли стену слоем штукатурки.
Владельцы обставили дом скромно, но не без оригинальности, например, дизайн кровати в спальне был очень необычным. С момента постройки здесь всегда жили представители семьи Мельниковых, которые бережно сохраняли исторические артефакты, в том числе давно не использовавшуюся печку и мелкую фурнитуру. Разумеется, хозяева покупали и новую мебель, и новую кухонную плиту, и сантехнику. До 2006 года в доме-мастерской жил и работал художник Виктор Мельников. После его смерти здание передано в оперативное управление Музею архитектуры имени Щусева и здесь открылся Государственный музей Мельниковых.
Мастерская. 1929-1935 гг.:
https://pastvu.com/p/95506 Спальня. 1929 год:
https://pastvu.com/p/87401 Столовая. 1993 год:
https://pastvu.com/p/1707337 На сегодняшний день интерьеры выглядят необычно, как будто дом только что построили, а хозяева ещё не вселились и мебель не успели расставить по комнатам. Особенно просторными выглядят опустевшие помещения второго и третьего этажей, но они таковыми и задумывались архитектором, а первый этаж спланирован очень плотно и причудливо.
Первым делом посетители оказываются в крошечной прихожей, где привлекают внимание два отверстия в стене - они использовались для связи с мастерской, например, чтобы напомнить Мельникову, что пора обедать или сообщить о приходе гостей (устройство назвали «воздушный телефон»).
Створка двери в одном положении закрывает прихожую, а в другом - вход в столовую и кухню.
Столовая
Между столовой и кухней планировался широкий проход, но хозяйка дома Анна Мельникова предпочла закрыть его с обеих сторон буфетами. Сейчас проход заколочен досками.
Кухня. Чтобы запахи с кухни не распространялись по дому, над плитой оборудовали вытяжку, а в углу в шестигранной нише вместо окна располагался холодильный шкаф с отверстием на улицу.
Ванная. Некоторые громоздкие предметы - чугунную ванну и сундук с приданым - невозможно вынести через узкие дверные проёмы. Они оказались здесь ещё до постройки внутренних стен. За соседней дверью находится ещё одно хозяйственное помещение - уборная.
Две небольшие детские комнаты Виктора и Людмилы предназначались для учёбы, чтения, игр, а спали дети вместе с родителями в большой спальне на втором этаже. Напротив детских комнат находился рабочий кабинет домохозяйки, их матери - Анны Мельниковой, занимавшейся рукоделием. Со своей супругой будущий архитектор познакомился в студенческом возрасте и не расставался до конца своей долгой жизни. «Двое любовников кривоарбатских двойною башенкой слились в объятьях...» - такие строчки поэт Андрей Вознесенский посвятил Мельниковым и их дому.
Гардеробная
В подвале установлен калорифер, от которого тёплый воздух расходится по всему дому по системе воздуховодов. Также в подвале хранится садовый инвентарь и инструменты. Во время закладки фундамента в 1927 году здесь были обнаружены стены подвала другого здания, которое датировали серединой XIX века. На всякий случай Мельников оборудовал подземный тайник - небольшое помещение, которого нет на планах: предчувствуя непростые времена, архитектор предполагал спрятать семейные реликвии и иконы на случай, если большевики придут с обыском. Сталинские репрессии обошли Мельниковых стороной, но в опалу в конце 1930-х годов архитектор всё же попал и лишился новых заказов.
Коробы воздуховодов можно заметить на всех этажах.
Этажи соединяются винтовой лестницей, которая начинается в вестибюле первого этажа и фактически заканчивается в антресолях.
Панорамное остекление гостиной изначально можно было распахнуть и впустить в дом свежий арбатский ветерок, но со временем произошла деформация оконных переплётов и их не рискуют открывать. Вероятно, реставраторы найдут способ устранить возникшие дефекты.
Спальная комната поделена символическими перегородками на три части. В чём виделось преимущество подобных круглых комнат? В ней нет углов - конденсаторов пыли и грязи. Мебель при всём желании не получится придвинуть вплотную к стенам, что обеспечивает необходимую вентиляцию. Цилиндр в сравнении с кубом создаёт ощущение большего простора и способствует лучшей циркуляции воздуха. Из гигиенических соображений потолки и стены спальной изначально были покрыты отшлифованным алебастром.
Мастерская - самое просторное помещение в доме. На балконе мастерской Мельников поставил небольшие библиотечные шкафчики для книг, а стремянка могла понадобиться художнику для работы над большими полотнами.
А это «комьюникейшен тьюб» (почти как в культовом фильме «Асса») или «воздушный телефон» - устройство связи между мастерской и первым этажом.
Терраса для летнего отдыха
Используемая литература: журнал «Строительство Москвы» 1929, № 5
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»