Недели моды в Москве

Dec 21, 2023 16:07


18 декабря 2023 года

Фотопроект «Город на память». 858. Недели моды в Москве

Памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина

Выставка «Дом моделей. Индустрия образов», проходившая в Музее Москвы, напомнила горожанам о столетнем юбилее советской моды: в 1923 году в Москве, на Петровке, открылось первое Ателье мод. Этот фотоальбом посвящён выставке и некоторым московским модным адресам, а также современной репортажной фотографии на подиумах, где представляли свои новые коллекции Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Александр Арутюнов, Виктория Андреянова, Илья Шиян, Сергей Сысоев, Маша Цигаль и другие известные дизайнеры.







Тверской бульвар, 10 - доходный дом Надежды Ламановой (1908, архитектор Н.Лазарев) предназначался для сдачи квартир в аренду, а также в нём разместились ателье Ламановой, мастерская, магазин, комнаты для служащих.

Вероятно, первым российским модельером в современном понимании этого слова - не портного, а «архитектора» костюма - можно назвать Надежду Ламанову. До Октябрьской революции в её московской мастерской заказывали шёлковые и парчовые наряды аристократки и царственные особы, а при советской власти Ламанова создавала одежду из ситца и сатина для фабричных работниц и крестьянок, используя в творчестве народные мотивы. Ламанова успешно сотрудничала с киностудиями и ведущими театрами, её платья в русском стиле удостоены высоких наград на заграничных выставках.



Петровка, 12с1 - флигель городской усадьбы Раевских начала XIX века дважды перестраивался по проектам Александра Каминского и Вячеслава Олтаржевского для приспособления под коммерческие задачи. После революции здание изрядно обветшало и потребовался очередной ремонт, чтобы в 1923 году открыть в его залах Ателье мод треста «Москвошвей». Среди первых авторов-модельеров фигурировали Александра Экстер и Вера Мухина, к сотрудничеству приглашались лучшие люди творческой интеллигенции - Борис Кустодиев, Анна Ахматова, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь. Перед сотрудниками ателье ставилась задача готовить эскизы одежды для массового производства, но текстильная промышленность ещё не восстановилась после революционных потрясений и Ателье мод обшивало обеспеченных нэпманов, артисток и новоявленную партийную элиту, используя дорогие ткани из старых запасов. Хотя в период НЭПа индивидуальный пошив не запрещался, в таком формате ателье просуществовало недолго и уже в 1925 году было закрыто.

Смотрите старые фотографии. Петровка, 12. Салон-магазин «Всекохудожник» (здесь прежде располагалось первое Ателье мод). 1954 год: https://pastvu.com/p/1838232





Сретенка, 22с1 - в 1935 году в строении XIX века открылся Дом моделей треста женской и детской одежды «Мосбельё». В новой планировке здания были предусмотрены кабинеты модельеров, швейные мастерские, демонстрационный зал для модных показов. Художественное оформление фасада и роспись плафона демонстрационного зала выполнил Владимир Фаворский, который признавался, что попробовал показать в современной интерпретации тему женственности из античного искусства.

Дом моделей на Сретенке. 1933 год: https://pastvu.com/p/1331088

Магазин «Трикотаж» на Сретенке. 1958 год: https://pastvu.com/p/44329

Консультативную помощь в работе Дома моделей оказывала Надежда Ломанова, а её ученица Надежда Макарова стала художественным руководителем. Большой ассортимент предлагаемой в производство повседневной и праздничной женской одежды дополнялся рабочими комбинезонами, спортивными костюмами, платьями для беременных. Социалистические модные тренды в виде эскизов и выкроек публиковались в журнале «Дом моделей». Начавшаяся война прервала творческую деятельность модельеров, но уже в 1944 году сотрудники влились в коллектив Московского дома моделей на Кузнецком мосту. Фриз Фаворского на сретенском фасаде позднее был уничтожен новыми владельцами здания.



На фото: экспонаты выставки «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы







Кузнецкий мост, 14с1 - доходный дом (1901-1903, архитектор Адольф Эрихсон) до революции принадлежал купеческой семье Михайловых, известных меховщиков, которые торговали отечественной пушниной из Сибири и импортной из Северо-Американских Соединённых Штатов, а также владели фабрикой меховых изделий во дворе этого дома. По совпадению, торговый зал мехового магазина А.Михайлова был оформлен уже упоминавшимся художником Владимиром Фаворским.

Вячеслав Зайцев в Доме моделей на Кузнецком мосту. 1975-1976 гг.: https://pastvu.com/p/1683011

Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту. 1985 год: https://pastvu.com/p/1865655

Возле Дома моделей на Кузнецком мосту. 1986 год: https://pastvu.com/p/846394

Дом моделей готового платья обосновался здесь в 1937 году, переименовывался сначала в Центральный, затем в Московский дом моделей и, наконец, в Общесоюзный дом моделей одежды. В СССР это было флагманское предприятие, объединявшее 36 республиканских и региональных домов моделей в системе Министерства лёгкой промышленности. ОДМО сотрудничал с «Большевичкой», «Вымпелом», «Сменой», «Москвичкой» и другими крупными текстильными фабриками, продукция реализовывалась в фирменных магазинах «Людмила» и «Светлана». Для популяризации советской моды ОДМО представлял свои коллекции на международных выставках, в зале на Кузнецком мосту проводились модные показы, для рукодельниц издавался журнал «Я шью сама». Дом моделей пережил девяностые, превратившись в акционерное общество, но в 2002 году его история всё же закончилась, а старинное здание приобрели новые владельцы.









В 1954 году по инициативе министра торговли Анастаса Микояна в ГУМе открылся Демонстрационный зал для показа новых коллекций. Летом 1959 года Ив Сен-Лоран впервые привёз коллекцию Парижского дома моделей Christian Dior и познакомил с профессиональным подходом к организации модного шоу: помимо дюжины французских манекенщиц в Москву приехала команда визажистов и парикмахеров, отвечающих за эффектный внешний вид девушек. А в 1967 году в лужниковском Дворце спорта тысячи москвичей стали зрителями Международного фестиваля моды с участием дизайнеров одежды из 26 стран, включая Францию, Италию, США, Японию.

Показ мод в ГУМе. 1957 год: https://pastvu.com/p/70189

Показ Парижского дома моделей во Дворце спорта «Крылья Советов». 1959 год: https://pastvu.com/p/709563



Платье «Россия» модельера Татьяны Осмеркиной (1967)



Кстати, слово «манекенщица» сейчас практически вышло из употребления и на подиум выходят «модели» - это не только девушки, но и мужчины, и дети.





Сами девушки не переоценивают свою роль на подиуме, понимая, что выполняют авторскую волю дизайнера, но и пластиковыми манекенами себя не считают. А художников-модельеров теперь частенько называют на французский манер - «кутюрье». Вообще в профессиональном лексиконе употребляется множество иностранных слов, например, «от кутюр» в значении «высокая мода» или английское «фэшн» - «мода», а ещё есть «шоу-рум», «байер», «тренд», «лукбук», «прет-а-порте», «лимитед эдишен». Короче, на Неделе моды вам понадобится переводчик с модного на русский.



Недели моды в Москве в современном формате стартовали в 1994 году и сейчас они проходят дважды, весной и осенью, на двух площадках - в Гостином дворе и Манеже. Проведение подобных форумов невозможно без финансовой поддержки и в их названиях фигурировал логотип очередного титульного спонсора, например, Volvo Fashion Week или Mercedes-Benz Fashion Week.



Помимо двух грандов стремительно набрала популярность Estet fashion week - неделя моды Ювелирного дома «Эстет» со своей изюминкой - изящными украшениями, дополняющими образ модели. С актуальными трендами сезона можно ознакомиться также на показах в Доме моды Вячеслава Зайцева на проспекте Мира, в финале конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» и на многих других тематических мероприятиях фэшн-индустрии.



Традиционно день открытия главных московских Недель моды становился бенефисом наших легендарных кутюрье: в Манеже почтенной публике представляли новую коллекцию Вячеслава Зайцева, а в Гостином дворе - Валентина Юдашкина.



В первую очередь с именами этих художников ассоциировалась советская и российская высокая мода во всём мире, а созданные «Красным Диором» и «Русским Карденом» наряды вызывали овации на международных подиумах. В их коллекциях гармонично соединялись разнообразные силуэтные формы, фактуры и цветовые сочетания. «У меня ещё очень много идей, - не так давно признавался Вячеслав Зайцев, - мечтаю создать идеальный силуэт и надеюсь, что все мои идеи воплотятся в жизнь».



Вячеслав Михайлович Зайцев (1938-2023)

















Валентин Абрамович Юдашкин (1963-2023)

















Виктория Андреянова



Сергей Сысоев



Илья Шиян



Маша Цигаль



Фотосъёмка модного показа проще пареной репы: надо всего лишь опередить заклятых коллег и занять правильную точку на конце «языка» («языком» на модельном сленге называют подиум), настроить камеры по свету и в процессе дефиле нажать миллион вертикальных кадров проходки моделей. Если нет задачи съёмки каталога всех-всех нарядов, можно ограничиться общими горизонтальными планами - в ленте на сайте репортаж будет смотреться компактнее, к тому же некоторые бильд-редакторы испытывают аллергию на вертикальную ориентацию кадра.

















Не только в зрительном зале, но и на подиуме частенько можно заметить медийных персон. Это старинная практика - ещё сотню лет назад для демонстрации нарядов приглашались известные театральные актрисы.









В подготовке любого зрелища участвует большая команда профессионалов, чей труд не заметен зрителям. Ну все представляют, как выглядят братья Запашные, но никто не знает зоотехника, который кормит их тигров. Такое положение дел кажется не совсем справедливым и съёмка на бэкстейдже Недели моды показывает рабочие моменты, когда мастера перевоплощения в течение нескольких часов превращают обычных длинноногих красоток в совершенных богинь.

Закулисье напоминает муравейник, где каждый занят своим делом: стилисты колдуют над вавилонами на головах моделей, визажисты припудривают им носики, монтажёры что-то таскают туда-сюда, модельеры сдувают пылинки с платьев и раздают корреспондентам интервью, а фотографы мешаются у всех под ногами. Всегда удивляет, как на ограниченном пространстве весь этот большой коллектив трудится столь слаженно и продуктивно.



До выхода на подиум ещё есть время и модели успевают рассказать журналистам о нюансах своей профессии: «В модельной школе преподают около 20 предметов, ставят правильную походку, учат актёрскому мастерству, умению наносить макияж, позировать перед камерами. А подиум даёт девушке уверенность в себе. С первых десяти секунд, которые проводит девушка на кастинге, всё сразу видно: по манере, походке, взгляду, движениям видна подготовленность девушки. А дальше дизайнер выбирает, что конкретно требуется для показа его коллекции - грубая, холодная сила или женственность и утончённость. На подиуме для модели главное не упасть, не запутаться в платье, вести себя красиво, смотреть прямо на фотографов. Мы стараемся дружить, знаем друга друга по несколько лет и работаем как одна команда. Без взаимопомощи никак, помогаем коллегам, бывает, обувью меняемся. Как относишься к людям - так и к тебе относятся, это ведь в любом коллективе так. Для многих моделей Неделя моды в Москве - это предел. Те девочки, которые хотят работать за границей, они сразу же уезжают, в Москве не задерживаются. Всё таки высокая мода - это за рубежом».

































Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»

Гостиный двор, Неделя моды

Previous post Next post
Up