Крылатское. Олимпийская велодорога

Jul 30, 2023 21:29


29 июля 2023 года

Фотопроект «Город на память». 827. Крылатское. Олимпийская велодорога

Накануне Олимпийских игр 1980 года в Москве на Крылатских холмах была проложена асфальтированная велодорога протяжённостью 13,5 километров, шириной полотна семь метров, перепадом высот 50 метров. В рамках олимпийской программы здесь прошла всего лишь одна гонка, а уникальное по сложности кольцо и спустя десятилетия остаётся востребованным тренировочным полигоном для любителей и профессионалов. На Олимпийской велотрассе проведено немало международных, всесоюзных и российских шоссейных гонок. Громом среди ясного неба прозвучали заявления официальных лиц из мира велоспорта о том, что велосипедисты могут лишиться возможности проводить соревнования в Крылатском.







Выбор в пользу Москвы как хозяйки Олимпиады-80 был сделан на сессии Международного олимпийского комитета в 1974 году, вскоре сформировался Оргкомитет, который отвечал за подготовку к Играм. В городе хватало спортивных сооружений, но для некоторых олимпийских дисциплин требовалось построить новые арены.



В Крылатском в окрестностях уже существовавшего Гребного канала было решено создать спортивный кластер, состоящий из крытого велотрека, полей для стрельбы из лука и кольцевой велотрассы. Ударный труд строителей позволил сдать объекты летом 1979 года и провести на них генеральную репетицию Олимпиады - финальные соревнования VIII летней Спартакиады народов СССР.

Прокладка велодороги радикально повлияла на судьбу села Крылатское и деревни Татарово - жителей расселили, избы снесли. Городские власти использовали Олимпиаду в качестве повода для «реновации ветхого жилого фонда» и массово избавлялись от старой застройки. Небольшие участки сельских улиц Крылатского оказались включены в велотрассу, а в окрестностях Татарово дорога петляет по пересечённой местности, где раньше проводились заезды кроссовых автомобилей и мотоциклов.







При строительстве трассы удачно использован сложный рельеф местности: на дистанции предусмотрено около сотни резких и плавных поворотов, а также многочисленные подъёмы с различным уклоном. Спортсмены считают трассу сложной, интересной, позволяющей показать в гонке свои лучшие качества.

Смотрите старые фотографии. Стартовая позиция. 1980 год: https://pastvu.com/p/1487359

Шоссейная велодорога в Крылатском. 1980 год: https://pastvu.com/p/1510897

Шоссейная велогонка на Олимпиаде-80. 1980 год: https://pastvu.com/p/649602



28 июля 1980 года на старт вышли участники олимпийской групповой шоссейной гонки на 189 километров, им предстояло преодолеть дистанцию в 14 кругов с 1092 виражами, с затяжными подъёмами и спусками. 115 гонщиков из 32 стран претендовали на единственную золотую медаль - главную цель всей спортивной карьеры. Трасса требовала от спортсменов универсальности, бойцовских качеств, выносливости и быстроты, знания тактики и стратегии гонки - случайных победителей здесь быть не могло.

Велодорога сразу предъявила к спортсменам жёсткие требования - на втором круге начались завалы и тут советский гонщик Сергей Сухорученков рискнул уйти в отрыв от пелотона. Обычная стратегия гонок на длинные дистанции предполагает, что фавориты держатся в основной группе, где можно отдохнуть, «отсидеться на колесе» и выбирают момент для рывка ближе к финишу. Сухорученков настолько верил в свои силы, что решил сразу заявить претензию на лидерство и ускорился на третьем круге, лишь Юрий Баринов и поляк Чеслав Ланг бросились в погоню за беглецом. В какой-то момент эта троица оторвалась от остальных на восемь минут и забронировала места на пьедестале.

А героем гонки стал Сергей Сухорученков. 4 часа 48 минут 28,9 секунд он боролся с жарой и усталостью, прежде чем победно вскинуть руки на финише. «Год назад во время Спартакиады народов СССР, - рассказывал олимпийский чемпион в интервью журналистам, - такой же манёвр совершил мой старший товарищ по нашему «армейскому» коллективу из Куйбышева Александр Гусятников. Он принёс ему победу, я решил повторить этот тактический приём». Ланг и Баринов прилично отстали, они боролись друг за другом и финишировали колесо в колесо с одинаковым временем, но серебро почему-то досталось поляку.

Сокращённая телевизионная трансляция гонки (20 минут) доступна на youtube. Cycling Olympics 1980 Road Race: https://www.youtube.com/watch?v=BC8pCux13vM&t=12s



Президент МОК лорд Майкл Килланин, когда инспектировал олимпийские объекты, отметил рачительный и хозяйственный подход советских организаторов к рентабельному использованию сооружений после завершения Игр. Помимо Спартакиады-79 и Олимпиады-80 в разные годы в Крылатском проходили чемпионат Европы, молодёжный чемпионат мира, этапы ежегодной многодневки «Пять колец Москвы», чемпионаты России и другие соревнования, не говоря о ежедневных тренировках велосипедистов разного уровня.



Смотрите старые фотографии. Велогонка в Крылатском. 1979-1989 гг.: https://pastvu.com/p/1435878

Велогонка. 1988-1989 гг.: https://pastvu.com/p/41333

Фотосессия автомобилей «Москвич» 2140 Олимпийский и 2140 Люкс на Крылатской велодороге. 1979 год: https://pastvu.com/p/630773

Скейтбордисты на трассе. 1985 год: https://pastvu.com/p/27871



В июне 2023 года в столице прошла многодневная шоссейная велогонка «Пять колец Москвы» с этапами в Крылатском. Азарт борьбы, высокие скорости, неожиданные повороты сюжета гонки - такие эмоции много лет преподносит спортсменам и зрителям олимпийская велодорога. В самом первом соревновании - Спартакиаде народов СССР-1979 - победил Александр Гусятников. Ветеран советского спорта вновь приехал сюда - для участия в церемонии награждения.

Увы, велогонка «Пять колец Москвы» может стать последним крупным соревнованием на легендарной трассе. Как сообщает ТАСС, в Арбитражный суд Москвы поступили иски о признании велодороги неспортивным сооружением, подлежащим демонтажу с последующей застройкой территории, и решение суда склоняется не в пользу велосипедистов. Федерация велосипедного спорта России считает дорогу в Крылатском частью олимпийского наследия и уникальным спортивным объектом.

Вот что прозвучало в репортаже телеканала «Матч ТВ» с Чемпионата России-2023 по шоссейным гонкам: «Общественное мнение высказывается за сохранение экологического парка и уникальной трассы, потерять такую трассу будет очень грустно. Все суды владельцы велокольца проиграли и что произойдёт дальше - неизвестно». В июле 2020 года около 3000 велосипедистов выразили протест против упразднения дороги и провели акцию «Обнимаем олимпийскую трассу в Крылатском».

Изначально велодорога строилась по заказу Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, а с 2002 года её собственником является АО «Лата-Трэк», обустроившая также на холмах горнолыжный склон. Претензии к ней появились ещё в лужковские времена, сейчас эта организация участвует в судебных разбирательствах с группой компаний Millhouse, чьи интересы поддерживают столичные власти. Застройщик планирует возвести в северной части Крылатских холмов спортивный комплекс. Даже если «откусить» от дороги небольшой отрезок, она перестанет быть кольцом, потеряет официальную сертификацию и всю свою ценность.



Велосипедисты разных поколений - первый чемпион на трассе в Крылатском Александр Гусятников и Пётр Рикунов, возможно, последний.

Чемпион СССР Александр Гусятников: «Трасса построена в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и не является самостроем. Если её уничтожат - это будет большая беда».

Чемпион России Пётр Рикунов: «На этой трассе невозможно предсказать победителя, здесь может случиться всё что угодно. Я не представляю, где в следующем году пройдут «Пять колец Москвы» - без этапов в Крылатском гонка сильно обеднеет. Я очень надеюсь, что этот спортивный объект удастся отстоять».



Пока суд да дело, Федерация велоспорта провела летом 2023 года на трассе Чемпионат России по шоссейным гонкам и два этапа многодневки «Пять колец Москвы».



На Олимпиаде-80 старт и финиш обустроили на Крылатской улице вблизи велотрека и Большого Крылатского пруда, где установили временные зрительские трибуны на 4000 мест. В наши дни во время официальных соревнований для проезда пелотона перекрывается одна полоса Крылатской улицы, а старт-финиш располагается на горе в северной части велодороги. Здесь спортсмены экипируются, готовят велосипеды, получают указания тренеров, разминаются.



























На этапах многодневки лидер общего зачёта отличается жёлтой майкой, а зелёную получает, если не ошибаюсь, самый активный гонщик.





Ознакомимся с исторической, олимпийской планировкой дистанции.



Спортсмены в 1980 году стартовали на Крылатской улице и в этом месте заезжали на холмы.



Промчавшись сквозь воображаемое село Крылатское, велосипедисты огибают Восточный и Западный холмы.









Затяжной спуск сменяется длинным подъёмом, полюбоваться панорамой с видом на церковь Рождества Богородицы у гонщиков нет времени.











Движение велосипедистов по Большому кольцу трассы со времён Олимпиады организовано только по часовой стрелке и лишь на Малом кольце можно увидеть спортсменов, которые в тренировочном режиме катят в противоположном направлении. На дороге встречаются и бегуны, и гуляющие горожане. Но во время проведения официальных соревнований доступ посторонних на трассу ограничивают из соображений безопасности - пелотон мчится на большой скорости, впереди машина сопровождения и видеооператоры на мотоциклах, за велосипедистами поспешают автомобили-технички, скорая, судейские автомобили. И вся эта кавалькада может внезапно возникнуть из-за поворота, создавая угрозу гуляющим пешеходам.





Дорога проложена через лесистую местность природно-исторического парка Москворецкий.







Вернувшись к Крылатской улице, трасса закладывает вираж и затем поднимается на очередной холм, с которого будет видна панорама Гребного канала, велотрека и новостроек в Мнёвниковской пойме.











Выдержать изнурительную борьбу спортсменам помогает вода и питание.





Под сенью деревьев спортсменов ждёт относительно спокойный отрезок.















Спуски чередуются с затяжными подъёмами, после одного из которых гонка выходит к Малому кольцу Олимпийской велодороги - на плато, изрезанное виражами. Вероятно, это самый сложный участок трассы, который велосипедисты называют Сочи. Спортивным фотографам это место нравится за то, что с одной точки просматриваются сразу несколько эпизодов гонки - и затяжной подъём, и крутые повороты. Пелотон промчится и следующего появления велосипедистов придётся ждать 18-20 минут.

















В наши дни финишный створ расположен здесь, а на Олимпиаде гонщики выезжали на Крылатскую улицу, где их встречали аплодисменты зрителей на трибунах, а победителей ждал пьедестал почёта и заслуженные награды.













Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»

Крылатское, Олимпийская велодорога

Previous post Next post
Up