Московский редевелопмент. Часть 8

Jun 12, 2023 23:07


12 июня 2023 года

Фотопроект «Город на память». 818. Московский редевелопмент. Часть 8

Московский редевелопмент - это рубрика, посвящённая преобразованию промышленных зон, а также другим новостям столичного стройкомплекса. В очередном обзоре: снос авиамоторного завода «Союз» на Лужнецкой набережной, воссоздание эскалаторной галереи на Воробьёвых горах, реновация в Марьиной роще, строительство павильона «Атом» на ВДНХ.







Лужнецкая набережная, 2 - Московский машиностроительный завод «Союз»

Основанное в 1943 году предприятие разработало более 75% авиационных двигателей, производившихся в Советском Союзе. Долгое время завод базировался в Лужниках, но теперь местных жителей не потревожит гул во время испытаний авиационных двигателей - производственные мощности «Союза» выведены, а корпуса сначала отданы в аренду одноимённому бизнес-парку, а теперь и вовсе снесены. Самые старые заводские цеха были построены ещё в 1898 году по проекту архитектора А.Остроградского и предназначались для химического завода фирмы «Фридрих Байер и Ко».

Смотрите старые фотографии. Лужнецкая набережная. 1957 год: https://pastvu.com/p/699324

С началом Первой Мировой войны завод байеровских анилиновых красок был реквизирован у германских подданных и передан предпринимателю Николаю Второву для организации оборонного предприятия по производству снарядов. После революции здесь размещались экспедиция заготовления государственных бумаг, мастерская по изготовлению штампов, с 1931 года судоверфь, а в 1939-м основан Завод № 1 «Оргавиапрома», производивший комплектующие для авиации. На этой базе и было создано конструкторское бюро Александра Микулина, специализировавшееся на реактивных двигателях.













Столичные власти планируют возведение двенадцати разноэтажных жилых домов, крупного киноконцертного центра из шести зданий-лучей и создание общественного пространства с благоустройством набережной. Вероятно, несколько исторических краснокирпичных корпусов всё-таки будут сохранены.

















Улица Косыгина, 20 - эскалаторная галерея на Воробьёвых горах

Наклонная эскалаторная галерея на Ленинских горах построена в 1959 году по проекту архитекторов А.Стрелкова и В.Поликарповой вскоре после открытия станции метро «Ленинские горы» («Воробьёвы горы»). Три эскалатора поднимали пассажиров на крутой склон к проспекту Вернадского, Дворцу пионеров, смотровой площадке. «Чтобы облегчить москвичам подъем от станции метро «Ленинские горы», метростроевцы начали здесь сооружать эскалаторную галерею с двумя легкими вестибюля типа открытых павильонов. Наклонный ход проходит по поверхности земли. Длина его 90 метров»,- писала газета «Вечерняя Москва».

Эскалатор на Ленинских горах. 1959 год: https://pastvu.com/p/1360239

Однако разработчики не учли, что галерея находится в оползневой зоне и в начале 1980-х годов эксплуатацию галереи приостановили в связи с её аварийным состоянием.















В 2017-2019 годах после геологических изысканий было принято решение полностью снести заброшенные к тому времени строения и заново выстроить похожую галерею. Для укрепления грунта строители использовали нагели, уходящие в землю на глубину 30-36 метров и соединяющие конструкции с породой. Состояние грунта контролируют встроенные датчики. Хотя галерея открылась для пассажиров в декабре 2022 года, работы по благоустройству инфраструктуры продолжаются и спустя полгода. Проезд на эскалаторах бесплатный.





















Полковая улица, 1 - Московский комбинат твёрдых сплавов имени С.П.Соловьёва

Предприятие было основано в 1936 году для изготовления износостойких твёрдосплавных изделий, в ассортименте продукции значились инструменты, свёрла, пластины. До революции на этом месте находился Сально-клеевой завод Наумовых.

Московский комбинат твердых сплавов. 1958 год: https://pastvu.com/p/1434267











В рамках редевелопмента промзоны № 11 «Огородный проезд» предприятие с многолетней историей полностью снесено, разрушены как цеха времён первых пятилеток, так и относительно новые, построенные в 1980-е годы.



На месте МКТС образовался котлован, из которого скоро начнут расти этажи жилого комплекса PRIDE.



А по соседству в Марьиной Роще вовсю шагает реновация ветхого жилого фонда.



Шереметьевская улица, 13к2 - блочный жилой дом серии I-510 (1960)



Смотрите старые фотографии. Дети Марьиной Рощи. 1962 год: https://pastvu.com/p/105203 Возможно, кто-то из ребятишек на этом снимке прожил почти всю жизнь в ныне снесённом доме.





Шереметьевская улица, 16 - строящийся жилой дом по программе реновации, сюда переселят жителей пятиэтажек.



Ретроавтомобиль Avia в Марьиной роще. Фургоны Avia 31 производились в Чехословакии с 1983 года и массово поставлялись в СССР.



ВДНХ. Павильон «Атом» («Атомная энергия») планируется открыть для посетителей осенью 2023 года. Новое здание возводится на месте невзрачного стеклянного павильона 1966 года, которому так и не нашли толкового применения. А вот прежде, во времена Всесоюзной сельхозвыставки, Главную аллею здесь украшали павильоны Таджикской ССР и Татарской АССР. От национального колорита варварски избавились в шестидесятые годы, отказавшись от республиканских экспозиций в пользу отраслей промышленности.

Павильон Таджикской ССР. 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/429556

Павильон Татарской АССР. 1954 год: https://pastvu.com/p/63815







В павильоне «Атом» проводятся финальные работы: устройство входных групп, монтаж внутренних инженерных систем, отделочные работы. В павильоне обустроят универсальные пространства, которые могут трансформироваться для организации выставок, кинопоказов, концертов и других мероприятий. Здесь разместят крупнейшую в России экспозицию, посвященную освоению атомной энергии, при этом гости будут подниматься с самого нижнего этажа все выше и выше, следуя за развитием научных знаний об атоме.















Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»

редевелопмент

Previous post Next post
Up