ЗИЛ. Амовский проезд

Mar 08, 2023 22:32


8 марта 2023 года

Фотопроект «Город на память». 795. ЗИЛ. Амовский проезд

В 1916 году в Тюфелевой роще началось строительство «Московского автомобильного завода товарищества на паях «Кузнецов, Рябушинские и Ко», который для краткости обозначили буквами «АМО». Загадочная аббревиатура в официальной истории расшифровывается как «Автомобильное московское общество», однако есть скептики, отрицающие существование такой организации. Встречается и ещё один вариант расшифровки - «Акционерное московское общество». Так или иначе, но дорогу к предприятию стали называть Амовским проездом. При советской власти заводу присвоили имя Иосифа Сталина, а старорежимный Амовский проезд превратился в Автозаводскую улицу. Предыдущий сюжет был посвящён преимущественно конструктивистской архитектуре, а в этом отдадим должное советскому модернизму 1960-1970-х годов.







Автозаводская улица, 14 - Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт





Автозаводская улица, 16 - учебное заведение открыто в 1931 году как филиал вечернего автомеханического института АМИ-АМО, впоследствии завод-втуз при ЗИЛе. Самые старые здания сохранились во дворе, а корпуса со стороны Автозаводской построены в 1972 году, сейчас в них размещается Московский политехнический университет.

Смотрите старые фотографии. Завод-ВТУЗ. 1981 год: https://pastvu.com/p/423435





Граффити во внутреннем дворе





Оформление фасада ромбиками гармонирует с дизайном железобетонных плит ограды ПО-2 - самого массового советского забора, придуманного в 1974 году архитектором Борисом Лахманом.



Автозаводская улица, 16с4 - общежитие (1927), учебный корпус



Автозаводская улица, 16к2 - студенческая столовая (1974) перестроена под офисы.



Автозаводская улица, 18к2 - детские ясли (1930-е годы), Пенсионный фонд



Автозаводская улица, 23к12, 23к11, 23к14 - Московский автомеханический техникум (1932, 1947, 1960), школа рабочей молодёжи, профессионально-техническое училище











Автозаводская улица, 23с928 - фабрика-кухня № 20 комбината общественного питания ЗИЛ до и после реконструкции



Столовая Московского автомобильного завода имени Сталина. 1935 год: https://pastvu.com/p/57370 Главная заводская столовая (Цех питания) открылась ещё в начале тридцатых, а нынешнее здание построено в 1976 году. Свои столовые для экономии времени заводчан также располагались во всех крупных корпусах.







Заводские корпуса соединялись надземными переходами.



Автозаводская улица, 23к8 - Медсанчасть № 1 ЗИЛ (1955)





Автозаводская улица, 23к15 - Лабораторно-административный корпус завода имени Лихачёва (1964-1967, архитекторы П.Зиновьев, А.Косинский, Л.Соколов) опустел и, вероятно, готовится к сносу.

На этом месте вплотную к заводским корпусам располагался старый стадион «Торпедо». 1951-1955 гг.: https://pastvu.com/p/1289452









Автозаводская улица, 23к86 - Инженерный корпус, Управление главного конструктора по автомобилям (1958) в процессе реконструкции





Автозаводская улица, 25 - завод «Сжатый газ» Мосхимтреста (1931), 1-й автогенный завод ВАТ, Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения. На его территории сохранилась объектовая пожарная часть 1928 года постройки.



На фото: подобная пожарная часть на ЗИЛе снесена.



Советская живопись внутри снесённой пожарной части и уличные граффити









К автозаводу были проложены несколько трамвайных маршрутов, для некоторых из них в 1948 году здесь оборудовали конечную станцию взамен большого кольца Ленинская слобода. О трамвайной линии напоминает лишь место разворотного круга.

Трамвайное кольцо на Автозаводской улице. 1959 год: https://pastvu.com/p/43185



Трамвайные пути проходили вдоль набережной Москвы-реки по нынешнему Проектируемому проезду № 780. Из-за пожара на заводе «Динамо» в 1987 году движение было прервано и с тех пор на этом участке не возобновлялось.



Автозаводский мост построен в 1959-1961 годах по проекту Гипротрансмоста (инженеры Н.Рудомазин и С.Терёхин, архитекторы К.Яковлев и Ю.Яковлев). При эксплуатации моста выявились недостатки его конструктивной схемы и метода сборки, ремонтные работы проводились в 1988, 1992, 2000-2001, 2016 годах, а в 2020 году было принято решение о капитальном ремонте подмостового пространства.

Строительство нового моста через Москву-реку. 1959 год: https://pastvu.com/p/932031





История прежнего Староданиловского моста уходит куда-то вглубь веков и путается в показаниях. Он находился в трёхстах метрах ниже по течению и впервые упоминался в анналах в 1782 году как наплывной мост. Затем вроде бы появился мост каменный, заменённый на деревянный в 1915-1916 годах по проекту архитектора Н.Калмыкова. Фотографиями подтверждён лишь Даниловский мост образца 1933 года, по которому были проложены две полосы автомобильного движения и трамвайные пути.

Даниловский мост. 1934 год: https://pastvu.com/p/1627797

Даниловский мост. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/7890

Есть версия, что центральная секция приподнималась для пропуска речных судов, однако путеводитель по Москве 1938 года утверждает: «Мост деревянный, трёхпролётный, его высота над уровнем воды составляет примерно 10 метров и суда после постройки канала Москва-Волга могут беспрепятственно проходить под мостом». Так или иначе, но к 1953 году он уже не справлялся с возросшим трафиком, фермы стали подгнивать и было принято решение о строительстве нового моста.



Место расположения Даниловского (Староданиловского) моста - виды с Новоданиловской набережной и набережной Марка Шагала.





Новости культуры.

Вернёмся в Московский политех, где в 2022 году открылась выставочная площадка «АРТ ПОЛИТЕХ». На первом вернисаже организаторы представили как студенческие работы, так и произведения художников периода социалистического реализма. В выставочном проекте «Россия глазами советских художников» экспонировались работы А.Костецкого, С.Думенко, Н.Корниенко, Н.Еремеева и других живописцев.

















Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»

ЗИЛ, Автозаводская улица

Previous post Next post
Up