ЗИЛ. Тюфелев проезд

Mar 05, 2023 22:24


5 марта 2023 года

Фотопроект «Город на память». 794. ЗИЛ. Тюфелев проезд

В первые десятилетия советской власти через промзону вдоль корпусов автомобильного завода АМО (Завод имени Сталина, Завод имени Лихачёва) проходил Амовский проезд, переходящий в Тюфелев проезд, который вёл в сторону ныне несуществующей железнодорожной станции Лизино. В 1938 году Амовский проезд был переименован в Автозаводскую улицу, а в середине пятидесятых годов после демонтажа Лизинской ветки Тюфелев проезд пробили до Велозаводской, построили многоэтажные жилые сталинки и вся магистраль со старыми и новыми участками превратилась в Автозаводскую улицу.





Смотрите старые карты. Автозаводская улица и Тюфелев проезд на плане Москвы 1952 года: http://retromap.ru/051952_z15_55.706731,37.653622

«Тюфелева роща. Грязные, немощёные улицы, обрамлённые одноэтажными домиками, освещённые редкими, подслеповатыми фонарями. Тёмные люди, не знавшие куда пойти, где отдохнуть после тяжёлого, многочасового рабочего дня, «забывались» в прокуренных, пропитанных запахами испарений и алкоголя комнатах. Тоскливо звучали гармошки, тут и там возникали драки... Ещё в 1931 году стояли здесь одинокие сосны, катились мутные воды Чёрного и Постылого озёр. В самих этих названиях сквозила ненависть рабочего люда к своему району.

Узкой, кривой кишкой соединялся район с центром города, редкие вагоны трамвая не могли вместить стремившихся попасть в них. Когда Рябушинские затеяли производство автомобилей и построили маленький, невзрачный заводик, напоминавший скорее обычные ремонтные мастерские, они вербовали рабочих в основном в районе. Но незадачливым московским капиталистам не удалась их затея.

Мало что осталось в районе от старой царской окраины, на месте Тюфелевой рощи раскинулись цехи гиганта советской автоиндустрии - автомобильного завода имени Сталина. Славный путь проделал завод с 1926 года, когда он выпускал один автомобиль в день, причём и эта единственная автомашина представляла собой точную копию маломощного итальянского «фиата». Сейчас завод имени Сталина ежедневно выпускает 233 мощных грузовика и 13 первоклассных лимузинов, ни в чём не уступающих лучшим заграничным маркам. К лимузинам присоединятся «конвертибли», фаэтоны и другие машины. Завод будет производить и утяжелённые многоместные автобусы с кузовами на трёхосных шасси.

Рабочим района нужны были благоустроенные квартиры и в посёлке Ленинской слободы вырос 81 пятиэтажный дом. Рабочие стремились не только культурно жить, но и культурно отдыхать. В начале первой пятилетки рабочие заводов АМО и «Динамо» внесли в наказы Моссовету требование о постройке в районе Дворца культуры. Где строить дворец,- таков был вопрос, занимавший население района. Рабочие ответили на него чётко и определённо: на месте Симонова монастыря. Это был символ: разрушить очаг угнетения масс, воздвигнуть на его месте очаг культуры для трудящихся», - так образно описывал прошлое и настоящее Пролетарского района Москвы советский журнал «Строительство Москвы».

Смотрите старые фотографии. Тюфелева роща. 1916-1917 гг.: https://pastvu.com/p/827517

Пропагандистскую метафоричность изложения оставим на совести авторов статьи (хотя что они могли написать в 1938-то году?) и заступимся за «незадачливых капиталистов»: любой пользователь интернета сегодня может нагуглить проектные документы, план завода, визуальное подтверждение в виде ретрофотографий и убедиться, что завод строился крупный, с серьёзными перспективами и только революционные события и национализация 1918 года помешали Рябушинскому и компании своими средствами завершить задуманное.



Будущее района спустя 100 лет сильно удивило бы передовиков социалистического труда - оказалось, что разросшийся до размеров небольшого города автомобильный завод больше не нужен стране. Слово официальному порталу комплекса градостроительной политики stroi.mos.ru: «После распада СССР предприятие стало деградировать: производство разрушалось, объёмы выпуска продукции снизились в разы. Завод оказался в глубоком кризисе, значительная часть производственных площадей не использовалась, многие цеха и сооружения были разрушены. Власти Москвы в конце 2012 года приняли решение сохранить производство на южной площадке ЗИЛа площадью 50 гектаров, а на остальной территории разместить качественно новый район с парками, жильём, рабочими местами, социальной и транспортной инфраструктурой».







Гектары индустриальных корпусов как кошка языком слизнула, но на главной магистрали района - Автозаводской улице - ещё сохранилась жилая, общественная и промышленная застройка 1920-1950-х годов, которой и посвящаются два следующих фотоальбома.



Восточная улица, 4к1 - Дворец культуры Пролетарского района (1933, 1937), Дворец культуры ЗИЛ, расположен на некотором отдалении от описываемой местности, но трудно удержаться от соблазна свернуть на Восточную улицу и заглянуть в это знаковое сооружение эпохи конструктивизма.

В 1927 году в бывшем Симоновом монастыре открылся Музей древней русской архитектуры, организованный Главнаукой. В периметре крепостной стены располагалось немало архитектурных памятников, однако власти приняли решение снести здания религиозного назначения, чтобы «вместо крепости церковного мракобесия был возведён рабочий дворец культуры». Построенное по проекту братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных здание Дворца культуры Пролетарского района решено в конструктивистском стиле, но без формализма - каждое своё архитектурное решение Веснины связали с функциональными, технологическими и конструктивными требованиями. Специалисты особо отмечали удачную планировку и внутренние интерьеры здания.

































Автозаводская улица, 10 - Пролетарский райисполком, райкомы КПСС и ВЛКСМ (1937, архитекторы Д.Розов и Н.Тихомиров)



Автозаводская улица, 17к1 - жилой дом (1930) входит в квартал конструктивистских домов автозавода имени Сталина.

Новые корпуса рабочего поселка завода имени Сталина. 1932 год: https://pastvu.com/p/733838





Автозаводская улица, 17к3 - жилой дом (1930)





Автозаводская улица, 19к1 - жилой дом (1930)





Автозаводская улица, 19к2 - жилой дом (1929)





1-й Автозаводский проезд, 4к1 - реконструированный комплекс зданий идентифицируют как построенный на рубеже 1920-1930-х годов Дом Ударника завода «Динамо», к сожалению, старых фотографий нет.



Автозаводская улица, 21 - купальня-баня Рогожско-Симоновского района (1928-1930, архитектор Сергей Панин) в плане выглядела, как силуэт самолёта, но при строительстве ТТК одним его крылом пришлось пожертвовать.

Бани Пролетарского района. 1930 год: https://pastvu.com/p/1357754 Фотография интересна ракурсом, с которого хорошо видна снесённая часть здания.







Здесь Автозаводская улица становится участком Третьего транспортного кольца, а ещё раньше на этом повороте Тюфелев проезд переходил в Амовский.



Пассажирское здание станции Кожухово Московской Окружной железной дороги (1908, архитектор А.Померанцев). На станции Кожухово продукция автозавода отгружалась на железнодорожные платформы. После деиндустриализации Москвы дорогу электрифицировали и открыли кольцевое движение пассажирских «Ласточек». Старое здание вокзала сохранено как архитектурный памятник и в структуре МЦК не используется.



Автозаводская улица, 23к3 - здание конторы завода АМО (1916-1920, архитекторы А.Кузнецов, А.Лолейт при участии К.Мельникова), заводоуправление ЗИЛ. После постройки нового административного корпуса здесь разместился музей автозавода, а нынче - Музей хоккейной славы.

Праздничное оформление административного здания. 1974 год: https://pastvu.com/p/616854





Владислав Третьяк в Музее хоккейной славы



Автозаводская улица, 23к6 - вторая проходная ЗИЛ (1959) и памятник Ивану Лихачёву

Открытие бюста в память об И.А.Лихачёве перед второй проходной завода. 1958 год: https://pastvu.com/p/573577









Памятник Владимиру Ленину

Памятник Ленину и Кузовной корпус. 1957 год: https://pastvu.com/p/1187182



Монумент славы в память о работниках Завода имени Сталина, погибших на фронтах Великой Отечественной войны



Автозаводская улица, 23к5 - административное здание (2019), имитирующее фасад снесённого Модельного цеха ЗИЛ



Автозаводская улица, 23к7 - административное здание (1934, 2019), бывший Инструментальный корпус





Новости культуры. Вернёмся в самое начало Автозаводской улицы, чтобы заглянуть в ещё один новый музей.

Последние дни Лизинской ветки. 1955-1956 годы: https://pastvu.com/p/642558 Так эта часть улицы выглядела 70 лет назад.



Автозаводская улица, 1 - диспетчерская конечной автобусной станции «Велозаводская», с 2021 года - культурное пространство «Эрьзя-центр». Уроженец Симбирской губернии скульптор Степан Нефёдов (1876-1959) выставлял свои работы под творческим псевдонимом Степан Эрьзя, таким образом отдавая дань землякам - эрзя, одному из древних этносов мордовской группы.



Значительную часть жизни мастер провёл в эмиграции сначала в Европе, а затем в Латинской Америке. Творческая командировка затянулась почти на четверть века и стала очень успешным периодом в жизни скульптора, который поселился в Аргентине, много путешествовал по сельве, знакомился с искусством и бытом местного индейского населения. Любимым материалом для работы стала плотная и прочная древесина кебрачо. В 1951 году Степан Эрьзя вернулся в СССР, привезя 180 своих скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора общим весом 175 тонн. Правительство предоставило ему небольшую мастерскую на Соколе, наградило орденом Трудового Красного Знамени, а в 1954 году состоялась единственная прижизненная выставка в зале на Кузнецком мосту. Знаковые работы Эрьзя заняли почётное место в музеях и частных коллекциях, а в «Эрьзя-центре» экспонируются их точные копии.









Продолжение следует...

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»

ЗИЛ, Автозаводская улица

Previous post Next post
Up