Московский редевелопмент. Часть 6

Oct 03, 2022 19:00


3 октября 2022 года

Фотопроект «Город на память». 743. Московский редевелопмент. Часть 6

Под модернизмом (не путать с модерном) подразумевают стиль, распространившийся в мировой архитектуре ещё в первой половине XX века и характеризующийся новаторскими планировочными решениями, рациональностью, использованием современных строительных материалов. В СССР модернизм пришёл с некоторым опозданием и сменил властвовавший доселе сталинский ампир, чью гегемонию пресёк Никита Хрущёв постановлением об устранении излишеств в архитектуре. В наши дни в опале оказался и советский модернизм - в Москве снесены уже десятки общественных зданий, включая Дом связи и спорткомплекс «Олимпийский», угроза «реконструкции» нависла над Домом кино.





Новый Арбат, 2 - Дом связи (1965)

Дом связи на Новом Арбате предназначался для размещения автоматической телефонной станции и телеграфа, но здание перестало отвечать современным требованиям, использовалось под офисы и в итоге было снесено. На его месте планируется возвести апарт-отель. Некоторые детали интерьера сохранились на кадрах кинофильмов «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и «Мимино» (1977).

Доходный дом с аптекой до постройки Дома связи. 1962 год: https://pastvu.com/p/28392

Строительная площадка Дома связи. 1962-1965 гг.: https://pastvu.com/p/1304

Телефоны-автоматы в здании Дома связи. 1968 год: https://pastvu.com/p/1450235



Дом связи не самый выдающийся пример стиля и снесённый доходный дом на этом месте выглядел куда более органично. В этом случае можно отметить лишь факт сноса вполне крепкого здания из железобетона и то, что сносы строений 1960-1970-х годов уже никого не удивляют.





Васильевская, 13с1 - Дом кино (1967, архитектор Евгений Стамо). Московский дом кино открылся ещё в 1934 году в соседнем дореволюционном здании Алексеевского народного дома, который со временем стал тесен столичным кинематографистам.





Кинозал нового здания, построенного в стиле советского модернизма, вмещал 1100 зрителей, здесь были предусмотрены кафе и ресторан. В советское время Дом кино являлся профессиональным клубом причастных к киноиндустрии с входом по пригласительным билетам. При этом огромный зал не просто заполнялся, а набивался битком, ведь на экране показывали зарубежные фильмы, не выходящие в широкий прокат, а на сцену Дома кино поднимались все звёзды мирового кинематографа, приезжавшие с визитами в Москву.

Дом Кино. Интерьер зрительного зала. 1967-1971 гг.: https://pastvu.com/p/158569



Фасад украшен скульптурной композицией, изображающей голубя мира с оливковой ветвью и киноплёнку.





Мозаика в фойе выполнена по эскизу французского художника Фернана Леже.











В наши дни зданию требуется реконструкция, на которой ещё лет пятнадцать назад настаивал председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. «Реконструкция» в современном понимании этого слова девелоперами обычно означает снос существующего строения и возведение нового здания. За примерами далеко не надо ходить - за последние несколько лет под видом «реконструкции» снесены Киноцентр на Красной Пресне и ещё три десятка кинотеатров советской постройки в разных районах.

Как сообщила газета «Ведомости», проект реконструкции Дома кино существует и сейчас ведётся поиск опытного девелопера. На Васильевской улице может появиться комплекс с киноконцертным залом, помещениями Союза кинематографистов и апартаментами. Соседнее историческое здание предполагается реставрировать.



Вернёмся к поднятой в предыдущем сюжете физкультурно-спортивной тематике.

После триумфального дебюта советской сборной команды на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году, успешных выступлений на чемпионатах мира и Европы в СССР стал культивироваться спорт высоких достижений, требующий профессионального уровня подготовки атлетов (хотя формально советские спортсмены считались «любителями», а не профессионалами). В Москве началось строительство стадионов, Дворцов спорта и плавательных бассейнов, готовых принимать международные соревнования высокого уровня, в 1956 году открылся город спорта в Лужниках, а к Олимпиаде-80 возведены десятки современных спортивных объектов в архитектурном стиле советского модернизма.

Однако в наши дни оказалось, что в проектах стадионов не было предусмотрено ни бизнес-центров, ни апартаментов, ни магазинов, ни ресторанов. Наследники советских архитекторов принялись исправлять этот недостаток в соответствии с пожеланиями инвесторов. На проспекте Мира полностью снесены спорткомплекс «Олимпийский» и плавательный бассейн (на новоязе девелоперов снос называется реконструкцией). На его месте возводится одноимённый спортивно-развлекательный центр, который внешне выглядит эффектно на картинках-рендерах, а внутреннее пространство будет поделено между спортом и коммерцией. Предполагается, что строительство завершится в 2024 году.

Строительство спорткомплекса «Олимпийский». 1979 год: https://pastvu.com/p/1228392



Уникальность спорткомплекса состояла в возможности трансформировать площадку под все возможные виды спорта и зрелищные события - надо было только постелить на бетон нужный ковёр, установить спортивные снаряды, смонтировать концертную сцену, а при необходимости разделить зал пополам гигантской перегородкой. В 2011 году внутри спорткомплекса прошла даже Гонка чемпионов по биатлону с использованием мобильных снежных установок, наморозивших 5000 кубометров снега.

















Снос спорткомплекса «Олимпийский»







Строительство нового спортивно-развлекательного центра





На Ленинградском проспекте аналогичные перемены произошли к 2019 году со стадионом «Динамо», старейшим большим стадионом Москвы. Новый спорткомплекс «ВТБ Арена» объединил под одной крышей футбольный Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина, рассчитанный на 33 000 болельщиков, Универсальную ВТБ Арену для проведения хоккейных матчей, концертов и других мероприятий на 14 000 человек и торговый центр Арена Плаза с магазинами, ресторанами и кафе.

Стадион «Динамо». 1936-1940 гг.: https://pastvu.com/p/937326



От исторического здания сохранён фасад западной трибуны.



Стадион «Динамо» до сноса, фотографии 2008 года













Строительные работы





На фасаде размещены копии барельефов скульптора Сергея Меркурова, подлинники отреставрированы и хранятся в закромах стадиона.





Концерт «Песня года» на Универсальной арене



Петровский парк и теннисный зал. 1938 год: https://pastvu.com/p/29493  По соседству благоустроен спортивный парк «Динамо», до революции эта территория являлась частью Петровского парка, к открытию стадиона на аллеях установили скульптуры спортсменов.



Теннисные корты - единственное сохранившееся сооружение советского стадиона «Динамо» (архитектор Евгений Шервинский)





Каскадный фонтанный комплекс 1930-х годов был заменён к московской Олимпиаде, а сейчас мы видим новую версию, в которой не нашлось места олимпийской мозаике.







В 2022 году на своём историческом месте вновь открылась площадка для игры в городки.



Строительная площадка академии спорта «Динамо»



Вместо Малой спортивной арены, плавательного бассейна, футбольно-легкоатлетического манежа, гимнастического зала построены офисный и гостинично-жилой комплексы «ВТБ Арена Парк», а также ведётся строительство академии спорта «Динамо». В новом спорткомплексе разместятся зоны для игровых видов спорта, гимнастики, единоборств, ледовых видов спорта с трибунами на 400-500 зрителей. В 2017 году Проектируемому проезду № 6613 присвоено имя циркового артиста и киноактёра Юрия Никулина, который всю свою жизнь болел за футбольную команду «Динамо».







Летом жители Рогожки обеспокоились новостью о грядущем сносе гаражей бывшего Автокомбината № 4, в которых уже несколько лет размещались экспозиции на автомобильную тематику. Сейчас здание арендует выставка «Моторы войны», которую подготовил коллекционер и реставратор исторической техники Вячеслав Лен.



Хотя создатели выставки официальных предписаний о выселении не получали, они решили заручиться поддержкой известного политика Сергея Миронова. Лидер «Справедливой России» осмотрел коллекцию военных автомобилей 1930-1940-х годов, прокатился за рулем советского внедорожника ГАЗ-64 и заявил журналистам: «Почему я здесь? Дело в том, что непонятно будущее гаражей и этого музея. У жителей есть опасения, что запланирован снос гаражей и строительство очередных человейников. Люди протестуют. Мои товарищи по партии собрали здесь более тысячи подписей, но оказалось, что пока никаких решений не принято. В связи с этим, я считаю необходимым обратиться к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением оставить эти гаражи, чтобы музей продолжал функционировать. Здесь уникальное частное собрание образцов техники».







Вряд ли визит Миронова может остановить застройщиков, но пока решение о сносе не принято, любое привлечение внимания общественности к ситуации с гаражами не будет лишним.



Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»



Дом кино, стадион Динамо, редевелопмент, спорткомплекс Олимпийский

Previous post Next post
Up