20 сентября 2022 года
Фотопроект «Город на память». 740. Московский редевелопмент. Придорожное
В этот сюжет попали старинные здания и объекты, которые были построены больше сотни лет назад для обслуживания железных дорог или расположены в непосредственной близости от путей. Они давным-давно устарели и были выведены из эксплуатации, но счастливо избежали сноса. Смогут ли инвесторы подарить вторую жизнь водонапорным башням, паровозному депо, вагонной мастерской, заброшенному станционному вокзалу?
Ещё до революции в окрестностях Савёловского вокзала образовалась территория тяжёлой промышленности - металлургии, металлообработки, машиностроения. Крупные заводы в советский период истории были рассчитаны на плановую социалистическую экономику, оказались наиболее уязвимы в условиях рынка и стали закрываться в первую очередь. К примеру, торговый комплекс «Савёловский» занял цеха Московского завода шлифовальных станков. Затем пришёл черёд и его соседей - чугунно-литейного завода «Станколит» и компрессорного завода «Борец».
Завод «Борец» на Складочной улице был основан в 1897 году немецким промышленником Густавом Листом и на его территории до сих пор сохранились индустриальные строения XIX века - сборочный корпус, модельная мастерская, водонапорная башня.
В цеху завода «Борец». 1947 год:
https://pastvu.com/p/911257 В 2020 году группа компаний «ПИК» приступила к строительству жилого комплекса «Шереметьевский» на месте снесённых заводских корпусов, при этом девелопер приятно удивил градозащитную общественность, решив сохранить исторические здания, хотя они и не обладали охранным статусом.
Объекты были разбросаны по территории и застройщик принял решение сгруппировать их в одном месте при помощи передвижки.
В разные годы в Москве немало зданий передвигались по специальным стальным балкам при помощи мощных домкратов, но подобная технология не использовалась в столице уже четыре десятка лет. Специалисты реставрационно-строительной компании «Экобау» по уже испытанной их предшественниками технологии отделили корпуса от фундаментов, укрепили стены и передвинули водонапорную башню, весящую 1600 тонн, на 100 метров. Также передвинуты торцевые фасады сборочного корпуса. Предполагается, что исторические здания станут частью технопарка и общедоступной территорией.
Недействующая железнодорожная платформа Москва-Станколит Алексеевской соединительной линии Московской железной дороги, вероятно, будет вновь введена в эксплуатацию с запуском движения электропоездов на маршруте МЦД-4 Апрелевка - Железнодорожный.
В советский период истории в промышленных районах города железнодорожные пути пересекали московские улицы, но после закрытия предприятий необходимость в них отпала, рельсы и шпалы заброшенных подъездных веток почти повсеместно демонтированы. Возле платформы Станколит на Складочной улице пока сохраняется переезд со всем необходимым оборудованием.
Линейное путевое здание (сторожевой дом, место дежурства и отдыха железнодорожников) тоже можно отнести к индустриальным достопримечательностям.
А вот здания Московского комбината твёрдых сплавов, располагавшегося между железной дорогой и Полковой улицей полностью идут под снос под застройку жилым комплексом «Прайд». На фото: завершается демонтаж производственного корпуса 1980 года постройки.
В окрестностях Каланчёвки также находится старинная водонапорная башня - она была возведена в 1851 году по проекту Рудольфа Желязевича одновременно с циркульным паровозным депо Николаевской железной дороги. Позднее к ней пристроили верхний ярус, который, вероятно, использовался в качестве диспетчерской. Собственно депо осталось в ведении РЖД, а башня оказалась в частных руках и пару лет на сайте «Авито» появилось объявление о её продаже. Разумеется, техническое оборудование давно демонтировано и внутреннее пространство башни приспособлено под лофты.
Вид в сторону башни из Ярославского вокзала. 1932-1935 гг.:
https://pastvu.com/p/8543 Тупик у здания кругового депо. 1965-1979 гг.:
https://pastvu.com/p/1104840 Круговое депо, рассчитанное на стоянку 20 паровозов, располагало поворотным кругом и было накрыто сферическим куполом. Когда эра паровозов завершилась, здание использовалось как складское помещение и цеха завода «Макет», имевшего отношение к обслуживанию железных дорог. За десятилетия эксплуатации депо утратило оригинальный вид и в 2008 году было приговорено к сносу для освобождения участка под строительство четвёртого главного пути. Впрочем, компания РЖД прислушалась к мнению экспертов и отреставрировала историческое строение, но несколько паровозных ячеек всё же пришлось принести в жертву.
Здание расположено на хозяйственной привокзальной территории и попытки использовать бывшее депо как общественное пространство - выставочный зал, цветочную ярмарку или книжный клуб - пока не увенчались успехом. Есть версия, что здесь разместятся службы РЖД.
Вот так в 2013 году проходили работы по реконструкции здания.
Кстати, чуть дальше по проезду на территории депо сохранился уникальный памятник Владимиру Ленину, изготовленный в мастерской скульптора Сергея Меркурова в 1925 году и поставленный на колёса рабочими паровозного депо. На колёсных парах от старого тендера железнодорожники смонтировали постамент из шатунов, реверсов и шестерёнок, причём конструкция вроде бы могла вращаться то ли вручную, то ли от электродвигателя.
1-й Павелецкий проезд, 1 - ещё одна водоёмная башня на станции Москва-Товарная построена Рязанско-Уральской железной дорогой для водоснабжения паровозов по типовому проекту инженера Н.Виноградова. В источниках фигурируют разные данные о дате постройки этого инженерного сооружения - от 1897 до 1900 года. Водоёмная башня располагала двумя баками ёмкостью по четыре кубических сажени каждый, то есть приблизительно 77 кубических метров воды. По крайней мере один из них сохранялся ещё лет десять назад и был запечатлён фотографами.
Башня давно заброшена, вход в неё закрыт, но появилась надежда на реставрацию объекта, которая начнётся после согласования проекта в Департаменте культурного наследия. Инвестор планирует открыть в башне выставочное пространство, а наверху обустроить офис (офисным сотрудникам не позавидуешь - подниматься и спускаться придётся по винтовой лестнице, изначально предусмотренной для обслуживания баков).
Кстати, в материалах по теме употребляются как «водонапорная башня», так и «водоёмная башня», а также «водоёмное здание». Какой-то принципиальной разницы между ними неспециалисту разглядеть сложно. Подобные сооружения возводились для оптимизации работы насосной станции и работали по одному принципу: насос закачивал наверх в башню много воды, затем выключался, а вода под давлением столба жидкости раздавалась по необходимости потребителю в жилые дома, на фабрику или в ёмкость для воды на паровозе.
Позитивные перемены ожидаются и в Покровском-Стрешнево, где в 2021 году была закрыта одноимённая пассажирская платформа. Пригородные электрички теперь останавливаются на новых станциях МЦД Щукинская и Стрешнево - с них гораздо удобнее пересаживаться в метро и на «Ласточки» Московского центрального кольца. По состоянию на осень 2022 года бетонная платформа ещё не демонтирована, а здание вокзала завешано строительной сеткой - вероятно, начались долгожданные реставрационные работы.
Вокзал станции Покровское-Стрешнево. 1908 год:
https://pastvu.com/p/9756 Павильон станции Покровское-Стрешнево. 1965-1984 гг.:
https://pastvu.com/p/11367 Изящный вокзал в стиле модерн возведён в 1908 году по проекту архитектора строений Московско-Виндавской железной дороги С.Бржозовского. Каменное здание дополнял деревянный пассажирский павильон, не выдержавший испытание временем. Вокзал также обветшал, был период, когда в нём жили железнодорожные рабочие, здание горело, оказалось в частном владении, однако городским властям не удавалось принудить собственника к работам по реставрации.
Будем надеяться, что теперь-то процесс пошёл и в отреставрированном бывшем вокзале откроется, например, кафе. Заведение общепита было бы востребовано горожанами, гуляющими по парку Покровское-Стрешнево и новосёлами строящегося по соседству большого жилого квартала.
Именно такое гастрономическое предназначение уготовано девелоперами бывшему вагонному депо вблизи Курского вокзала по адресу Земляной Вал, 29с3. В заброшенном производственном здании 1905-1906 годов постройки после реконструкции откроется комплекс кафе и ресторанов «Транспоттер». Проект преобразования депо в фудмолл появился ещё в 2019 году, но пока на площадке ведутся строительные работы и до открытия «Транспоттера» ещё далеко.
На путях у Курского вокзала. Кадр из кинофильма «Змеелов». 1985 год:
https://pastvu.com/p/22062 Слева видны ещё действующие вагоноремонтные мастерские.
На противоположной стороне железной дороги можно увидеть и другие дореволюционные индустриальные здания. Все дома этого квартала, включая Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя (экс-«Гоголь-Центр»), объединены адресом: улица Казакова, 8 и отличаются номерами строений.
Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя. 1973-1977 гг.:
https://pastvu.com/p/838455 Нынешнее театральное здание исторически относилось к железнодорожному депо, а в храм Мельпомены превратилось в 1925 году, когда в нём открылся Передвижной театр драмы и комедии (Московский театр транспорта, Центральный театр транспорта, с 1959 года - Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя). Меломанам нулевых годов это место запомнилось клубом-кафе IKRA.
Улица Казакова, 8с2 - дореволюционный жилой дом
Улица Казакова. 1982 год:
https://pastvu.com/p/71374 Улица Казакова, 8с6 - жилой дом (1914)
Некоторые строения порохового завода XIX века используются в служебных целях, в частности, как дезинфекционная станция. В соседних зданиях открылись театр «Внутри», бильярдный клуб, кафе и два отеля. Серьёзные девелоперы пока не добрались сюда и квартал остаётся атмосферным закоулком старой промышленной Москвы.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»